Под атакой суперстимулов: как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху. Екатерина Люльчак

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Развитие мозга ребенка проходит определенные известные этапы. Еще 50 лет назад мозг ребенка развивался в окружении простых, не перегружающих нервную систему стимулов: мамины объятия, сказки или колыбельные на ночь, несколько игрушек, общение со сверстниками, позже — детские книжки, один мультик по выходным. В таких условиях мозг получал достаточное, но не избыточное количество стимулов для развития основных функций.

Что происходит сейчас? Вместе с информационным и технологическим прорывом мозг ребенка с детства получает суперстимулы. Приложения дают гораздо больше сенсорных впечатлений, чем любая игрушка: и ярко, и музыка играет, и мультяшные герои прыгают-бегают по твоему желанию. При этом ребенок получает все это многообразие стимулов без особого труда — не нужно фантазировать, договариваться со сверстниками о правилах игры, мастерить что-то из подручных материалов — просто нажми пальчиком на кнопку. Так мозг лишается строительного материала для развития воображения, коммуникации, абстрактного мышления. А нервная система ребенка перегружается множественными слишком агрессивными сенсорными стимулами. В итоге познавательная и личностно-эмоциональная сферы ребенка сегодня формируются уже несколько по-другому, чем это было, например, 100 лет назад.

Мозг ребенка проделывает огромную работу каждый день, простраивая навык за навыком. Причем здесь есть довольно жесткий тайминг — в каждый из периодов у мозга своя задача. В 5-10 лет первостепенно развитие основ эмоционального и социального интеллекта. Ребенок учится общаться, распознавать невербальные сигналы, вырабатывать общие правила, решать конфликты, сопереживать. Если в этот период ребенок просиживает за гаджетом, тренируются другие области мозга, ответственные за реакцию, внимание, логику, оперативную память. Это, безусловно, не плохо. Но очень несвоевременно. Ведь навыки, необходимые для жизни в обществе и успешной коммуникации, не нарабатываются. И уже сейчас, например, в среде молодых программистов очень востребованы тренинги для прокачки «мягких навыков» (soft skills) — коммуникации, эмпатии, эффективного взаимодействия с командой. Потому что для тех, кто вырос за компьютером, общение офлайн становится проблемой.

Меняется восприятие. Информация в сети подается по определенным законам. Если проследить изменение контента за последние лет 20, то мы увидим эволюцию от объемных текстов в ЖЖ до простых лайфхаков в картинках. А восприятие меняется вслед за доминантной формой подачи информации. Ребенок может с легкостью сделать прекрасную презентацию — красивую, наглядную, яркую, и другие дети прекрасно воспримут все, что на ней написано. Такой стиль мышления называют «клиповым», когда дети привыкают воспринимать яркие, отрывочные сведения, поданные в лозунговом стиле. При этом информация, поданная в повествовательном стиле, без картинок и пунктов 1,2,3 (прощай, история и литература), пройдет мимо. Мозг привыкает к рафинированному информационному фастфуду, а на переработку более сложных форматов ему лень тратить энергию.

Зато современный ребенок прекрасно ориентируется в огромном массиве информации и может быстро вычленять нужные ему сведения. Безусловно, скорость обработки информации у наших детей выше, чем у нас. Поэтому, с одной стороны, мышление современного ребенка более структурное, четкое, концептуальное. С другой, дети теряют навык глубокого погружения в тему. Развивается логическое мышление, но становится беднее образное и ассоциативное.

Интернет учит многозадачности — можно слушать музыку, общаться в мессенджере и искать что-то в Вики. Но при этом чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания. Эта новая форма стресса называется техногенным истощением мозга. Слишком много стимулов, слишком велика перегрузка.

Кроме того, эра поисковиков избавляет детей от необходимости запоминать большие массивы информации. Зачем что-то помнить, если всегда можно загуглить? Заманчиво отказаться от запоминания, да и еще учиться передавать смысл своими словами, если можно открыть Вики и скопировать точную формулировку. От этого страдает вербальный интеллект — основа для понимания смыслов и способности точно выразить в словах свою мысль. Кроме того, низкий вербальный интеллект становится причиной алекситимии — неспособности сформулировать и выразить свои переживания, что становится одним из факторов развития психосоматических заболеваний и депрессий.

Изменяется и картина мира ребенка: она становится более фрагментарной, отрывочной, поиск причинно-следственных связей лишен смысла, ведь всегда можно произнести волшебное «Окей, Гугл…», и ты получишь любую информацию в готовом, упакованном виде.

Можно, конечно, написать, что ребенок лет до 12 не должен подходить к компьютеру вообще. И это будет идеальной рекомендацией. Но мы живем в техногенном мире, и полный отказ от гаджетов — вещь трудновыполнимая. Поэтому выбирая из двух зол, надо постараться выбрать наименьшее.

1. Откажитесь от сюжетных игр. Большинство сюжетных игр построены по типу сериала, когда, пройдя один уровень, вы попадаете на следующий — с другим антуражем и фабулой. С точки зрения маркетинга, такой конструкт оправдан — игра еще долго не наскучит, есть момент продвижения и ощущение, что ты покоряешь новые вершины. Именно на такие игры дети и подростки подсаживаются сильнее всего — хочется узнать, что там на следующем уровне, и всегда есть момент интриги. Очень быстро дети начинают идентифицировать себя с героями игры и при любой возможности возвращаются в виртуальный мир, где их суперспособности несравнимы с возможностями в реале. Такие игры несут довольно высокий риск возникновения компьютерной зависимости, сравнимой с зависимостью от азартных игр. Поэтому если есть возможность, ограничьте доступ ребенка к сюжетным играм, по крайней мере, до 14 лет.

2. Выбирайте логические игры. Если ребенок ну очень хочет поиграть на планшете, загрузите ему логическую игрушку. Игры по типу конструктора или пазла развивают логическое и пространственное мышление, при этом, как правило, не перенасыщены суперстимулами. Конечно, этот вид игры тоже затягивает, но в нем нет личностного момента и героя, как в сюжетных играх, с которым ребенок начинает себя идентифицировать. Так что любые логические и пространственные головоломки — хорошая альтернатива любым другим видам игр. Подбирайте игры с минимальным количеством цветов и довольно плавными движениями фигур — так вы защитите нервную систему ребенка от перегрузки. И, конечно, играть на планшете (телефон лучше не давать ребенку вообще из-за маленького экрана и влияния на зрение) можно не более получаса в день, начиная с 5-6 лет.

3. Разрешите креативные приложения. Начиная с 7-8 лет, ребенку можно использовать приложения для создания клипов, мультфильмов и роликов. В разумных количествах эти приложения помогают ребенку развить творческие задатки и научиться создавать определенный продукт. Эта деятельность хороша своей целенаправленностью — ребенок учится созиданию. Это помогает ему развивать мотивацию и терпение, придерживаться определенного плана и искать наиболее успешный алгоритм действий. При этом опять-таки нет массированной атаки на него различных стимулов. В таких приложениях цвет, музыка и какие-либо другие эффекты подбираются самим ребенком. Но увлекаться подобными игрушками все же не стоит — получаса в день и нескольких забавных клипов вполне достаточно.

Гаджеты — наша повседневность, и полностью ограждать от них ребенка невозможно и не нужно. Но не допускать сужения мира до экрана мобильного телефона — важное условие для гармоничного развития детской психики.

https://www.matrony.ru/pod-atakoy-superstimulov-kak-menyaetsya-myishleni...