Почему украинская Церковь не готова к автокефалии. Часть 2

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Почему украинская Церковь не готова к автокефалии. Часть 2

Почему нельзя раздавать святыни псам

Потому что Христос запрещает это делать, т.к. делая это, мы совершаем в сознании людей подмену истинной веры языческими суевериями и т.д.

Именно из-за такой подмены Господь неоднократно наказывал и Древний Израиль, и многие христианские царства и страны тяжелыми казнями. И именно поэтому каноны Церкви не просто запрещают совершать для невоцерковленных людей какие-либо священнодействия, но и вообще запрещают принимать таких людей в Церковь.

Допустим, мы будем отказывать в крещении 99% населения – что тогда будет? Часть уйдет к протестантам, часть – к греко-католиками, а большинство – к филаретовцам. Там они будут с нескрываемой радостью ходить в «украинскую Церковь», хотя как были язычниками, так ими и останутся. Однако и нам в Церкви язычники не нужны, ибо принимать в общение с верными язычников, т.е. людей, не исповедующих сознательно Христа, всегда было кощунством. Об этом нам говорит в Евангелии Христос, об этом говорит апостол Павел, об этом говорит огласительная практика в Древней Церкви, где людей, желающих принять Таинство Крещения, готовили не один год.

Об этом, в конце концов, говорят церковные каноны, нарушать которые священнослужители не имеют права: например, 8 правило 7 Вселенского Собора запрещает крестить тех из иудеев (и их детей), которые неискренно обратились в христианство. Понятное дело, что, запретив это иудеям, Церковь не может разрешить то же самое лицемерие, например, украинцам или русским. Собственно, этот вывод подтверждает 45 правило Лаодикийского Собора, согласно которому запрещается принимать в списки готовящихся к Крещению тех, кто не участвовал в огласительных беседах в течении месяца.

Более того, 78 правило 6 Вселенского Собора и 46 правило Собора Лаодикийского недвусмысленно говорят: «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере».

И требования эти не взяты с потолка, а продиктованы тем, что именно истинная христианская вера и была целью апостольской проповеди. Ибо вера есть ответ на призыв Божий! Без веры невозможна не только церковная жизнь, но и вообще жизнь христианская, т.к. именно вера является первым шагом и главным условием для принятия Христа как своего Спасителя: «Кто будет веровать и креститься спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет» (Мк. 16:16).

Причем эта вера должны быть не просто верой в Бога, а верой евангельской, ибо «не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного… И всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7:21-29).

Вот и Апостол Павел призывал христиан к сознательному исповеданию веры: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). А апостол Лука, как мы помним, указал на то, что цель написания его Евангелия – узнавать твердое основание того учения, в котором мы наставлены (Лк. 1, 4).

Свт. Феофан Затворник писал по этому поводу следующее: «Знать свою веру – значит, довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая православная вера... Не то это значит, что должно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы кто не напрягался узнать их. Но – хотя непонятно существо предмета, и скрыты основания, усвой и содержи его так, как учение о нем содержится, точными и определенными понятиями… Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру... Вера не есть что-нибудь маловажное, как бы избыток сверх нужды, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное… Кто сознательно не доходит до последней по нерадению, тот в опасности, ибо сей сон (разума) – признак смерти».

Именно поэтому во 2 каноне Первого Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил: «Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание».

Кто принадлежит к Церкви Христовой, а кто нет

Однако на это нам могут возразить, что большинство из тех, кто сегодня вообще не знает своей веры и не является воцерковленным православным христианином, уже крещены (крещеные, но не просвещенные) и потому являются членами Церкви. И, следовательно, мы не имеем права относиться к ним, как к людям, для Церкви посторонним.

На это замечание можно ответить словами сщмч. Киприана: «Кто не пребывает в Церкви Христовой, тот не является христианином».

Что значит «пребывание в Церкви Христовой»? Согласно каноническим правилам Церкви, к ней не принадлежат те, кто находится вне евхаристического общения со всей полнотой Вселенского Православия. Причем люди могут отпадать от Церкви как по собственной воле, так и будучи отлучены от общения церковного священноначалием. Именно лишение святого причащения является вернейшим признаком того, что грешник в силу своего духовного состояния находится вне Тела Христова, т.е. не является подлинным членом Церкви.

Например, согласно второму правилу Антиохийского собора, «Все, входящие в церковь, и слушающие Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния».

А вот что говорят по этому поводу 8 и 9 Апостольские правила: «Всех верных, входящих в церковь, и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения».

Дело в том, что отказ человека от сознательного участия в Евхаристическом собрании равносилен его отказу от Церкви и от Христа, ибо Господь сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32, 33).

Для церковного сознания апостольского и послеапостольского времени даже не существовало вопроса о том, могут или не могут члены какой-либо церкви принимать участие в Евхаристическом собрании. Быть членом Церкви означало принимать участие в Евхаристическом собрании, т.к. они крестились во Христа, облеклись в Христа, а потому достойны принимать участие в Евхаристическом собрании (1).

Каноны «выросли» из Евангелия

Нужно заметить, что святые отцы принимали эти каноны не от «ветра головы своея», а руководствуясь заповедями Евангелия и Нового Завета. А заповеди эти, в частности, гласят:

– «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

В древности христиане ревностно оберегали свои святыни от посторонних. Например, после литургического возгласа «Двери, двери, премудростию вонмем!» двери христианских храмов закрывались и в храме оставались только верные, участвующие в Евхаристическом собрании. Сейчас же этот возглас стал лишь поводом для открытия завесы.

– Важно понимать, что заповедь апостола «кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Коринф. 11:27-32) является общим принципом правильного отношения к христианским таинствам и вообще священнодействиям. Ибо глупо было бы думать, что только причастие нельзя принимать недостойно, а остальные таинства и священнодействия могут раздаваться «псам и свиньям». Дело в том, что во всех без исключения священнодействиях Церкви верующим ниспосылаются Дары Духа Святого. Для тех же, кто не ценит этих Даров, участие в богослужении, основных христианских Таинствах и других церковных священнодействиях является профанацией веры и осквернением святыни.

– С теми, кто не принимал проповедь Евангелия, Христос заповедал поступать следующим образом: «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10:14). Или: «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).

Блж. Феофилакт Болгарский пишет по этому поводу: «Посему содомлянам отраднее будет, нежели сим неверующим, ибо содомляне, быв наказаны еще здесь, там наказаны будут уже гораздо легче».

А вот новозаветные цитаты, на основании которых Церковь не молится о тех, кто умер без покаяния, вне Церкви Христовой.

– «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т.е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин. 5:14-16).

В пояснении к этой цитате из учебника Догматического богословия, прот. М. Памазанского говорится следующее: «В соответствии с этим наставлением Апостола и Церковь молится о всех своих чадах, которые умерли с искренним покаянием, молясь о них как о живых (ибо у Бога все живы). Умершие же в нераскаянных грехах, вне общения с Церковью, не удостаиваются и молитв».

А вот как комментирует это место блж. Феофилакт Болгарский: «Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда, и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: "пути злопомнящих в смерть" (Притч. 12,26). Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию».

– Кстати, даже Сам Христос молится не о всех людях: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:7-12).

Блж. Феофилакт Болгарский: «кто верит Христу, тот сохраняет слово Божие, то есть Писание, Закон. Итак, не о людях порочных и мудрствующих мирское Я молю Тебя, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».

Именно поэтому после Своего Воскресения Христос пришел только к тем, кто искренне Его любил. Он не пошел к Пилату, не явил себя миру, как это было во время его земной жизни. Для Бога важно именно наше свободное произволение в вере, а не выполнение каких-либо ритуальных действий и т.д.

Учение о семи таинствах

Однако нередко приходится слышать возражения о том, что слова Христа, запрещающие метать бисер перед свиньями, относятся к совершению семи таинств, а остальные священнодействия можно и должно совершать для всех желающих. В этой связи необходимо отметить тот факт, что учение о семи таинствах является чисто католическим учением, которое вошло в нашу церковную жизнь в силу имевшего место в прошлом западного влияния на русское богословие (2).

На самом же деле, согласно православной экклесиологии, Церковь есть Тело Христово, и потому в Церкви нет пустых (безблагодатных) священнодействий. По меткому замечанию одного из ведущих православных богословов ХХ века прот. Н. Афанасьева, «Вся жизнь Церкви наполнена Духом и все в ней совершается Духом… Церковь всегда и во всем молится о благодатных дарах Духа. Не только освящение креста или икон, крещенской воды и храма и т.д. – сакраментальные акты, но и само призывание имени Божьего есть тайнодействия… в Церкви все сакраментально. Церковь возводит священнодействие в таинство через свое свидетельство, но не в том только смысле, что она раз навсегда объявила некоторые священнодействия таинствами. Она каждый раз, как совершается это священнодействие, свидетельствует о нем как о таинстве. Это есть непрекращающаяся деятельность Церкви, а, следовательно, непрекращающееся действие Духа в Церкви, так как Церовь в Духе и через Духа свидетельствует о дарах Духа. Таинства установлены Церковью, и таинства каждый раз, как они совершаются, устанавливаются ею.

Таинства установлены Богом в Церкви и через Церковь, и в них Бог благоволил являть всей Церкви ниспосылаемые Им дары Духа Святого. Их количество зависит не от нас, а от воли Божьей. Их столько, сколько надо для жизни Церкви в историческом бытии. Что касается «семи таинств – ни больше, ни меньше», – то это есть недолжное догматизирование школьного учения. Надо заметить, что такого учения о числе таинств православная Церковь не содержит. Их может быть семь, но их может быть и больше, и меньше».

Не стоит посыпать голову пеплом

Но все же и в этой ситуации не стоит отчаиваться: после того, как мы осознали свои ошибки, нужно начинать их исправлять. Именно поэтому нам в срочном порядке нужно разработать институт катехизации людей, готовящихся принять Таинство Крещения, а также собирающихся венчаться, крестить своих младенцев и вообще совершать те или иные православные обряды. И если мы не сделаем этого в ближайшее время, мы получим по форме – православную, а по сути – языческую «Церковь» без Христа и Евангелия. Церковь без Таинств и без Благодати! Церковь, в которой будет утрачена возможность спасения для людей. И если это случится, то произойдет это по нашей вине, т.е. по вине нынешних православных христиан Украины.

И, кстати, не стоит кивать на других – мол, и в других Поместных Православных Церквях похожая ситуация. Во-первых, потому что нам вначале нужно думать и заботиться о том, как навести порядок в своем собственном доме, а не следить за жизнью соседей. И, во-вторых, потому что грехи других не освободят нас от ответственности за собственные прегрешения и оскудение веры.

Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров)

ССЫЛКИ


  1. Иеромонах Иоанн (Курмояров) 
    «Проблемы катехизации: почему нам нужно перестать крестить всех подряд»
  2. Протоиерей Георгий Флоровский «Западные влияния в русском богословии»Алексей Зайцев «Число таинств Церкви
  3. http://uoj.org.ua/publikatsii/tochka-zrenija/pochemu-ukrainskaya-tserkov...