Почему в пост повышается раздражительность? Священник Андрей Лоргус
Что такое конфликт? Какова природа раздражительности? Всегда ли гнев – грех? На эти и другие вопросы отвечает священник и психолог Андрей Лоргус.
- Если человеку свойственно нередко попадать в конфликты, о чем это может говорить? Может быть о его гордости, немилосердии или, наоборот, о его положительных чертах, например, о том, что он не проходит молча мимо несправедливости?
Если человек попадает в конфликты – это значит, что он живой, потому что конфликт – это нормальное явление. Мы вступаем в конфликты в силу того, что мы разные. У нас разное отношение к миру, к себе, к тем состояниям, которые мы переживаем, поэтому неизбежны столкновения различных мнений, различных подходов, различных чувств и характеров. Сталкиваются два разных чувства, два разных интереса, два разных мнения – вот вам, пожалуйста, конфликт.
Выйти из конфликта – значит обогатиться знанием о том, что иные люди хотят жить по-другому, не так, как вы, и научиться принимать точку зрения других, научиться договариваться. Как два враждующих государства рано или поздно садятся за стол переговоров и договариваются о границах и взаимоотношениях, так и у людей любой конфликт завершается тогда, когда они садятся за стол переговоров и договариваются о том, как они будут дальше вместе жить. Или о том, что они разойдутся.
А существует ли тип конфликтной личности?
В психологии такого понятия нет, поскольку конфликтность – это симптом разных состояний. Конфликтной личностью называют обычно человека, который любит выяснять отношения, бывает навязчивым, раздражительным. Но это уже не конфликтность сама по себе, это другое качество, которое на языке психологии, психиатрии называется навязчивостью.
Есть люди, которые пытаются самоутверждаться за счет других. Это тоже может быть названо конфликтностью. Такой человек всегда вступает в самые разные споры только – для того, чтобы доказать свою правоту и таким образом самоутвердиться.
Могут быть и другие ситуации, например, когда раздражительность стала свойством характера.
В целом же можно сказать, что конфликтность – это нормальное свойство, но если человек слишком часто вступает в конфликты, значит у него есть внутренний конфликт с самим собою.
Чаще всего внутренний конфликт – это конфликт между идеальным «Я» и самооценкой. То есть я чувствую, что я гораздо хуже, чем хотел бы быть. Это вызывает во мне напряжение и раздражение собою. Поэтому при малейшем поводе я переношу это раздражение на других.
Если человек все время всех обличает….?
Частое обличение других – это способ самоутверждения. Кроме того, это может быть свойством конформистского характера, когда человек очень крепко держится за определенные правила, рамки, стереотипы, внешние нормы поведения. Этому человеку нужно все время кого-то обличать, чтобы поддерживать динамическое и устойчивое представление о собственных рамках и стереотипах.
Если говорить об оппозиции, то это подростковый симптом. Именно для подростка свойственно все обличать и быть всегда против. Это так называемый подростковый нигилизм, свойственный инфантильной личности взрослеющего человека.
У человека произошло «застревание» в подростковой позиции – всегда быть «против». Не важно, по какому поводу, главное – быть всегда в оппозиции. Типичный пример «застрявшего» в подростковом возрасте мужчины – доктор Хаус.
А почему происходит «застревание»?
Причин может быть очень много. Если брать Хауса, то, конечно, здесь играет роль глубокая психологическая травма, но на ее месте может быть и страх взрослого мира, и боязнь ответственности.
А раздражительность – откуда
У раздражительности есть несколько конкретных причин. Самая главная – это наличие внутреннего напряжения. Внутреннее напряжение возникает у человека тогда, когда он занимает не соответствующее себе место. Например, берет на себя слишком тяжелую работу или выполняет работу, для которой он не приспособлен. У него нет способностей, нет знаний, нет умений. Или человек вынуждает себя терпеть какое-либо неудовлетворительное состояние, скажем, голод, холод, недосыпание. В этих случаях выстраивается следующая цепочка внутренних состояний: напряжение – раздражение – агрессия. То есть раздражение – это всегда показатель внутреннего напряжения.
Кроме того, к раздражению ведет внутри-личностный конфликт, когда реальное самоощущение не совпадает с идеальным «Я»: «Я хотел бы быть святым, но я, оказывается, простой грешник». Тогда возникает внутренний конфликт, а от него происходит раздражение.
Раздражение может возникать и естественно, когда нарушаются мои личностные границы. Если начальник на работе все время повышает на меня голос или требует от меня делать то, что я не должен, например, заставляет меня заваривать чай или все время мной недоволен и ругает меня. Когда в мою комнату без стука входят родители. Когда моя жена контролирует содержание моего бумажника или моей переписки. В подобных случаях нарушаются личностные границы, и человек всегда раздражен.
Часто раздражение возникает в связи с духовной жизнью, когда человек берется за подвиг не в свою меру, не понимая даже внутренней сути этого духовного подвига, например, непрестанной молитвы. Для того, чтобы научиться молитве, необходимо много разных условий. Прежде всего, это знание своих основных страстей (о победе над ними в начале духовного пути речь еще не идет). Во-вторых, это, конечно, умение владеть собою, то, что святые отцы называли собранностью. Для того, чтобы непрестанно молиться, надо знать, как совершается молитва внутренним голосом, умом. А для этого требуется чистота ума и сердца. Если этих условий нет, то человек, который взвалили на себя такой подвиг, конечно, будет раздражен, потому что у него не получается, и он не знает, почему.
Причин раздражения, связанных с духовной жизнью, много, но все они проистекают от отсутствия опыта и послушания духовному руководителю, если таковой имеется.
С чем связана повышенная раздражительность во время поста у некоторых людей?
Если человек не опытный в христианской жизни берется за строгий пост, то его раздражительность чаще всего будет гораздо выше нормы. Кроме того, он будет проецировать свою раздражительность на других людей. Неофит просто не знает, какие последствия в нем вызовет строгий пост. Более того, он не догадывается, что помимо поста в Церкви есть еще молитва, богослужение. И если степень поста не уравновешена молитвой или иным духовным деланием, то очень трудно его выдержать.
Пост создает некий вакуум внутри души, и его надо чем-то заполнить. Чем? Духовным содержанием. Когда у человека отсутствуют сенсорные ощущения вкуса, насыщения, радости от трапезы, у него образуется вакуум, недостаток простых чувств. Чем этот вакуум можно заполнить? Чем-то духовным, интеллектуальным: чтением, молитвой, богослужением. Может быть, даже стоит пойти на дополнительны курсы или послушать лекции, которые сейчас в большом объеме предлагаются каждому православному. Тем самым можно скомпенсировать тот внутренний вакуум, который образуется из–за поста. Ведь целью поста как раз и является создание некоего внутреннего пространства, куда может поместиться новое и ценное. Если же человек просто не ест и, сжав кулаки, терпит муки голода, то он не может быть не раздражен.
Пост заключается не в том, чтобы держать себя за руки и за ноги железными цепями. Этого напряжения личность все равно когда-нибудь не выдержит. И смысл поста не в том, чтобы вызвать внутреннее напряжение, а в том, чтобы приобрести новый опыт, духовный опыт. В данном случае пустота, голод – это почва для нового опыта, но не цель.
Если, например, в семье есть проблемный человек, который является источником постоянного раздражения, и изменить это нельзя, можно ли в таком случае справиться со своим раздражением?
Источник раздражения всегда внутри человека. Это не мама с папой, не жена или дети, а внутренняя точка напряжения в его душе, в его личности. Так что человек всегда может что-то сделать с этой точкой напряжения, главное разобраться, что это такое. И детский крик может не раздражать, а радовать, и стук в дверь престарелой мамы, которая еще раз пришла спросить, взял ли ты с собой на завтра теплые носки, может не раздражать, а умилять. Причина раздражения внутри души человека. С ней надо не бороться, с ней надо разбираться.
Что такое гнев – реакция на раздражение?
Иногда гнев может быть реакцией на раздражение, но бывает, что гнев является просто эмоциональной реакцией. Эмоциональная реакция – это естественная психологическая реакция, которая возникает в ответ на такие стимулы, которые у каждой личности особые. Оскорбление, унижение, агрессия, напор, нарушение границ может вызывать у нас гнев. Если гневливость – эмоциональная реакция, то эти вспышки проходят через пять-двадцать минут. Но гневливость может стать и чертой характера, тогда мы рассматриваем как страсть.
Отдельные вспышки гнева, наверное, дело житейское, не стоит о них и говорить?
Ну почему же. Они тоже имеют важное значение в духовной жизни. Если я пришел на работу голодный и замерзший и при этом застал в своем кабинете сотрудников, которые чаю не приготовили, задание не выполнили, и так далее, и не приму вовремя меры, чтобы не дать себе вспылить, – то это будет мой грех. Если я знаю, что у меня такое искушение может возникнуть, значит я себя должен, во-первых, сдержать, во-вторых, принять контрмеры, например, попить сладкий чай перед тем, как разговаривать с сотрудниками о работе.
Кто предупрежден, тот вооружен. Как Давид в Псалтири пишет: «уготовихся и не убояхся». То есть человек готовый и знающий, чего от себя ожидать, не попадается в эту ловушку.
Мне кажется, что особенность гнева состоит в том, что у него отсутствует такая стадия как «прилог». То есть за негативным событием сразу следует негативная эмоциональная реакция. Ни мозги, ни душа просто не успевают вклиниться между этими двумя событиями. Возможно ли затушить вспышку раздражения в таком случае?
В этом случае ничего нельзя сделать, поскольку это эмоциональная реакция. Но стоит знать, что мы попадаем в эти эмоциональные реакции с определенной закономерностью, а закономерность эта заключается в нашем предыдущем опыте. Если наша эмоциональная реакция зашкаливает, если она в несколько раз превышает стимул, то есть повод, по которому мы вспылили, не соответствует нашему гневу, – значит причина этой вспыльчивости лежит где-то в нашем прошлом опыте, и она не связана напрямую с данным событием. Значит надо искать причины такой эмоциональной реакции в прошлом опыте.
Если речь идет о сложной ситуации, в которой человек сам разобраться не может, надо обращаться к специалисту, идти на психотерапию. И медленно, шаг за шагом, разбираться, в чем причина этого внутреннего глубокого конфликта, напряжения.
А если гнев адекватен обстоятельствам?
«Адекватный» гнев также может привести к очень тяжелым последствиям. В гневе можно сказать лишние слова, обидеть кого-то. Поэтому лучше этого избегать. Если гнев в какой то мере адекватный, значит есть некая возможность избежать ситуаций, в которых я могу гневаться. Когда я знаю, что эта ситуация выводит меня из себя, и я ничего не могу с этим поделать, тогда надо предупреждать окружающих. Повесить на себя табличку «Осторожно, я могу сейчас взорваться».
Помимо собственной страсти, гнев провоцирует и еще и объективная несправедливость. Существует ли мера терпения несправедливостей? Некоторые подвижники намеренно устраивали свою жизнь так, чтобы рядом с ними находился гневливый человек. Значит ли это, что какую-то, хотя бы видимую, справедливость отстаивать вообще не надо, не надо защищать свои права, а надо смиряться?
Это очень разные понятия – смирение, справедливость и отстаивание прав.
Каждый человек имеет право защищать свои права: человеческие, политические, профессиональные, семейные. Будет он это делать или нет – это его выбор. Есть люди, которые не защищают своих прав, страдают, но терпят. Есть люди, которые очень тщательно оберегают свои права.
Теперь по поводу смирения. Это святоотеческая добродетель. Смирение не является вопросом психологии, но тем не менее и в психологии есть понятие смирения. Оно означает признание и принятие себя таким, каков ты есть на сегодняшний день. Принятие не своих грехов и страстей, а себя. Это требует смирения, потому что я не соответствую собственному идеальному образу, который хотел бы иметь. Я такой, какой есть, например, маленький, горбатенький, сухонький и гугнивый. Принять себя реальным очень сложно, потому что мы все время о себе мечтаем. Это смирение в психологическом смысле. Я думаю, что с него начинается смирение духовное.
Относительно же справедливости можно сказать, что ведь ее вообще нет. Кто сказал, что справедливость существует? Даже само это понятие является не духовным, а социальным. Но и в социуме справедливости нет. И Бог не справедлив, но многомилостлив. Если бы Бог был справедлив, нас бы не было на этой земле. По справедливости мы давно должны были быть в геенне огненной, а мы ходим, радуемся и даже бываем счастливы. Это же Его милость к нам, а не справедливость.
Когда-то Бог пытался быть справедливым и учинил потоп, но потом сказал, что не будет больше таким. Он хотел быть справедливым, и Дафан и Авирон под землю ушли. Мы знаем примеры Божественной справедливости, трепещем от них и рассчитываем на Его милость к нам, а не на Его справедливость. И нет ничего более милосердного, чем пришествие в мир Сына Божиего, устроившего наше спасение. Поэтому поиск справедливости в этом мире – это, на мой взгляд, ложная идея. Ее нет. И отстаивать правду, отстаивать справедливость – это некая романтическая мечта, которая, к сожалению, сгубила многие жизни.
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии