ПОЧЕМУ ВАЖНО ПОСЕЩАТЬ ВСЕНОЩНЫЕ БДЕНИЯ? Иерей Андрей Чиженко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фактически, всенощное бдение, состоящее из вечерни, утрени, 9 и 1 часа, составляет с Божественной литургией единое целое. Во времена первых христиан так и было. Об этом в своей книге «Толковый Типикон» очень хорошо писал профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович.

Христиане первых веков по Рождестве Христовом вечерню служили вечером, под утро она оканчивалась утреней. Потому священнический возглас перед великим славословием «слава Тебе, Показавшему нам свет!» совпадал с рассветом, а на само великое славословие восходило солнце, и верующие во главе со священником благодарили Бога за то, что Он создал для них новый день. После утрени сразу начиналась Литургия. Кстати говоря, на Афоне и даже в некоторых украинских храмах сохранилась традиция служить утреню утром перед Литургией.

В этимологическом смысле всенощное бдение – это тоже литургия, так как греческое слово «литургия» переводится как «общая, совместная или общественная служба».

Важно посещать не только саму Литургию, но и предваряющее ее всенощное бдение, так как оно практически является началом Литургии, началом суточного православного богослужения. Ведь церковный день по ветхозаветной традиции начинается с вечера – с вечерни.

Можно привести такой пример: мы не ходим в кинотеатр фильм к середине фильма, а не к началу, нам хочется посмотреть киноленту с первого кадра целиком, чтобы иметь целостное представление о фильме.

Примерно то же происходит и с всенощным бдением и Литургией. Приходя только лишь на Божественную литургию, мы пропускаем половину события. Ведь Литургия на девяносто процентов своего молитвенного объема – служба неизменяемая, а основная духовная и смысловая нагрузка памяти дня (смысл празднуемого события – к примеру, двунадесятого праздника или чтимого святого) припадает на всенощное бдение: стихиры, паремии, полиелей с чтением Евангелия, каноны и т.д.

Не ходя на всенощное бдение, мы оставляем большой пробел в своем духовном развитии, лишая себя Божественных святоотеческих глаголов из истории Церкви или житий святых.

Существует в наших храмах также порочная практика присутствовать на всенощном бдении, но после помазывания святым елеем на полиелее сразу уходить.

Во-первых, сразу за полиелеем начинается чтение канонов – особых больших по объему молитв, где развернуто и глубоко раскрывается духовный смысл празднуемого события или жития святого (святых), несколько позже поется Песнь Богородицы, в которой мы возвеличиваем Божью Матерь (считается, что в это время Она присутствует в храме и благословляет молящихся), а после поется очень трепетное, нежное великое славословие. В нем человечество благодарит своего Создателя за все те блага, которые Он дает нам – грешным людям. И как не остаться на нем и не поблагодарить своего небесного Отца, как не выказать Ему свою сыновнюю любовь?

Во-вторых, это неправильно, потому что тем самым мы нарушаем церковный устав. Ведь отпуст, который перед окончанием службы произносит священник на солее, он потому и отпуст, что мы получаем благословение на отпущение (уход) из храма. До этого нам следует оставаться в церкви, внимания молитве, если, конечно же, нет совсем уж неотложных дел. Понятно, что случаи бывают разные, но все-таки нужно себя понуждать к церковной службе, чтобы приобрести, с Божьей помощью, благодатный навык.

Православное церковное богослужение – это отблеск-образ райского ангельского славословия Богу, и если мы здесь, на земле не привыкли молиться, то что мы будем делать там – в Царствии Небесном? Тем более, служба церковная и молитва уже сейчас даст душе ту пищу, которую не сможет дать ничто земное: мир и упокоение в Боге.

http://pravlife.org/content/pochemu-vazhno-poseshchat-vsenoshchnye-bdeniya