Подлинная природа брака и ее обоснование в Св.Писании. Виктор Чернышев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Виктор Чернышёв, профессор

Первый брак получил сочетание от Самого Бога. Согласно Священному Писанию, жена была приведена Богом к человеку. Она дана ему Богом. Она - существо богоданное, т.е. нечто священное для мужчины. Она приведена к нему одна. Тем самым сразу утверждается моногамия. Женщина - половина его существа. Она не может быть уравнена ни с какой из тех тварей, которыми обладает человек.

Таинственная связь мужчины и женщины, получившая благословение Божие до грехопадения, то есть в истинном идеале человеческой жизни, выражена в кратких, но исключительно сильных словах Адама: «...вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)».

Женщина сотворена из «ребра» человека, то есть из той части, которая ближе к сердцу. Изъяв у человека ребро для сотворения женщины, Бог прикрыл это место плотью. В этом обнаруживается глубокий смысл: ставши обнаженным, сердце мужчины было покрыто плотью - поэтому столь естественное влечение мужчины к нравящейся ему женщине связано с плотским стремлением быть ее мужем, обладать ею. А женщина, как «изъятое ребро», всегда стремится встать на свое «законное место» - прилепиться к мужу своему. Это нормально, ибо призвано облегчить мужчине путь к сердцу женщины, сделать их стремления обоюдными, словно уравновесить их.

Нам понятно, что должен быть какой-то предел в символике библейской речи - иначе она могла бы стать чем-то похожим на языческие мифы народов древности. Но глубокий смысл, выражаемый словом «ребро» состоит в том, что женщина есть равноценная и равнозначная по своему достоинству половина человеческого рода. Это - основная истина, которую раскрывает нам Откровение. Слова человека: «плоть от плоти моей» сказаны не в состоянии сна, а в состоянии ясного сознания. Все отношения между полами, зачинаясь как бы воспоминанием о том сне, когда оба они на заре творения были еще одним организмом, все же далее проходят по большей части уже в сфере сознания. В сфере сознания фиксируются и все чисто социальные отношения между мужчиной и женщиной.

Следующими словами Адама были: «Потому оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, - и будут два одна плоть» (Быт. 2:25).

Тайна «одной плоти» снова обнаруживает себя. И это, безусловно, не только простое телесное соитие. Если бы в Откровении шла речь о создании Адама как первого по счету человека, то он не мог бы произнести этой фразы о семейных отношениях. Эти слова звучат всегда от имени Адама-Всечеловека. Это видно и из того, что Христос повторяет эти слова уже Сам от Себя, как божественную истину (Мф. 19:5Мрк. 10: 7-8).

Таким образом, все сотворенное Богом было прекрасно само по себе, а не в предведении зла. Человек до грехопадения был во всем совершенен - и духом, и телом. И брак, и рождение детей, и питание, и развитие, и дружеское общение со всей природой (животным и растительным миром) были установлены в раю, что очевидно из Писания (Быт. 1-2). И Церковь во время Таинства Брака молится: «Боже Пречистый и Создатель всей твари, ребро праотца Адама по человеколюбию Твоему преобразивший в жену и благословивший их и рекший: плодитесь, и множьтесь, и обладайте землею». Следовательно, Церковь признает, что заповедь о рождении детей была дана в раю. После изгнания из рая для падшего человека исполнение этой заповеди, как и всякой другой, становится делом подвига, сопряженного со страданиями, но семья, тем не менее, остается райским установлением навсегда.

Уникальное единение супругов в браке достигается по милости Божией благодаря тому, что мужской и женский пол имеют единую природу. Действительно, кроме медико-психологических особенностей, у них нет существенной разницы. Главное биологическое и социальное отличие женщин от мужчин продиктовано детородными функциями. При соединении в «одну плоть» зарождается новая человеческая личность. Вот почему достоинство полов перед Богом одинаково, и сочетаются они между собой как две части единого целого. Ни одна из этих частей не достигнет совершенства без другой или без особого действия благодати Божией вне брака (например, в монашестве).

Размышляя о физиологической стороне полового инстинкта, епископ Немезий Эмесский писал, что производительная способность человека не подчиняется разуму: «Пожелание совокупления вложено природой. Мы невольно возбуждаемся к нему, хотя само действие, безусловно, в нашей власти и зависит от души. Оно совершается через органы, которые служат природному стремлению, а удержаться от стремления и подавить его зависит от нас... Неразумные животные управляются не сами собой, а природой, и получают от нее определенную меру и время».

И старец Паисий Святогорец тоже убежден, что без обоюдной естественной тяги мужчина и женщина никогда не решились бы на брак. Они думали бы о предстоящих трудностях, неизбежных семейных трениях и проблемах с детьми. Гнетущее чувство тревоги и ожидание грядущих испытаний перевесили бы любые здравые доводы в пользу создания семьи.

Психология интимных отношений подразумевает участие сознания и воли. Люди вступают в близость либо желая, либо не желая ее (проституция, насилие). Интимная близость и зачатие младенца происходят не только от «хотения плоти», но и «от хотения мужа» (Ин. 1:13). «И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного, - свидетельствует о себе  премудрый царь Соломон. - И я в утробе матери образовался в плоть в девятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном...» (Прем. 7:1-2).

Учредив брак, Господь определил его как фундамент человеческих взаимоотношений, пока человек живет на земле. В Быт.2:24-25 мы видим описание брака в том виде, как его осуществил Господь. Эти указания касаются всех вступающих в брак. Из них видно, что природа брака Богочеловеческая: Господь в ней - Центр и сердце создаваемой семьи. Господом освящаются союз мужа и жены. Им закладываются в природу семьи законы любви, веры и свободы, усвоению и развитию которых посвящается вся совместная жизнь супругов.

Какие же принципы составляют фундамент семейной жизни?

Согласно Священному Писанию, этими четырьмя принципами являются: отделение, постоянство, единство и физическая близость.

Первый принцип говорит о том, что, создавая семью, «человек оставит отца своего и матерь свою». Жених и невеста разрывают узы, которыми они были связаны со своими родителями. Это не отказ от родителей или повод плохо с ними обращаться, и это не разрыв всех отношений с ними. «Оставить отца и мать» означает разорвать узы зависимости от родителей: вступающие в брак теперь не будут больше искать у них убежища, защиты, финансовой помощи. Источник удовлетворения этих нужд должен быть усмотрен в новых отношениях мужа и жены.

Второй принцип говорит нам о постоянстве. Чтобы брак выдержал натиск бурь, супруги должны осознавать, что их узы постоянны. «Потому оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей...» Создав семью, Бог имел в виду прочность, постоянство, жизнь бок о бок без условий и ограничений. Поэтому к первому принципу - отделения - Он присовокупил второй - прочность и постоянство. Развод как одна из возможностей разрыва брачных уз никогда не предусматривался в Божьем замысле о браке. Этим полагается запрет даже мыслям о разводе как о возможном варианте, ибо «что Бог сочетал, то человек да не разлучает».

Третий принцип брака - приобрести навыкновение здесь, на земле, единству жизни.«И будут одна плоть». Достижение единства в браке - процесс, требующий усилий с обеих сторон. Единство - это способность слушать и прощать; именно в единстве две личности хотят полностью и без остатка поделиться всем, что наполняет их жизнь. Единство и подобие - это не одно и то же. Подобие сопряжено с подчинением: ты должен быть похожим на меня, реагировать на все так же, как я. Единство же побуждает мужа принимать участие в трудностях жены и помогать ей справляться с ними.

Четвертый принцип брака - физическую близость - выше мыуже осветили. Добавим только, что муж и жена испытываютрадость общения от физической близости при наличии отделения, постоянства и единства. При удалении любого из этих принципов, являющихся фундаментом брака, физическая близость достаточно быстро может исчезнуть.

В Послании к Ефесянам апостол Павел дает нам образец нашего общего устройства брака. Он пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Значит, основная задача жены - это повиновение, и аналогия - «как Господу». Как она откликнулась бы на обращение к ней Господа, точно также жена-христианка должна реагировать на обращение своего мужа. Апостол Павел обращается и к мужьям: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Основная забота мужей - большая любовь к женам, а аналогия - «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Обе заботы одинаково важны и обе относятся к нашим взаимоотношениям с Господом Иисусом Христом.

Эти два принципа - повиновение и любовь - можно назвать каркасом богобоязненной семьи. К этому можно присовокупить взаимное уважение и совместные приятные воспоминания. Имущество такого рода никогда не разрушается житейскими невзгодами.

При постройке здания семьи апостол Петр называет еще один важный момент. «Вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет. 3:1-2). Здесь апостол опять обращается к женам. Не проповеданием, не надоедливой ворчливостью, не назойливыми наставлениями и нытьем, а примером чистого, богобоязненного жития, безмолвной проповедью жизни по любви.

Другой важный момент в постройке прочной семьи апостол видит в отношении жены к своей жизни: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет. 3:3-4).

Безусловно, следует отметить, что апостол ничего не имеет против приятной наружности жены. Наружность важна, но она не является главной. Если Господь призвал нас быть Его посланниками, то мы должным образом должны представлять своего Господа. И это касается не только наших слов и наших действий, но и одежды. Одеваться нужно скромно, но изящно.

Куда важнее внешности «сокровенный сердца человек». Богу нужна «нетленная красота кроткого и молчаливого духа».  Женщина должна обладать большим воздержанием, чтобы иметь молчаливый дух. «Крепость и красота богобоязненной жены - одежда ее, и весело смотрит она на будущее», - сказано в Притчах Соломона (Прит. 31:25).

Таким образом, для жен строительный материал, необходимый для созидания семьи, - это богоугодное поведение, нежное отношение к мужу и готовность повиноваться. Для мужей же их стройматериал - это жить с женой в самых близких отношениях, хорошо знать ее, почитать, глубоко уважать и подкреплять все это словами и делами. Именно этот строительный материал, скрепленный «раствором любви», сделает семейный дом непоколебимым.

Русская народная линия