ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ АРХИЕРЕЯ ОБЛАЧАЮТ НА СЕРЕДИНЕ ХРАМА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Епископ (архиерей) – это высший священнический чин в Православной Церкви. Тому свидетельство значение греческих слов «епископ» и «архиерей». Слово «епископ» в переводе на русский язык обозначает «видящий сверху» или «надзиратель, надзирающий». А «архиерей» – соответственно «начальствующий над иереями (священниками)».

Мне думается, нужно нам прояснить еще один момент. По степени священства все епископы равны между собою. Хоть некоторые из них по сроку службы или по важности занимаемой ими кафедры (Предстоятель Церкви, столица, крупный город) или в силу заслуг перед Матерью-Церковью и перед православным народом могут называться архиепископами, митрополитами, патриархами. Но внутри епископского сана – это первенство чести, но не первенство власти. Качественно в богослужебном, духовном, священническом смысле все епископы равны между собою. А уже низшие клирики – иереи и диаконы – в иерархическом смысле подчинены епископам. Последние же представляют собой высший священнический чин.

Епископы – это непосредственные преемники апостолов. Они имеют полноту благодати Божией совершать все семь Таинств Православной Церкви. Например – Таинство Священства. Иерей же его совершать не может. Также епископы имеют право освящать миро и антиминсы, чего тоже священнику не положено. В принципе, в идеале именно епископ освящает новопостроенный храм.  Святыми апостолами, а через них Господом нашим Иисусом Христом епископам даруется особая благодать по управлению Церковью. Потому они часто называются владыками.

С точки зрения богословской науки экклесиологии (науки о Церкви), собрание верующих и священнослужителей во главе с епископом – Правящим Архиереем – уже является в духовном отношении Церковью.

В литургийном богослужебном смысле архиерей – символический представитель Господа нашего Иисуса Христа в собрании верующих. Особенно хорошо, мне кажется, значение епископского служения подчеркивает молитва на облачение архиерейского омофора, представляющего собой широкую длинную полосу плотной материи с изображениями крестов, которая надевается епископу на плечи. Молитва эта звучит так: «На рамех (плечах), Христе, заблудшее взяв естество, вознеси еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Это молитвословие говорит нам о том, что омофор здесь символ овцы – заблудшего человечества, которое Христос взял к Себе на плечи и внес в Царствие Небесное. Как видим, архиерей в Церкви является образом Христа Спасителя. Тому подтверждение и такие детали богослужебного епископского облачения, как архиерейский жезл (символ власти) и орлец, представляющий собой круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, что также обозначает духовную власть епископа над вверенной ему паствой и заботу о ней. Во время богослужения архиерей становится на орлецы. Епископскую власть символизирует и  архиерейский амвон – возвышение на средине храма.

Потому, конечно же, архиерейское богослужение отличается особенной торжественностью. Епископа встречают на пороге храма. А по древней русской традиции на пороге архиерейского дома путь его к церкви часто устилается цветами, коврами. В это время звонят в колокола. Священники и народ выстраиваются и приветствуют своего Архипастыря.
Вследствие этого многие богослужебные действия, как то облачение епископа, умовение рук и другие, происходят на виду у молящихся. Это обозначает, что если архиерей как преемник Спасителя и наследник апостолов находится с нами, то и сам Христос пребывает среди нас.

Иерей Андрей Чиженко

http://pravlife.org/content/pochemu-vo-vremya-liturgii-arhiereya-oblacha...