ПОЧЕМУ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ ЧИТАЕТСЯ КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННАЯ МОЛИТВА ПРП. ЕФРЕМА СИРИНА? ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Прежде чем начать разговор о второй части молитвы преподобного Ефрема Сирина, которую можно назвать «Добродетели», нам следует понять, что же такое «добродетели»…
Добродетели
Предварительные понятия
В очень древней христианской книге «Пастырь» святого Ерма, датируемой концом I столетия по Рождестве Христовом – первой половиной II столетия, есть очень много наглядных литературных образов, объединенных автором в стройное гармоничное целое, которое призвано помочь духовно совершенствоваться и идти по пути к спасению. Автором данной книги под именем Ерм (Герма), Ермий, по одной из исторических версий, был апостол от семидесяти римлянин Ерм, ученик святого первоверховного Павла. Святой Ерм, кстати говоря, упоминается в Послании святого апостола Павла к римлянам (16:14). По другой версии, Герма был братом десятого Римского епископа Пия Первого. Он возглавлял римскую христианскую общину с 140 по 155 гг. Как бы то ни было, книга «Пастырь» долгое время являлась настольной книгой, нравственным и духовным руководством для многих поколений православных. И даже однажды упоминалась в каноне (списке) Книг Священного Писания Нового Завета.
В этом произведении добродетели представляются в виде прекрасных дев, которые являются в духовном видении автору «Пастыря». Они отбирают и носят камни для строительства некоей башни. Башня здесь символ Церкви, ведущей человека ко спасению. Камни – сами люди, достойные либо недостойные того, чтобы быть включенными в строительство этой башни-Церкви.
Здесь аллегорически Ерм открывает нам прописную духовную истину, высказанную в Соборном Послании святого апостола Иакова: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Брат Господень фактически раскрывает суть понятия «добродетель». Это личное дело каждого человека, направленное на добро: стяжение Духа Святого (преподобный Серафим Саровский так говорил), очищение-открытие в самом себе с Божьей помощью образа Божия, искаженного как общечеловеческим грехом наших святых прародителей Адама и Евы, так и личными грехами каждого из нас, преображение собственной духовно-телесной природы человека (вот где, кстати говоря, коренится православное учение о мощах святых. Это не фетишизм, но уважение и любовь к преображенной Святым Духом и личным деланием человека его природе).
Мы подходим к догмату об образе и подобии Божьему в человеке. Этот догмат есть в Священном Писании Ветхого Завета, где говорится о Предвечном Совете Святой Троицы, на Котором было решено создать человека, несмотря на его будущее грехопадение: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Что же такое образ и подобие Божие? Образ – это свойства и силы души, которые в гораздо меньшем масштабе, очень отдаленно похожи на свойства и силы Самого Бога. Это не роднит нас и Всевышнего в природном онтологическом смысле. Господь для нас является недостижимым и непостижимым. Но человек сам по себе, по замыслу Творца, есть словно бы иконой живой Бога – Его образом на земле. Пример: Бог вечен – душа человека бессмертна, Бог всемогущ – человек сильнее всех остальных тварей, Бог-Творец – человеку также присуща творческая энергия и т. д. Человек – это образ Божий. И в этом состоит его царственность.
Образ Божий есть словно бы константой, фундаментом каждого человека. Он вмонтирован в его природу незыблемо. Как в свое время очень точно говорила преподобномученица Великая Княгиня Елизавета (Романова): «Образ Божий в человека нельзя уничтожить, его можно только замутить».
А подобие Божье – это как раз изменяемая величина. Вот как об этом говорится в книге «Закон Божий», изданной в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре в 2012 году: «ПОДОБИЕ БОЖИЕ зависит от направления душевных способностей. Оно требует духовной работы человека над собою. Если человек стремится к истине, к добру – к правде Божией, – то он становится подобием Божиим. Если же человек любит только самого себя, лжет, враждует, делает зло, заботится только о земных благах и думает только о теле своем и не заботится о душе своей, то такой человек перестает быть подобием Божиим (т. е. похожим на Бога – Отца своего Небесного), а делается похожим в своей жизни на животных и может окончательно уподобиться злому духу – диаволу».
Известный православный ученый-догматист Владимир Николаевич Лосский в книге «Православное богословие» очень точно выразил смысл человеческой жизни и задачу, поставленную перед человеком его Творцом: «Адам должен был превзойти эти разделения сознательным деланием, соединить в себе всю совокупность тварного космоса и вместе с ним достигнуть обожения… И, наконец, космический Адам, безвозвратно, отдав всего себя Богу, передал бы Ему все Его творение и получил бы от Него во взаимной любви – по благодати – все, чем Бог обладает по природе; так, в преодолении первичного разделения на тварное и нетварное совершилось бы обожение человека и через него – всего космоса» (глава «Христианская антропология»).
Т. е. главная цель жизни каждого человека – это его активное сознательное движение по направлению к Богу. Оно начинается с момента зачатия человека в утробе матери и не заканчивается никогда, даже после смерти. Оно вечно, как вечен сам Бог, как вечна и душа человеческая. Жизнь человека – это либо бесконечно счастливое и радостное продвижение к Богу, либо бесконечное несчастное и трагическое продвижение к аду и диаволу.
Исходя из этого, жизнь человеческая – это активное и вечное движение души и преобразование ею и самой себя, и вверенной ее попечению материи либо в сторону добра, либо в сторону зла. Тому также подтверждение определение «добродетели», написанное в Философском словаре: «Философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова “грех”».
Воспитывание в самом себе с Божьей помощью определенных добродетелей есть приближением человека к свойствам Божьим (их именно духовными сердечными проекциями и являются те или иные добродетели), как то вера, надежда, любовь, воздержание, смирение, целомудрие, терпение и пр. Стяжание добродетелей человеком – это стяжание Духа Святого, преобразование себя, бесконечное и активное движение души человеческой в сторону союза с Богом, Который не преминет появиться ищущей Его душе и облагодетельствовать-спасти ее.
Но главное только человеку самому захотеть измениться, вырваться из плена материальности, из рабства страстей, которые питаются телом и вообще предметным миром.
Потому невероятно важно это, я сказал бы, страстное и пламенное, и бескомпромиссное желание данного изменения. И такому человеку обязательно откроется и изумрудно-зеленая весенняя равнина, и белая бесконечная дорога, и прекрасные девы-добродетели, и сияющая башня-Церковь, и Ее главный Строитель – Господь наш Иисус Христос. Он – бесконечная наша радость, бесконечный наш мир и покой.
Нужно только каждому из нас ответить на главный вопрос своего сердца: «Хочу ли я действительно найти Бога и соединиться со Христом»?
Окончание следкет
Иерей Андрей Чиженко
http://pravlife.org/content/pochemu-v-velikiy-post-chitaetsya-kolenoprek...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии