Почему важна благотворительность?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О Втором послании Коринфянам апостола Павла, часть третья

С самых первых дней существования Церкви неотъемлемой частью церковной жизни были дела милосердия и благотворительности. Сам Господь Иисус Христос говорит, что, накормив голодного и напоив жаждущего, приняв странника, одев нагого, посетив больного или находящегося в тюрьме, человек совершает это для самого Христа (см.: Мф. 25, 31-40).

После начала апостольской проповеди в Иерусалиме христиане, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 34–35). Кроме этого в Иерусалиме (а затем и в других городах) были организованы ежедневные трапезы для нуждающихся. Однажды из-за этого даже произошел спор между христианами из коренных иерусалимлян и так называемыми еллинистами (тоже христианами из евреев, но проживавших в диаспоре — в различных греческих городах) (см.: Деян. 6, 1–7). Еллинисты посчитали, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей (Деян. 6, 1). Поэтому апостолы решили избрать из среды верующих семь достойных мужей, которые взяли бы на себя полное попечение о делах благотворительности, потому что самим апостолам не хорошо было бы, оставив слово Божие, пещись о столах (Деян. 6, 2).

Кроме того, христиане из одних городов заботились о нуждах других христианских общин. Из книги Деяний мы знаем, что антиохийские верующие положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. 11, 29–30). Если учесть, что первоначально иерусалимские христиане могли сами содержать себя и своих нуждающихся (см.: Деян. 4, 34–35), то последующие сборы пожертвований для Иерусалимской Церкви свидетельствуют о том, что иерусалимская община стала испытывать серьезные трудности. Причиной трудностей был наступивший в Палестине голод.

Милосердие — только добровольно

В сборе пожертвований для Иерусалима участвовала не только Антиохия. Из послания апостола Павла к Римлянам известно, что Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме (Рим. 15, 26). Такой же сбор пожертвований осуществлялся в Галатии (в настоящее время — территория Турции), а затем — и в Коринфе: При сборе же для святых поступайте так, как я (апостол Павел. — Авт.установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду (1 Кор. 16, 1–2). Слово «установил» не означает того, что благотворительность была принудительной и все должны были участвовать в ней в установленном апостолом порядке. Апостол дважды прямо говорит о добровольном участии в сборе средств: Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года (2 Кор. 8, 10) и каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Из этих слов видно, что апостол лишь призывает коринфян исполнить то, что они намеревались сделать еще год назад, а также напоминает, что доброе дело должно быть именно добрым и — добровольным. А напоминает он о сборе средств еще и потому, что знает о материальном благополучии коринфян в этот момент. И здесь звучит очень интересная мысль апостола о взаимопомощи: Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность (2 Кор. 8, 13–14).

Богословие христианской благотворительности

Денежные пожертвования в пользу других, часто совершенно незнакомых людей, по мысли апостола Павла, становятся не просто жестом щедрости. Идея деятельного милосердия и любви к ближним основным мотивом проходит через библейские тексты. Но апостол Павел рассматривает благотворительность через призму христологии — учения о Господе Иисусе Христе — и экклессиологии — учения о Церкви.

Добровольность пожертвования, идея взаимопомощи, необходимость жертвовать от избытка (особенно в пользу тех, кто этого избытка лишен) становятся на второе место после главных аргументов апостола.

Апостол Павел пишет: Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9). Что значат эти слова? Сын Божий, будучи Богом и имея всю Божественную славу, становится человеком, таким же, как мы,— чтобы ради нас принять бесславие, страдания и смерть. В этом смысл слов о богатстве и обнищании Христа.

В богословии есть специальный термин — «кенозис». В переводе с греческого это слово буквально означает «опустошение, истощение». Христос опустошил Себя, чтобы человек принял полноту жизни, Христос обнищал, чтобы мы обогатились Божественной благодатью. Христос отдал Свою жизнь, чтобы мы избавились от смерти. Поэтому и христиане не должны бояться оделить в чем-то себя, хотя бы частично обнищать в чем-то ради блага других. Тем более что верующие приобрели себе совершенно другое богатство — обогатились во Христе всем, всяким словом и всяким познанием (1 Кор. 1, 5). Это и есть те сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 20), о которых говорил Господь Иисус Хрис­тос. Тот, кто отдает с радостью и любовью, получает от Бога еще большие блага: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9, 8).

Взаимная помощь и благотворение друг другу становятся отражением единства Церкви. Апостол пишет:Дело служения сего (т. е. сбор средств.— Авт.не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию (2 Кор. 9, 12–14).

Церковь наполнена очень разными людьми, но остается при этом единой Церковью. На практике единство проявляется в совместной молитве, поэтому главный знак единства Церкви — совместная молитва верующих на Божественной литургии, перед Чашей с Телом и Кровью Христа. Но молимся мы не только за тех людей, которые окружают нас в храме. Мы молимся за христиан вообще, за всех членов Церкви. Взаимопомощь, по мысли апостола Павла, еще более сподвигает нас к молитве друг за друга. Благотворительность и молитва друг за друга становятся своеобразными узами любви, связующими разные христианские общины между собой.

Делать добро не только своим

Важно помнить, что христианские общины Рима, Коринфа, Галатии, Македонии и других городов, в которых проповедовал апостол Павел и его сподвижники, были общинами уверовавших язычников. А сбор средств осуществлялся для иерусалимских христиан, бывших иудеев. В послании к Римлянам есть очень важные слова, объясняющие то, почему бывшие язычники усердствуют в делах благотворительности для Иерусалима:Язычники сделались участниками в их духовном (в духовных обетованиях, данных Богом израильскому народу),то должны и им (христианам из иудеев) послужить в телесном (Рим. 15, 27).

Израильский народ — народ Божий, избранный от самых древних времен, чтобы нести свет веры для заблудших народов языческих. С этим были связаны столь строгие установления Ветхого Завета, которые должен был блюсти израильский народ, чтобы сохранить свою веру. Теперь же данные Богом обетования исполняются в Церкви, ставшей духовным Израилем, народом избранным, в который входят не по праву происхождения или рождения, а по вере во Христа. По мысли апостола Павла, уверовавшие язычники в определенном смысле становятся должниками перед уверовавшими иудеями, так как израильский народ понес все трудности Ветхого Завета в ожидании пришествия Спасителя. Поэтому язычники, принимая с народом израильским равные блага в Церкви Христовой, могут послужить им от своих богатств — как бы возблагодарить их за те трудности и тяготы, которые они когда-то понесли.

Вот такой глубокий богословский и духовный смысл приобретает идея христианской благотворительности во Втором послании апостола Павла к христианам Коринфа. Но тот же самый смысл дела любви и милосердия сохраняют и для нас, христиан XXI века, тем более что нуждающихся в наших делах любви со времен апостола Павла и древнего Коринфа и Иерусалима отнюдь не стало меньше…

Продолжение следует

Газета «Православная вера» №1 (525)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pochemu-vazhna-blagotvoritelnost