ПОДВИЖНИКИ В МИРУ. СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Agionoros.ru начинает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). По просьбе автора мы изменили название книги с «Подвижники-миряне» на «Подвижники в миру».

 

 

Её автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца.

Первый том «Подвижников в миру» был опубликован в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим, но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский, еврейский и арабский языки.

В 2011 году I том «Подвижников в миру» был опубликован Издательским Домом «Святая Гора». С главами из второго тома мы планируем знакомить читателей по мере их перевода на русский язык.

ПОДВИЖНИКИ В МИРУ. ТомII

Посвящается благоговейным матерям,
Которые вскормили своих детей
Собственным христианским примером
и ключевыми водами Православной веры.

Предисловие

 

 

 

Четыре года назад был опубликован первый том книги «Подвижники в миру». Амбициозных планов и каких-то сверхзадач перед этим изданием не ставилось. Единственное, чего хотелось, – сохранить духовный опыт тех, кто стал примером настоящей христианской жизни – современных подвижников в миру. Но вопреки всем прогнозам и ожиданиям книга была встречена читателями с большой любовью и интересом.

Так что же нашли читатели в этих простых и смиренных людях подвизавшихся среди мира?

Наверное, они увидели в них живые примеры добродетели, которым можно подражать (что редкость в наше время). Познакомились с действенными способами аскезы. Узнав о том какие беды и испытания им пришлось пережить, обрели утешение в собственных страданиях.

Видимо, существует духовный закон: добродетель возрастает не в условиях комфорта и удовольствий, а в печали, трудностях и лишениях. Это правило в полной мере нашло отражение в жизни этих благословенных людей. Они с любовью соблюдали Заповеди Божии и показали бесконечное терпение перед лицом данных им испытаний. Они получили у Бога Благодать и жили с доверием Его Промыслу. Их не заботило мнение мира. Единственное к чему они стремились – быть послушными Воле Божией и сохранить любовь ко Господу.

Мир считает таких людей отсталыми и лишними, но их пример актуален всегда. Поражает то, с какой лёгкостью они смотрели на жизненные трудности, как легко преодолевали испытания, перед которыми современные люди (со всей своей мудростью и знанием) отчаиваются и опускают руки. Чем тяжелее были их беды – тем больше у них было терпения. Они стали сосудами благодати, побеждали искушения и поддерживали немощных. Своей простотой, жизненной мудростью и духовным подвигом они смогли воплотить Евангельские заветы и сделать веру содержанием собственной жизни.

К сожалению, в наше время люди тонут в своих многочисленных заботах и проблемах. Но вместо того, чтобы исправить свою жизнь покаянием и попросить помощи у Бога, они подчас ищут решения своих проблем «по мановению волшебной палочки»: прибегают к колдунам и тем самым дают диаволу права над собой, обрекая себя на вечные мучения. Смертно согрешают, умножая этим число своих проблем и разрушая семьи.

Ещё одна популярная ловушка – поиск харизматиков. Сегодня люди готовы ехать хоть на край света чтобы найти харизматичного старца и решить свои житейские проблемы, но не желают покаяться, изменить свою жизнь и найти постоянного духовного руководителя. К сожалению, многие из тех, кого считают харизматиками – лжестарцы, впавшие в прелесть. Они строят из себя прозорливых, чудотворцев и экзорцистов. Впадая в прелесть сами, они вводят в соблазн множество людей (порой, даже священников). Эти лжехаризматики не имеют ничего общего со смиренными подвижниками в миру.

 

 

Разница в образе жизни между певдохаризматиками и настоящими подвижниками бросается в глаза. Подлинность благодатных даров людей, о которых рассказывает эта книга, проявлялась в их смирении и стремлении скрыть данные им Богом дары от окружающих. Псевдо-харизматики, напротив, занимаются саморекламой и обогащаются за счёт своих жертв.

Эта книга содержит двадцать четыре жизнеописания подвижников в миру. Из них один епископ, один иеромонах, пять пресвитеров, два подвизавшихся в миру монаха (удостоившихся принятия ангельского образа в конце своей жизни) и пятнадцать мирян (мужчин и женщин). Рассказы о них помещены в хронологической последовательности (по дате их блаженной кончины).

Всё написанное в предисловии к первому тому «Подвижников в миру» актуально и в отношении второго. Подвижники, о которых пойдёт рассказ, жили в разных странах и исторических эпохах. У каждого из них был свой жизненный путь, но всех объединяла общая цель: соблюдение заповедей Божиих и достижение обожения. Восхищение вызывает их терпение, самоотверженность, сила молитвы и стойкость перед трудностями. Достойно подражания и то с какой простотой они принимали Благодатные дары, как смиренно и непытливо относились к сверхъестественным событиям в своей жизни, не считая себя какими-то избранными или особыми людьми обладающими какими-то уникальными качествами. Любовь к Богу побуждала их жертвовать собой ради окружающих, бескорыстно и самоотверженно оказывая им духовную и материальную помощь.

Подвижники и сегодня помогают нам своим примером и молитвой. Вечная им Память! Да удостоит нас Господь по их молитвам Царствия Небесного. Аминь.

БИОГРАФИИ ПОДВИЖНИКОВ В МИРУ

Василики Кузари

 

 

Василики Кузари родилась в 1891 году в городе Фамагуста на острове Кипр1. Её родители были бедняками. Помимо Василики (которая была самой младшей) они воспитывали ещё четырёх детей.

Василики была ещё совсем маленькой, когда умерла её мать. Некоторое время спустя одной из её старших сестёр по имени Милиа сделал предложение Константин Псарас – вдовец, воспитывавший двоих детей. Милиа согласилась при одном условии: если будущий муж разрешит ей взять с собой в новую семью десятилетнюю Василики.

Переселившись в новый дом, Василики взяла на себя заботы по домашнему хозяйству. Кроме того, она воспитала двух детей Константина и семерых детей, родившихся в его браке с Милией. Дети были привязаны к ней даже больше чем к своим родителям, они ценили Василики за её искреннюю и бескорыстную любовь ко всем окружающим.

В благодарность за помощь в воспитании его детей Константин купил Василики дом в центре Фамагусты. Он любил её как собственного ребёнка и постарался обеспечить приданным.

Василики была высокой и красивой девушкой. У неё были большие косы, светлая кожа и множество веснушек.

Василики вышла замуж за Поливия Параскеваса из селения Лапифо. Несмотря на то, что юноша был на тринадцать лет её младше, это не стало препятствием для их семейного счастья. Супруги всегда жили в любви и взаимопонимании.

Василики была добрым и бесхитростным человеком. Несмотря на свою бедность она была очень милосердной. Всё что у неё было женщина раздавала нищим. Её вера в Бога была очень глубокой, а доверие Его промыслу – безграничным.

 

 

Больше всего Василики любила на много часов оставаться в храме. Там она убиралась, зажигала лампадки и молилась. Василики не пропускала ни одного богослужения и соблюдала все посты. Она была очень смиренной и по всем вопросам спрашивала совета у священников. Всё, что они ей говорили, она не обсуждала, а неуклонно исполняла. Для неё слово священника – было проявлением Воли Самого Бога.

Василики ни разу в своей жизни ни на кого не накричала и ни с кем не поссорилась. У неё не было врагов. Ко всем без исключениям людям она относилась с любовью. Она была готова помогать окружающим и дать им то, что они попросят, даже в ущерб собственной семье. Когда Василики видела, как кто-то гневается или кричит, она очень расстраивалась.

Смирение Василики было таково, что она не хотела, чтобы о ней знали и говорили окружающие. Все свои добрые дела она тщательно скрывала. Василики всегда говорила правду. Она не могла соврать даже, когда понимала, что правда принесёт ей только вред.

Кроме девяти детей Константина, Василики воспитала и двух собственных чад, а впоследствии и несколько внуков. Видимо, воспитание было её главным призванием и предназначением. Общий язык она легко находила не только с детьми, но со всеми окружающими.

При всех достоинствах Василики был у неё и один недостаток – она любила поговорить. Её многословие даже вошло в деревне в поговорку – «Прямо как Василики» говорили о болтливых людях. Заболтавшись, Василики иногда забывала еду на плите и она сгорала. Муж приходил домой пообедать, а Василики трогательно и ласково говорила: «Поливако, милый, я сожгла еду. Давай я тебе пожарю яичницу». Он не ругался, съедал что-нибудь приготовленное на скорую руку и уходил на работу.

Василики любила говорить на церковные темы, о Христе, Богородице, Святых, своей семье. Но ни разу в жизни она никого не осудила. В этом отношении она была к себе очень строга. Осуждение она считала великим прегрешением и никогда не рассуждала о делах других людей. Своей дочери она говорила: «Андрула, я никогда не буду тебя бить (и она действительно не применяла к своим детям телесных наказаний). Но если услышу, как ты говоришь про кого-нибудь что-то плохое – дам тебе по губам».

Сын Василики полюбил женщину с тремя детьми, которая была старше его на десять лет. Василики приняла её с большой любовью, дала молодым своё благословение и помогла наладить семейную жизнь. О своей невестке женщина говорила: «Её нам послал милосердный Господь. Она очень хорошая».

Присутствие Бога в жизни Василики было зримым и ощутимым. В зрелом возрасте она совершила паломничество в Иерусалим. Во время посещения одной из Святынь города паломники оставили женщину одну и она заблудилась. Но Василики нашла дорогу сама и на удивлённые расспросы паломников отвечала, что ей помогла Богородица. Люди засомневались, и тогда Василики рассказала, что чувствовала, как кто-то держит её за руку и помогает идти вперёд.

 

 

Вера Василики была такой крепкой, что она не спешила идти к врачам, а сначала просила помощи у Бога. Её врачом была Сама Богордица. Заболев, Василики говорила своему сыну: «Панайоти, не надо врача. Пойдём к Богородице». Он отводил или (если ей было совсем плохо) относил её в церковь Пояса Богородицы в Вароси. Василики молилась, помазывалась маслом из лампадки и возвращалась домой совершенно здоровой.

После того как в 1974 году греки-киприоты были изгнаны из своих домов турками-оккупантами, Василики с супругом и семьёй сына нашли убежище в пригороде Лимасола – Птолемаиде. Там она прожила четыре года и скончалась в 1978 году в возрасте 87 лет. На похороны Василики собрались все дети, которых она воспитала.

Через пять лет скончался супруг Василики. Чтобы его похоронить, открыли гроб жены покойного. Все были потрясены увиденным: одежда и волосы Василики остались нетленными, а её кости благоухали. Это в один голос подтверждают десятки людей присутствовавшие на похоронах. Сын Василики впоследствии рассказывал своей сестре, которая не смогла присутствовать на похоронах: «Андрула, я человек не очень церковный. Но что говорить! Когда открыли гроб мамы, всё вокруг заблагоухало».

Вечная ей память. Аминь.


1В наше время этот город оккупирован турецкими войсками.

http://www.pravoslavie.ru/smi/61102.htm