ПОДВИЖНИКИ ХХ ВЕКА: CХИАРХИМАНДРИТ АНТОНИЙ (ЖЕРЕТИЕНКО)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Cхиархимандрит Антоний (в монашестве Климент, в миру Константин Мат­веевич Жеретиенко) родился 26 декабря 1865 г. в с. Иловайники Самар­ской губернии в крестьянской семье.

Схиархимандрит Антоний с чадами

Монашеский постриг принял 19 ноября 1891 г. В 1887-1891 гг. проходил военную службу в долж­ности старшего писаря Киевского пехотного юнкерского училища. В служебной характеристике о нем сказано следующее: «Отличился пример­ным поведением, весьма толковым и весьма акку­ратным исполнением возложенных на него обязанностей. Вообще он, по своим способностям и трудолюбию, с успехом занимал должность...»

С 15 февраля 1891 года несет послушание в келарском ведомстве, затем в канцелярии Духовного Собора Лавры. 22 июля 1898 года рукоположен в сан иеродиакона, 21 мая 1900 года – в сан иеромо­наха. В ноябре 1900 г. заболевает геморроидаль­ным кровотечением гортани, освобождается до выздоровления от богослужения и переводит­ся на Дальние пещеры. С апреля 1902 г. – духов­ник для богомольцев Больничного монастыря. В октябре 1902 г. - ноябре 1904 г. – смотритель свечного завода в Китаевской пустыни. В сентябре 1903 г. был членом комиссии по провер­ке ризницы Великой церкви. В дальнейшем занимал должность эконома Софийского ми­трополичьего дома. 7 августа 1913 г. назначает­ся экономом Киево-Печерской Лавры. С 12 мая 1913 г. – архимандрит, а со 2 сентября того же года – член Духовного Собора.

6 декабря 1917 г. избран и с 23 декабря назначен Духовным Собором временно исполняющим обя­занности наместника Снято-Успенской Киево- Печерской Лавры. Наместник Лавры архиман­дрит Амвросий (Булгаков) был уволен на покой 20 января 1918 года (с 1918 г. проживал на первом эта­же митрополичьего дома). 16 февраля 1918 г. архи­мандрит Климент сдал дела эконома. Обстоятельства смещения уважаемого братией наместника архимандрита Амвросия и назначение о. Климен­та вызвали неоднозначное отношение, как среди братии монастыря, так и среди архиереев.

В 1917-1918 гг. архимандрит Климент был скло­нен к автокефальной украинской церкви. Не остановил смуту, учиненную некоторой частью послушников и монахов монастыря, что могло способствовать и облегчить действия уголовных элементов (пяти вооруженных солдат), которые 25 января  1918 года арестовали и убили Преосвящен­ного митрополита Владимира (Богоявленского). Не выясненные до конца обстоятельства этого злодейства дважды были предметом рассмотре­ния на Лаврском Совете при настоятельстве ар­химандрита Ермогена (Голубева).

30 декабря 1918 г. отец Климент был избран представи­телем от Киево-Печерской Лавры на Всеукраинский Церковный Собор вместо умершего иеро­монаха Иоанникия.

С 26 мая 1921 г. – наместник монастыря. В связи с долговременным отсутстви­ем настоятеля, священноархимандрита Лавры Антония, митрополита Киевского и Галицкого, 28 января 1922 г. архимандрит Климент назна­чается исполняющим обязанности настоятеля. 17 февраля 1922 г. Духовный Собор Лавры, по примеру Свято-Успенской Почаевской Лавры, принимает решение о богослужении наместни­ка Киево-Печерского монастыря с жезлом и сулком и ношении мантии с нашивными крестами на скрижалях.

Архимандрит Климент принял руководство монастырем в тяжелейший период Русской Православной Церкви. 22 января декретом Временного рабоче-крестьянского правитель­ства Украины «Про відокремлення церкви віддержави iшколи від церкви» (аналог декре­та СНК РСФСР от 20 января 1918 г.) и декре­том Совнаркома УССР от 17 мая 1919 г. «Про передачу майна монастирськихіцерковних та інших релігійнихустанов у відання Народногокомісаріату соціального забезпечення» мона­стырь лишается всего имущества.

На территории Лавры расселяют жильцов так на­зываемого инвалидного городка. Пользование по­мещениями церквей, келий, трапезной и другими монастырскими строениями братии разрешалось на основе арендных соглашений. Проводилось расхищение имущества, ас1919г. –изъятие лавр­ских ценностей.

После национализации всех монастырских стро­ений о. Климент с 31 июля 1922 г. занимает так­же должность заведующего строениями Киево- Печерской Лавры, выделенными властями в VI район. Он –член церковной общины «Киево-Печерская Лавра»,создан­ной из лаврской братии и прихожан, участник сель­скохозяйственной артели.

В условиях распростране­ния в стране и, в частности, в Киеве обновленчества церковная община Лавры и монастырь продолжают хранить православные тра­диции. 29 апреля 1923 г. церковной общиной Лав­ры было принято решение: «Доверить совету и вменить ему в обязанность следить за соблюдением древнего православия, основанно­го на канонических прави­лах, чтобы богослужение велосьв духе Православной Церквина славянском языке; правослужения должно предоставлено быть лишь православным священнослужителям».

Схиархимандрит Антоний. Фото 1940-х годов

4 августа 1924 г. архимандрит Климент братией монастыря был избран настоятелем, архимандрит Макарий (Величко) — наместником монастыря. 16 августа Патриархом Тихоном они утверждены в должностях.

По состоянию на середину 1924 г. количество бра­тии Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры со­ставляло 557 человек, из них монашествующих – 498.  Это количество существенно не отличалось от данных на 1917 г., когда в монастыре было все­го 585 человек (без учета находившихся в действу­ющей армии), из них монахов – 472, рясофорных послушников – 113.

Впервые отец Климент был арестован органами НКВД в ночь на 11 апреля 1923 года в лаврской брат­ской больнице, где находился на лечении хрони­ческого заболевания горла и легких. Содержался в Лукьяновской тюрьме по 30 сентября 1923 г.

В 1924 г. обстановка вокруг Киево-Печерского монастыря резко осложнилась. Благодаря со­действию НКВД-ГПУ усилилось стремление обновленцев завладеть Киево-Печерской Лаврой. В октябре 1924 г. обновленческий митрополит Ин­нокентий получает мандат на проведение богослу­жений в Лавре. 25 октября 1924 г. архимандриты Климент (Жеретиенко) и Макарий (Величко) аре­стованы Киевским губотделом ГПУ УССР за орга­низацию сопротивления обновленцам. 15 декабря 1924 г. лаврские церкви передаются в пользова­ние синодальной общине, которую образовали лаврские архимандриты Филадельф (Пшеничников) и Михаил (Чалый). С 24 декабря 1924 г. мона­стырь на территории Лавры считается закрытым.

Продолжавшееся сопротивление обновленцам со стороны лаврской братии и поступившие в ГПУ доносы о сокрытии ряда монастырских ценно­стей, в том числе целого ряда богослужебных (дорогостоящих) предметов и золотой ризы с чу­дотворной иконы Успения Божией Матери, дали повод ГПУ в декабре 1924 г. - январе 1925 г. произ­вести арест 28 лаврских монахов, 2 послушников и 4 членов лаврской общины. В том числе 20 де­кабря 1924 г. арестованы, казначей архимандрит Анфим (Еленицкий); ризничный Успенского Со­бора иеромонах Евфимий (Кириаченко); экклесиарх игумен Евстратий (Грумбков); монах экклесиаршего ведомства Панкратий (Ерхан); иеромонах келарского ведомства Анувий (Ровный); иеромо­нах экклесиаршего ведомства Владимир (Андре­ев); садовник, иеромонах Карион (Кондратенко); иеромонахи Моисей (Денисюк), Иоаким (Марухно); монах Иероним (Шастун) и другие. В Лавре и в Китаевской пустыни проведены повальные обыски.

18 декабря 1924 г. экклесиарх Евстратий (Грумб­ков), вероятно, с учетом мнения старцев, пере­дал наместнику о. Макарию записку о необхо­димости указать местонахождение серебряной панагии с бриллиантами, считая, что «Лавра и все мы избавлены будем от быть может окон­чательного разорения». Архимандрит Климент передает письменное распоряжение: «Объявить братии: в течение 24-х часов сокрытые лаврские ценности сдать». После проводимых в 1922 г. изъятий и выкупа ризы, часть дорогостоящих предметов и риза по нескольку раз перепряты­вались братией в Китаевской пустыни, в хозяй­ственных строениях Лавры, в «погребце» Предтеченского придела Успенского собора и других местах.

Были обнаружены и изъяты по акту более 350 со­крытых лаврских ценностей, в том числе риза с чудотворной иконы Успения Божией Матери, 14 панагий, 22 наперсных креста и другие предме­ты. В феврале 1925 г. из ризницы Успенского со­бора и других лаврских церквей производилось изъятие ценностей и передача их в музей. Из риз­ницы было изъято также 80 различных лаврских планов. Но и в дальнейшем продолжалось, уже из музея, изъятие лаврских ценностей. 10 сентя­бря 1933 г. по 10 актам спецсектор Всеукраинской Академии наук сдал в Киевскую областную конто­ру Госбанка 120 музейных экспонатов, в том числе панагии, дарохранительницы, фелони и другие предметы XVIII-XIX вв.

В 1930-е гг. по распоряже­нию НКО в торговые организации передавались ризы с икон, образки и другие церковные предме­ты Лавры.

Следственное дело о лаврских монахах было выде­лено в отдельный том под названием «Жеретиенко и др.» На протяжении 13 апреля - 19 мая 1925 г. все арестованные были освобождены, в боль­шинстве своем с подпиской о невыезде. Настоя­тель Лавры о. Климент, наместник о. Макарий, экклесиарх о. Евстратий (Грумбков) и казначей Анфим (Еленецкий). 20 августа 1925 г. на основа­нии «Обіжника НКЮ ч. 176 від1924 р.» взяты под стражу, в ноябре 1925 г. освобождены из-под стра­жи, но отправлены на поселение в Харьков.

Рас­поряжением коллегии ОГПУ СССР от 20 февраля 1928 г. следственное дело было прекращено, под­писка о невыезде аннулирована. О. Анфим (Еленецкий) вернулся в Киев. Отцы Климент, Макарий и Евстратий остались в Харькове, не приняли Декларацию митрополита Сергия 1927 г. и отош­ли в «истинно-православную церковь», поминали на богослужениях митрополита Петра Крутицко­го. Действия о. Климента поддержало более трид­цати лаврских монахов.

Он избежал арестов 1930-х гг. По воспоминаниям, «когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни пошла горлом кровь, он был болен туберкулезом. Увидев это, чекисты махнули на него рукой, – мол сам помрет – и ушли. А ба­тюшка вскоре после этого скрылся и до 1941 г. на­ходился на нелегальном положении».

В конце 1941 г. он приехал в Киев. Проживал на Печерске, на ул. Миллионной, 16. Написал пись­мо в Духовный Собор Лавры и архимандриту Ва­лерию (Устименко), касающееся вопроса возврата ему должности наместника. «Архимандрит Вале­рий и игумен Феопемпт, ознакомившись с пись­мом, отказались принять предложение Жеретиенко, заявив, чтобы он по данному вопросу обратился схиархиепископу Антонию (Абашид­зе)». После отказа написал письмо в Берлин, к архиепископу Серафиму. Организовал на Мышеловке общину, где и служил. Осенью 1943 г. вернулся в Харьков и жил у верующих людей. Во время войны о. Климент принял схиму с именем Антоний.

По воспоминаниям, схиархимандрит Антоний скромно жил «в маленькой хатке на Холодной Горе» в Харькове. «У него была маленькая комнат­ка с печкой, которую он топил дровами. По дому он ходил в подряснике, иногда ходил в сад гулять. У себя в комнатке он служил литургию, и люди тайно, по договоренности, приходили к нему».

Схиархимандрит Антоний почил 18 декабря 1950 г. и был похоронен на Залютинском кладби­ще в Харькове.

По материалам книги «Биографические сведения о братии
Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру
в ХХ столетии».

Составитель Л. П. Рылкова

Pravlife.org