Под маской единства: к чему зовет нас ПЦУ? Назар Головко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Священный синод» ПЦУ. Фото: СПЖ
«Священный синод» ПЦУ. Фото: СПЖ

«Священный синод» ПЦУ призвал православных украинцев к единению вокруг «Киевского престола». Что стоит за этими призывами и насколько искренними можно их считать?

14 июля 2024 года «священный синод» ПЦУ выступил с обращением, в котором призвал всех православных христиан Украины «объединиться вокруг Киевского престола».

При этом «синодалы» написали, что ПЦУ «готова к диалогу» с теми, кто остается «под властью Московского патриархата», а в существующих религиозных проблемах в нашей стране виноват «враг», который делает все для того, чтобы среди верующих Украины были «разделения». Но так ли это? И что действительно предлагает нам ПЦУ?

Кто виноват в разделении Украины?

В первом предложении обращения «синода» говорится, что, «осознавая влияние и значение Православной Церкви для нашего народа, враг сделал и продолжает делать все для того, чтобы сохранять церковные деления, чтобы держать хотя бы часть наших братьев и сестер под своим религиозным владычеством, в ярме злочестивого учения "русского мира"».

На самом деле, «синодалы» ПЦУ как всегда лукавят. Потому что народ Украины по религиозному признаку разделяет не враг (в образе РПЦ, насколько мы поняли из дальнейшего текста), а непосредственно представители Думенко. Как? Захватами храмов, избиением верующих, постоянными оскорблениями и унижениями УПЦ. Нашу Церковь адепты ПЦУ иначе как «московской» не называют. Разве это не разделение?

Даже в этом «Обращении священного синода» на верующих УПЦ изливается очередная порция грязи – они называются сторонниками «религиозного язычества» и последователями «злочестивого учения русского мира». При этом утверждения думенковцев не только голословные, но и должны квалифицироваться как разжигание религиозной ненависти.

ПЦУ пишет, что «соборно осудив это учение как противоречащее Евангелию и Православию, которое имеет еретические корни и рождает злые смертоносные плоды, наша Поместная Церковь снова и снова призывает всех православных Украины к единению вокруг Киевского престола».

Во-первых, мы уже писали, что на самом деле никакого «соборного осуждения» учения о «русском мире» не было.

Во-вторых, призывать к единению вокруг Киевского престола может не только тот, кто имеет все канонические права для этого, но и тот, кто собственным примером показывает стремление к тому, чтобы кого-то объединять. Как мы уже сказали выше, ПЦУ к этому не способна. Ведь очевидно же, что насилие и агрессия никак не способствуют даже гипотетическому единству. Напротив, они создают атмосферу вражды и ненависти, что не только противоречит основным христианским ценностям, но и указывает на истинного виновника разделения.

Пустые храмы ПЦУ или при чем тут Москва?

«Мы открыты к диалогу и общению с теми, кто пока остается под властью Московского патриархата, и желаем помочь им побороть лживый страх перед властью кровавой Москвы», – утверждают «синодалы» структуры Думенко.

О «диалоге и общении» со стороны сторонников ПЦУ мы с вами знаем не понаслышке. Для них как первое, так и второе возможны только при наличии лома и болгарки в руках.

С другой стороны, неужели думенковцы действительно считают, что епископы, священники и верующие УПЦ остаются в Церкви Христовой только из-за «страха перед Москвой»? Возможно. Но тогда как объяснить тот факт, что простые люди, называющие себя православными и голосующими за «переход» религиозной общины из УПЦ в ПЦУ, потом в отобранные у канонической Церкви храмы не ходят? У них тоже «страх перед Москвой», или, может, их нежелание иметь дело со структурой Думенко имеет другие причины? Например, духовную пустоту, чрезмерную политизированность, «симфонию» с властями… А значит, по этим же причинам уходить в ПЦУ не хотят и верующие УПЦ. Москва тут точно не при чем.

Тем более, что некоторые все-таки уходят. Почему? В поисках «настоящей» и «открытой» для диалога Церкви. Например, автор этой статьи лично знаком с несколькими священниками, которые перешли в ПЦУ, чтобы избавиться от тирании своего правящего епископа в УПЦ. Они были уверены, что у Думенко им гарантирован «диалог» и «открытость» со стороны «епископата», и что не будет никакого «беспредела» по отношению к ним. Однако реальность, с которой они сталкиваются в ПЦУ, далеко не столь радужна, как это представляется до перехода туда. Потому что за красивыми словами о единстве и свободе кроется множество проблем, которые далеко отстоят от тех идеалов диалога и взаимопонимания, которые декларирует ПЦУ.

О «диалоге» в ПЦУ на примере одной епархии

Как показывает практика, в структуре Думенко царит беспредел со стороны епископов, а священники лишены реальных прав, и их положение часто хуже, чем было в УПЦ. Примером этого является случай в Черкасской епархии, где «архиерей» ПЦУ изгнал клирика Максима Лихолата с прихода без указания причин. Эта ситуация вызвала волну возмущения среди верующих и «священнослужителей», что подтверждают многочисленные комментарии и реакции в Фейсбуке.

Цитаты, показывающие реакцию сторонников ПЦУ на антиканонические беззакония в Черкасской епархии, ярко иллюстрируют атмосферу, царящую внутри этой структуры (процитируем только некоторые высказывания пользователей):

  • «Совершенно неудивительно, что так произошло, это уже не первый случай, пожалуй, это уже система».
  • «Очень печально, что такое происходит в нашей Церкви… Образованных, как и порядочных, мало».
  • «Фельдмаршал Жуков говорил так: "Бабы еще нарожают". А у нас что? Епископы еще посвящают священников? Не отсюда ли выгорание и выброс священника вне церковной ограды?».
  • «Не удивлена абсолютно. Так же и меня, как регента и профессионального музыканта, "попросили" из собора без объяснений через 6 лет верного, честного, самоотверженного служения. Меня это вогнало в депрессию, но пережила… Потом меня ждало еще много открытий и шоков. Но могу констатировать. Если кого-то отстранил/изгнал и т.д. владыка Черкасской епархии – тот на верном пути!».
  • «Сейчас быть за штатом или в запрете (в ПЦУ) – признак качества».
  • «Нечего ждать. ПЦУ уже есть РПЦ 2.0. Только слепые или отбитые во всю голову не видят».
  • «Одно время, если не ошибаюсь, патриарх Филарет еще как-то держал в кулаке своих "подопечных". Теперь всем на все... К кому обращаться, кто сможет обуздать конкретного архиерея? Епифаний? А ему это нужно? Он такой же. Если бы люди подняли головы, тогда было бы дело. Но…».
  • «Как жаль, что такое происходит в церкви, которая только начинает возрождение. Были большие надежды, что будет лучше, чем в РПЦ».
  • «Верующие должны об этом говорить, не надо умалчивать. Социальные сети тоже имеют силу. Я часто попадаю на сообщения Евстратия Зори, там задают вопросы, даже не очень приятные», «Я у него (Евстратия Зори, – Ред.) заблокирован. Это о "диалогичности" и "открытости"».

Эти и другие высказывания ясно дают понять, что в ПЦУ существуют серьезные внутренние проблемы, которые требуют серьезного внимания. Поэтому прежде, чем призывать кого-то к «единству», представителям Думенко надо научиться «не есть» друг друга хотя бы. Тем более, что случаи, подобные черкасскому, не единичны и отражают внутреннюю жизнь ПЦУ.

Этика в понимании «епископата» Думенко

Но особый интерес привлек один комментарий, автор которого написал, что «ради максимальной справедливости, в других епархиях – жесть и дно, даже где митрополит считается интеллектуалом. С помощью силовых структур забираются в телефон и личные переписки делают объектом обсуждения на епархиальном собрании».

С моральной, юридической да и с любой точки зрения факты, описанные в цитате, вызывают серьезные вопросы. Ведь если «епископ» использует силовиков, чтобы контролировать своих «священников», то что это за «церковь»? Мы уже молчим о том, что привлечение силовых структур для получения доступа к личным телефонам и перепискам является грубым нарушением права на приватность, а использование таких методов противоречит элементарным этическим нормам. Согласитесь, что это такое вопиющее нарушение всего, о чем учит Евангелие, что после этого считать структуру Думенко Церковью – язык не поворачивается. А ведь есть и другие примеры – от подкупа чиновников и схем с земельными участками до торговли «гуманитаркой» и аморального поведения. 

В итоге мы видим, что ПЦУ пытается демонстрировать единство своей структуры, к которому призывает и УПЦ, на самом деле за этой демонстрацией скрывается самый настоящий произвол, когда каждый сам за себя. Поведение многих «иерархов» этой структуры напоминает поведение пауков в банке, у которых главная задача – выжить. О каком же «единстве» может быть речь?

Кроме того, ПЦУ опять хочет обозначить проблему Украины в виде «русского мира». Дескать победим «русский мир» и заживем лучше всех. При этом реальные проблемы – коррупция, беспредел чиновников, развал экономики и общества – замалчиваются.

Более того, обвиняя «врага» в разделении Украины, сама ПЦУ играет не последнюю роль во многих процессах, которые разделяют украинцев.

Также без преувеличения можно сказать, что очень часто, смотря за поведением сторонников Думенко, понимаешь, что имеешь дело не с христианами. Поэтому, когда «синод» ПЦУ в следующий раз захочет обвинить кого-то в религиозном язычестве и разделении украинского общества, то начать он должен с себя.

А нашим священникам, которые смотрят в «открытую дверь» ПЦУ, хотим сказать, что за ней скрывается только насилие, произвол и лицемерие. На диалог там явно не рассчитывают.

https://spzh.live/ru/zashhita-very/81175-pod-maskoj-edinstva-k-chemu-zov...