Подвиг выбора

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Найти того единственного человека, с которым ты готов пройти весь земной путь, не так и просто. Бывает, что таким долгим поискам сопутствуют отчаянные мысли о предначертанной свыше несчастливой судьбе. Может быть, пришло время заново осмыслить некоторые аспекты этой важной темы?

«Отрок» предлагает вниманию читателя ответы иеромонаха Макария (Маркиша) — православного миссионера и публициста, автора серии книг — на самые распространённые вопросы.


Часто говорят, что успешный брак возможен, — только если ты нашёл свою «вторую половину». Для каждого ли человека Бог создал недостающую половину? Если ты не встретил свою, значит, брак будет неудачный, несчастливый?

Когда заходит речь о серьёзных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, как идея возникла, кто её автор, в какой связи находится она с Христом, с Его Евангелием. Я убеждён, что если вы расспросите своих друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.

Но на самом деле в Святом Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем более в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но христианским авторитетом всё же не считают.

Теперь что касается самой идеи о двух половинках. Платон воплотил её в своём знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую вложил в уста известного комедиографа Аристофана:

«...Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша при­рода была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, — мужской и женский; к ним присоединялся ещё третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало ещё особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее — общий вид каждого человека был округлённый: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица...»

Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и...

«...Зевс рассёк людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь её солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее... Когда человеческий организм был рассечён пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».

Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсечённым половинам... Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе, как языческой непотребщиной, эту картинку назвать никак не удаётся.

Но что поделаешь! Каковы бы ни были её истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомлённых и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.

Да! — ответим мы. — Брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельные, независимые личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо — семья.

Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жёны. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределённость, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.

И брак — если вы решили вступить в брак — это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество — быть друг для друга мужем и женой — никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.

Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но два бесценных Божиих создания, способные в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.

Я уже давно хочу жениться, но не могу ни на ком — остановить свой выбор: никто из моих знакомых не похож на девушку моей мечты... Сколько же можно искать?

Это очень тонкий, личный вопрос: повторим, что никто не в праве принуждать вас к браку. Но по поводу «девушки вашей мечты» (или юноши, соответственно) есть одно очень важное замечание. Помните, что мечта по своей природе не свойственна христианскому мировоззрению. Мечты, конечно, существуют в нашем сознании, и глупо было бы пытаться их оттуда изгнать, но нельзя отводить им места больше, чем они заслуживают. Мечта — это игра ума и чувств, в лучшем случае добрая и светлая, в худшем — опасная, ведущая ко греху, но так или иначе — отрыв от реальности. А христианство — мировоз­зрение абсолютно реалистическое, на истине основанное и истины взыскующее.

Таким образом, поиски «девушки вашей мечты» не возбраняются, но могут загнать вас в тупик. Чтобы этого не произошло, ограничивайте свою мечту христианским смирением и рассуждением, реальным жизненным опытом, знанием людей и пониманием сущности брака.

Судьба у каждого своя. Далеко не всем она сулит — брак: многие, особенно женщины, чья внешность не соответствует модным «стандартам красоты», не могут выйти замуж. А другие, чуть ли не больше половины, разводятся.

Настоящая любовь, основанная на интимной связи между — мужчиной и женщиной, возможна только в браке — это факт. Но поскольку Бог есть любовь, у нас нет никаких поводов для грусти и никаких сомнений в настоящей любви на иных, помимо брака, основаниях. Ведь Сам Бог стал Человеком и дал нам образец любви не в брачном соединении, а в крестных страданиях.

Что такое судьба?.. В христианском мировоззрении понятие это принципиально отличается от обыденного (а вернее сказать, языческого или оккультного, которое маловерующие люди по невежеству принимают за нечто естественное). «Судьба послушного ведёт, непослушного тащит» — эта латинская пословица в христианском сознании лишена смысла. Предопределение, принятое многими нехристианскими конфессиями и еретическими верованиями, совершенно чуждо православию. Нас в принципе никто никуда не тащит: мы свободны в своём выборе. Но сам наш выбор, наши возможности, дороги, которые мы выбираем, — это и есть наша судьба. И она действительно у каждого своя. Разные люди, разные судьбы. И каждый отвечает за свой выбор, за верное направление выбранного пути.

Баскетбол — хорошая игра. Моё желание стать высококлассным баскетболистом не предосудительно. Но если рост у меня метр семьдесят, то баскетбол — не моя судьба. И с этим надо смириться.

Знание иностранных языков благотворно для души и полезно в жизни. Моё желание выучить арабский, китайский и санскрит можно только приветствовать. Но если в школе на уроках немецкого я, как ни бился, не мог усвоить склонение определённого артикля, то языки — не моя судьба. И с этим тоже надо смириться.

Сколь бы сильно ни был искажён и извращён брак в современном обществе — что вы сами только что заметили, напомнив про более 50 % разбитых семей, — он несёт в себе благодать, и люди к нему стремятся, о нём мечтают... Что ж, мечтают и о карьере профессионального баскетболиста, и о высокой должности где-нибудь в Пекине, однако смиряются с тем, что предлагает им судьба взамен — и выбирают себе другой жизненный путь. Стало быть, будем смиряться с безбрачием, смиряться — и радоваться, двигаясь вперёд по избранной дороге.

Сказано это и о тех, кто не был женат или замужем, и о тех, кто потерял семью на дьявольском алтаре развода. Вступить в брак не так уж сложно; гораздо сложнее его реализовать — чтобы он стал не могилой, а колыбелью, школой и храмом любви, малой Церковью. Если этого не произошло, не будем отчаиваться или в панике искать ускользающий шанс. Зачем?..

Настоящая любовь достижима путём брака: это непросто, но возможно. Но достижима она и путём безбрачия. Слава Богу, наша судьба нечасто ведёт нас на голгофу физической пытки, но она непременно должна быть судьбой несения креста, судьбой самопожертвования. В браке или в безбрачии, так или иначе, христианская судьба — это средство отдать себя ближнему.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/podvig_vybora.html