ПОДВИЖНИКИ ХХ ВЕКА: CХИАРХИМАНДРИТ АНТОНИЙ (ЖЕРЕТИЕНКО)
Cхиархимандрит Антоний (в монашестве Климент, в миру Константин Матвеевич Жеретиенко) родился 26 декабря 1865 г. в с. Иловайники Самарской губернии в крестьянской семье.
Схиархимандрит Антоний с чадами
Монашеский постриг принял 19 ноября 1891 г. В 1887-1891 гг. проходил военную службу в должности старшего писаря Киевского пехотного юнкерского училища. В служебной характеристике о нем сказано следующее: «Отличился примерным поведением, весьма толковым и весьма аккуратным исполнением возложенных на него обязанностей. Вообще он, по своим способностям и трудолюбию, с успехом занимал должность...»
С 15 февраля 1891 года несет послушание в келарском ведомстве, затем в канцелярии Духовного Собора Лавры. 22 июля 1898 года рукоположен в сан иеродиакона, 21 мая 1900 года – в сан иеромонаха. В ноябре 1900 г. заболевает геморроидальным кровотечением гортани, освобождается до выздоровления от богослужения и переводится на Дальние пещеры. С апреля 1902 г. – духовник для богомольцев Больничного монастыря. В октябре 1902 г. - ноябре 1904 г. – смотритель свечного завода в Китаевской пустыни. В сентябре 1903 г. был членом комиссии по проверке ризницы Великой церкви. В дальнейшем занимал должность эконома Софийского митрополичьего дома. 7 августа 1913 г. назначается экономом Киево-Печерской Лавры. С 12 мая 1913 г. – архимандрит, а со 2 сентября того же года – член Духовного Собора.
6 декабря 1917 г. избран и с 23 декабря назначен Духовным Собором временно исполняющим обязанности наместника Снято-Успенской Киево- Печерской Лавры. Наместник Лавры архимандрит Амвросий (Булгаков) был уволен на покой 20 января 1918 года (с 1918 г. проживал на первом этаже митрополичьего дома). 16 февраля 1918 г. архимандрит Климент сдал дела эконома. Обстоятельства смещения уважаемого братией наместника архимандрита Амвросия и назначение о. Климента вызвали неоднозначное отношение, как среди братии монастыря, так и среди архиереев.
В 1917-1918 гг. архимандрит Климент был склонен к автокефальной украинской церкви. Не остановил смуту, учиненную некоторой частью послушников и монахов монастыря, что могло способствовать и облегчить действия уголовных элементов (пяти вооруженных солдат), которые 25 января 1918 года арестовали и убили Преосвященного митрополита Владимира (Богоявленского). Не выясненные до конца обстоятельства этого злодейства дважды были предметом рассмотрения на Лаврском Совете при настоятельстве архимандрита Ермогена (Голубева).
30 декабря 1918 г. отец Климент был избран представителем от Киево-Печерской Лавры на Всеукраинский Церковный Собор вместо умершего иеромонаха Иоанникия.
С 26 мая 1921 г. – наместник монастыря. В связи с долговременным отсутствием настоятеля, священноархимандрита Лавры Антония, митрополита Киевского и Галицкого, 28 января 1922 г. архимандрит Климент назначается исполняющим обязанности настоятеля. 17 февраля 1922 г. Духовный Собор Лавры, по примеру Свято-Успенской Почаевской Лавры, принимает решение о богослужении наместника Киево-Печерского монастыря с жезлом и сулком и ношении мантии с нашивными крестами на скрижалях.
Архимандрит Климент принял руководство монастырем в тяжелейший период Русской Православной Церкви. 22 января декретом Временного рабоче-крестьянского правительства Украины «Про відокремлення церкви віддержави iшколи від церкви» (аналог декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 г.) и декретом Совнаркома УССР от 17 мая 1919 г. «Про передачу майна монастирськихіцерковних та інших релігійнихустанов у відання Народногокомісаріату соціального забезпечення» монастырь лишается всего имущества.
На территории Лавры расселяют жильцов так называемого инвалидного городка. Пользование помещениями церквей, келий, трапезной и другими монастырскими строениями братии разрешалось на основе арендных соглашений. Проводилось расхищение имущества, ас1919г. –изъятие лаврских ценностей.
После национализации всех монастырских строений о. Климент с 31 июля 1922 г. занимает также должность заведующего строениями Киево- Печерской Лавры, выделенными властями в VI район. Он –член церковной общины «Киево-Печерская Лавра»,созданной из лаврской братии и прихожан, участник сельскохозяйственной артели.
В условиях распространения в стране и, в частности, в Киеве обновленчества церковная община Лавры и монастырь продолжают хранить православные традиции. 29 апреля 1923 г. церковной общиной Лавры было принято решение: «Доверить совету и вменить ему в обязанность следить за соблюдением древнего православия, основанного на канонических правилах, чтобы богослужение велосьв духе Православной Церквина славянском языке; правослужения должно предоставлено быть лишь православным священнослужителям».
Схиархимандрит Антоний. Фото 1940-х годов
4 августа 1924 г. архимандрит Климент братией монастыря был избран настоятелем, архимандрит Макарий (Величко) — наместником монастыря. 16 августа Патриархом Тихоном они утверждены в должностях.
По состоянию на середину 1924 г. количество братии Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры составляло 557 человек, из них монашествующих – 498. Это количество существенно не отличалось от данных на 1917 г., когда в монастыре было всего 585 человек (без учета находившихся в действующей армии), из них монахов – 472, рясофорных послушников – 113.
Впервые отец Климент был арестован органами НКВД в ночь на 11 апреля 1923 года в лаврской братской больнице, где находился на лечении хронического заболевания горла и легких. Содержался в Лукьяновской тюрьме по 30 сентября 1923 г.
В 1924 г. обстановка вокруг Киево-Печерского монастыря резко осложнилась. Благодаря содействию НКВД-ГПУ усилилось стремление обновленцев завладеть Киево-Печерской Лаврой. В октябре 1924 г. обновленческий митрополит Иннокентий получает мандат на проведение богослужений в Лавре. 25 октября 1924 г. архимандриты Климент (Жеретиенко) и Макарий (Величко) арестованы Киевским губотделом ГПУ УССР за организацию сопротивления обновленцам. 15 декабря 1924 г. лаврские церкви передаются в пользование синодальной общине, которую образовали лаврские архимандриты Филадельф (Пшеничников) и Михаил (Чалый). С 24 декабря 1924 г. монастырь на территории Лавры считается закрытым.
Продолжавшееся сопротивление обновленцам со стороны лаврской братии и поступившие в ГПУ доносы о сокрытии ряда монастырских ценностей, в том числе целого ряда богослужебных (дорогостоящих) предметов и золотой ризы с чудотворной иконы Успения Божией Матери, дали повод ГПУ в декабре 1924 г. - январе 1925 г. произвести арест 28 лаврских монахов, 2 послушников и 4 членов лаврской общины. В том числе 20 декабря 1924 г. арестованы, казначей архимандрит Анфим (Еленицкий); ризничный Успенского Собора иеромонах Евфимий (Кириаченко); экклесиарх игумен Евстратий (Грумбков); монах экклесиаршего ведомства Панкратий (Ерхан); иеромонах келарского ведомства Анувий (Ровный); иеромонах экклесиаршего ведомства Владимир (Андреев); садовник, иеромонах Карион (Кондратенко); иеромонахи Моисей (Денисюк), Иоаким (Марухно); монах Иероним (Шастун) и другие. В Лавре и в Китаевской пустыни проведены повальные обыски.
18 декабря 1924 г. экклесиарх Евстратий (Грумбков), вероятно, с учетом мнения старцев, передал наместнику о. Макарию записку о необходимости указать местонахождение серебряной панагии с бриллиантами, считая, что «Лавра и все мы избавлены будем от быть может окончательного разорения». Архимандрит Климент передает письменное распоряжение: «Объявить братии: в течение 24-х часов сокрытые лаврские ценности сдать». После проводимых в 1922 г. изъятий и выкупа ризы, часть дорогостоящих предметов и риза по нескольку раз перепрятывались братией в Китаевской пустыни, в хозяйственных строениях Лавры, в «погребце» Предтеченского придела Успенского собора и других местах.
Были обнаружены и изъяты по акту более 350 сокрытых лаврских ценностей, в том числе риза с чудотворной иконы Успения Божией Матери, 14 панагий, 22 наперсных креста и другие предметы. В феврале 1925 г. из ризницы Успенского собора и других лаврских церквей производилось изъятие ценностей и передача их в музей. Из ризницы было изъято также 80 различных лаврских планов. Но и в дальнейшем продолжалось, уже из музея, изъятие лаврских ценностей. 10 сентября 1933 г. по 10 актам спецсектор Всеукраинской Академии наук сдал в Киевскую областную контору Госбанка 120 музейных экспонатов, в том числе панагии, дарохранительницы, фелони и другие предметы XVIII-XIX вв.
В 1930-е гг. по распоряжению НКО в торговые организации передавались ризы с икон, образки и другие церковные предметы Лавры.
Следственное дело о лаврских монахах было выделено в отдельный том под названием «Жеретиенко и др.» На протяжении 13 апреля - 19 мая 1925 г. все арестованные были освобождены, в большинстве своем с подпиской о невыезде. Настоятель Лавры о. Климент, наместник о. Макарий, экклесиарх о. Евстратий (Грумбков) и казначей Анфим (Еленецкий). 20 августа 1925 г. на основании «Обіжника НКЮ ч. 176 від1924 р.» взяты под стражу, в ноябре 1925 г. освобождены из-под стражи, но отправлены на поселение в Харьков.
Распоряжением коллегии ОГПУ СССР от 20 февраля 1928 г. следственное дело было прекращено, подписка о невыезде аннулирована. О. Анфим (Еленецкий) вернулся в Киев. Отцы Климент, Макарий и Евстратий остались в Харькове, не приняли Декларацию митрополита Сергия 1927 г. и отошли в «истинно-православную церковь», поминали на богослужениях митрополита Петра Крутицкого. Действия о. Климента поддержало более тридцати лаврских монахов.
Он избежал арестов 1930-х гг. По воспоминаниям, «когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни пошла горлом кровь, он был болен туберкулезом. Увидев это, чекисты махнули на него рукой, – мол сам помрет – и ушли. А батюшка вскоре после этого скрылся и до 1941 г. находился на нелегальном положении».
В конце 1941 г. он приехал в Киев. Проживал на Печерске, на ул. Миллионной, 16. Написал письмо в Духовный Собор Лавры и архимандриту Валерию (Устименко), касающееся вопроса возврата ему должности наместника. «Архимандрит Валерий и игумен Феопемпт, ознакомившись с письмом, отказались принять предложение Жеретиенко, заявив, чтобы он по данному вопросу обратился схиархиепископу Антонию (Абашидзе)». После отказа написал письмо в Берлин, к архиепископу Серафиму. Организовал на Мышеловке общину, где и служил. Осенью 1943 г. вернулся в Харьков и жил у верующих людей. Во время войны о. Климент принял схиму с именем Антоний.
По воспоминаниям, схиархимандрит Антоний скромно жил «в маленькой хатке на Холодной Горе» в Харькове. «У него была маленькая комнатка с печкой, которую он топил дровами. По дому он ходил в подряснике, иногда ходил в сад гулять. У себя в комнатке он служил литургию, и люди тайно, по договоренности, приходили к нему».
Схиархимандрит Антоний почил 18 декабря 1950 г. и был похоронен на Залютинском кладбище в Харькове.
По материалам книги «Биографические сведения о братии
Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру
в ХХ столетии».
Составитель Л. П. Рылкова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии