ПОД ЗНАКОМ КОЛОВРАТА. Роман Лункин
О том, почему неоязычество может стать опасным для общества
Славянское неоязычество после перестройки стало уникальным религиозным движением с национальным колоритом. Языческое, по существу антихристианское мировоззрение стало популярным среди молодежи и части интеллигенции. При этом важно отметить, что интерес молодежи к неоязычеству всё чаще используется в политических целях.
Самым популярным воплощением интереса к язычеству стали общины и клубы, занимающиеся исторической реконструкцией и боевыми искусствами. Это ратоборцы, клубы славяно-горицкой борьбы. Название этой борьбы произошло от слова «горица» — «курган», где на тризне в память по усопшим проводились ритуальные поединки. Часть реконструкторов и тех, кто интересовался боевыми искусствами, затем ушла в Православие, сформировав аналогичные клубы при приходах.
Но многие подобные клубы славянских ратоборств стали привлекать и националистов и неофашистов с их культом силы и мужества и «русской веры».
Неофашистский вызов стал для славянского язычества серьезным искушением. В начале 2000-х годов самой известной фигурой был «волхв Доброслав» (Александр Добровольский) в Кировской области, который распространял ксенофобские идеи, ненавидел христианство, сотрудничал с «Русским национальным единством» и КПРФ.
Идеи превосходства славян-ариев проповедовал и Александр Хиневич, лидер запрещенной церкви Инглингов из Омска. Движение Доброслава и Хиневича сошли на нет, но остались группы родноверов, которые используют язычество для откровенно враждебных акций против Православия и для фашистских ксенофобских заявлений. Известен целый ряд акций, который был совершен «родноверами»: взрыв бомбы в православном храме в Бирюлево-Западном, акты вандализма в отношении крестов. Однако насколько эти акции связаны именно с языческими общинами, осталось неясным, а использование подростками коловрата и свастики еще не делает их язычниками.
Сами лидеры славянских язычников постарались откреститься от неофашистов и расистов, которые фактически дискредитировали понятие «родноверие» («родная вера»). В 2009 году Союз славянских общин и «Круг языческой традиции» в рамках совместного заявления осудили целый ряд одиозных фигур, среди которых и Хиневич, и Трехлебов, издания которых признаны экстремистскими. В 2012 году те же объединения вместе с содружеством общин «Велесов круг» осудили целый ряд «псевдонаучных теорий» от Хиневича до Фоменко. Таким образом, основные языческие организации стараются выдержать баланс между возрождением русской веры и национализмом — что не всегда удается даже и в Православии.
Одна из целей лидеров языческих организаций — добиться официального признания славянского язычества как одной из «традиционных религий». В связи с этим последователи «родной веры» периодически выступают в публичном пространстве как патриоты России. В 2014 году «Круг языческой традиции», например, призвал своих сторонников поддержать на всенародном голосовании «Имя Победы» князя Вещего Олега, а также героев Отечественных войн 1812 и 1941–1945 годов.
Тем не менее националистический крен в русском язычестве так и останется родимым пятном, постоянно напоминая о себе. Сами язычники признают, что в их движении есть ярые сторонники «арийской» чистоты, враждебные христианству. И уж мало кто может отличить подростка-нациста, называющего себя «родновером», от язычника-интеллектуала из «Велесова круга», размышляющего о природе и едином боге Одине и Роде.
Роман Лункин,
руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН
Источник: Известия
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии