ПОЧЕМУ У НАС ПРОБЛЕМЫ С ДУХОВНЫМ РОСТОМ?
Беседа на апостольское чтение 2-й Недели Великого поста.
Апостольское чтение 2-й Недели Великого поста утверждает божественность Иисуса Христа. Например, апостол Павел отмечает во Христе такое божественное качество, как неизменяемость. Вначале Павел пишет про будущее разрушение стихий: «Все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся» (Евр. 1:11–12), а потом сравнивает изменчивость мира с неизменяемостью Христа как Бога: «Но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:12). Конечно же, эти слова относятся именно к божественной природе Богочеловека.
Итак, Бог неизменен. Ему не нужно меняться, ибо Он совершенен. А изменчивы ли мы? Да. Плохо это или хорошо? Это хорошо, потому что мы имеем возможность, меняясь, приближаться к Богу. По сути, все, что мы видим в Церкви, лишь для того существует, чтобы человек изменился. Для этого и храм, и священники, и Таинства, и проповедь, и книги, и все остальное. Пока человек не изменится, Бог не может общаться с ним, потому что нет общения у праведности с беззаконием (см. 2 Кор. 6:14). Духовное изменение человека – важнейшее условие богообщения.
Поэтому и говорит апостол Павел в конце сегодняшнего отрывка: «Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:2). Если человек ходит в Церковь, не меняясь, есть ли смысл в таком хождении? Нет смысла. Конечно, не то имеется в виду, что ему в таком случае нужно бросить Церковь, а то, что ему обязательно нужно меняться, причем в сторону святости. Для этого Церковь дает так много средств, что оправданий не может быть никаких. Книги, Таинства, богослужение, посты, праздники, духовная беседа с советом, проповедь… И чем больше средств для изменения мы имеем, не меняясь при этом, тем более копим себе осуждение на день Страшного суда.
В истории Церкви многие люди становились святыми при минимуме таких средств. Иногда даже поражаешься, как порой смиренно и просто спасались христиане, как мало им нужно было внешних вспомогательных факторов! Например, преподобный Антоний Великий, еще будучи юношей-мирянином, услышал в храме слова: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Он раздал имущество и начал новую, евангельскую жизнь. Ему хватило одного стиха из Писания.
Преподобный Павел Препростый, услышав, как Антоний Великий читал первые строки Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – ушел в пустыню и не появлялся много лет. Когда он вернулся, Антоний спросил его, где он был. Павел ответил: «Учился не ходить на совет нечестивых».
Мария Египетская причастилась всего два раза в жизни – в начале своего подвига, и в конце. Это все, что она получила от Церкви, кроме Крещения. В пустыне, где она жила, не было ни храма, ни священника, ни книг, вообще ничего из мира христианской цивилизации. И Мария становится величайшей святой.
Великомученица Варвара уверовала во Христа вообще без Писания и проповеди – через красоту окружающего мира. Причем так уверовала, что впоследствии пошла на мученическую смерть ради Господа.
У нас – лекции, книги, статьи, православные сайты, ежедневное богослужение, частое причащение, паломничества, душеполезные беседы, полная свобода вероисповедания. И что же? Годами и десятилетиями – те же страсти, те же грехи, те же проблемы. Минимум духовного роста, а то и движение назад.
В чем причина? Их много. Скажем здесь лишь о двух.
Святоотеческая литература говорит нам, что отправная точка духовной жизни – это самопознание. Человек должен открыть в себе, опытно познать глубочайшее повреждение своей души. Прежде чем начинать лечение, каждый должен понять свою болезнь, то самое, о чем пишет Павел: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Как же увидеть в себе это состояние?
Очень просто – попытаться исполнить заповеди Божии. Вот тут-то и проявит себя наше падшее естество. Мы увидим, что не можем сделать элементарного: не осуждать, не завидовать, не болтать лишнего, не раздражаться. Заметим, что ничего по-настоящему доброго у нас нет, потому что ко всему нашему добру примешиваются страсти, которые делают любое добро испорченным. Отсюда, от видения своей греховности, и появляется необходимость в Спасителе, и желание спасения. Вот тогда-то, ужаснувшись своему окаянству, человек по-настоящему начинает что-то делать с собой, а не просто «ходит в Церковь».
Итак, первая причина нашего буксования на месте – мы себя не знаем и в тайне сердца уверены, что с нами все не так плохо. Только глубина самопознания, рождающаяся от попыток исполнить заповеди Христовы, откроет степень повреждения нашей души и заставит нас понять: мы погибаем. А тому, кто погибает, остается одно из двух – либо погибать дальше, либо спасаться. И, конечно же, нам нужно спасаться – но, только поняв перед этим, что мы погибаем.
И еще одна причина того, что мы не меняемся. Она в нашем сердце – в том, как оно слушает Бога и Его слово. Не зря Евангелие говорит нам: «Наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8:18). Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал: «Можно слушать сердцем глубоко открытым, можно слушать закрытым, замкнутым сердцем и душой. Можно слушать для того, чтобы от слышанного, даже глубокого, божественного, получить мгновенное наслаждение, но без всякого намерения жить по слову, которое тронет душу. Можно слушать насмешливым, горьким умом; можно пройти мимо Самого Христа говорящего и остаться бесплодным. В течение всей нашей жизни мы слышим Божественные, Христовы евангельские слова – и как мало они меняют нашу жизнь…» (1).
Итак, вот две весомые причины отсутствия духовного роста в нас: незнание себя и некий дефект слышимости Божьего слова. Давайте подумаем сегодня: в чем я должен измениться и почему это у меня не получается. Может быть, у меня сердце закрытое, замкнутое? Или, возможно, я привык наслаждаться божественным в Церкви, без всякой отдачи в реальной жизни? Ухватил, например, из проповеди красивую мысль, закинул себе в интеллектуальную копилку – и на этом резонанс оканчивается. Или у меня «насмешливый, горький ум», и я всю жизнь иронизирую, сомневаюсь, балагурю, философствую – и тоже не меняюсь никак. Или я ленив и уже давно не имею сил заставить себя что-то делать. Или я никогда по-настоящему внутрь себя не заглядывал? А может, я вообще не знаю, зачем сюда пришел? Так вот, теперь надо знать: мы приходим в Церковь меняться, и если изменений нет, значит, мы зря сюда ходим.
Запомним же главную фразу из Апостола: «Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть». В другом месте святой Павел пишет, что нам предстоит прийти в «единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Мы пришли в Церковь, братья и сестры, чтобы стать иными людьми и постоянно вырастать в нового человека. Конечно, сразу все не получится. Но изменение, согласно Евангелию, есть та тема, над которой мы должны думать постоянно.
Сергей Комаров
Примечания:
1) Митрополит Антоний Сурожский. О слышании и делании [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.mitras.ru/h_d/hd06.htm
http://pravlife.org/content/pochemu-u-nas-problemy-s-duhovnym-rostom
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии