ПОЧЕМУ У «ПРАВИЛЬНЫХ» РОДИТЕЛЕЙ ВЫРАСТАЮТ «НЕПРАВИЛЬНЫЕ» ДЕТИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Как правильно воспитывать детей – знает каждый православный. Недаром на эту тему исписаны километры бумаги и прочитаны часы лекций. Говорят и пишут об этом священники и психологи, многодетные мамы и благочестивые отцы семейств, и даже монахи с бездетными мирянами. И вот что удивительно – все пишут, как надо воспитывать, но мало кто о том, что ребёнка нужно любить.

Именно так – воспитывать любя, а не любить воспитывая.

Эта очевидная истина в православных семьях забывается, увы, часто. Кто-то когда-то придумал фразу «человеческая любовь стремится дать приятное, а христианская – полезное». Не буду сейчас спорить с этим тезисом, хотя он явно однобок, скажу лишь, что нашим прихожанам такое говорить нельзя. Ведь на десять человек обязательно найдётся один, кто будет пытаться применить эту формулу в жизни.

Знания о том, что полезно, а что нет, среднестатистический православный черпает из духовной литературы. По преимуществу – монашеской. И нередко бывает так, что благонамеренный муж и отец превращает свою семью в эдакий монастырь в миру.

Разве это плохо? – спросите вы. Нет, – отвечу я, – не плохо. Это ужасно. Во-первых, потому, что аскетические книги писались в атмосфере, никак не похожей на семейную, и их авторы, несмотря на святость, подвиги и огромный духовный опыт, в вопросе воспитания детей не разбирались совершенно. Во-вторых, нет никакой гарантии, что и монашеские наставления не будут понятны превратно. Находятся ведь некоторые, кто, например, в словах апостола Павла «жена да убоится своего мужа» видят призыв чуть ли не к семейной тирании. Так и здесь, неправильно понятые наставления отцов-монахов, переложенные на современную мирскую жизнь, могут принести очень неожиданные плоды.

Не знаю, как кого, а меня совсем не умиляют девчушки-дошкольницы в юбках до пят, я не испытываю радости, когда восьмилетний пацан исповедуется пятнадцать минут по бумажке, употребляя явно взрослые слова и выражения, я не понимаю тех родителей, чьи дети в 5, 7, 11 лет серьёзны как старики и послушны как новобранцы.

Потому что через десять-двенадцать лет этих девочек нельзя будет увидеть в храме даже на праздники, мальчишки лет в пятнадцать станут исповедоваться по полторы минуты раз в два месяца, не забывая упомянуть о постоянных конфликтах с родителями и о курении в школьном туалете, а серьёзные и послушные дети, ещё не достигнув совершеннолетия, начнут проводить всё время в соцсетях, делая перепосты скабрёзных анекдотов и публикуя пошлые картинки.

«Правильные» же родители наперебой начнут каяться в «неправильном» воспитании детей и изводить священников вопросами о том, как же остепенить непутёвое чадо. Скажу сразу: я не знаю, как отвечать на такие вопросы.

Но я хорошо знаю другое – детей нужно любить. Нужно помнить, что детство – очень короткий и очень важный период в жизни человека. И оно должно быть детством. С любовью и лаской, с восторгами и похвалами, с играми, игрушками, проказами и шалостями. Нельзя дать ребёнку полезное, не желая делать приятное. Если чаду нужен новый свитер, его нельзя дарить на день рождения вместо долгожданной игрушки. Да, игрушка нужна лишь для забавы, а свитер – вещь полезная. Но для «полезностей» у ребёнка будут десятилетия взрослой жизни, а детство как раз для забав. 

Нельзя отчитывать маленького непоседу за шумное поведение в храме – он на то и ребёнок, чтобы вертеться, бегать и во все дыры нос совать. Достаточно прийти с ним в церковь ближе к моменту причащения, чтобы он не успел заскучать и не искал, чем бы отвлечься.

Нельзя заставлять сорванца каяться на исповеди в нежелании делать уроки, нелюбви к школе и плохой успеваемости. Школа, конечно, важна и нужна, но неправильно ругать за небрежное отношение к учёбе как за личную обиду и уж, тем более, относить это к разряду грехов. В конце концов, самые серьёзные взрослые «полюбили» школу через несколько лет после её окончания, а в возрасте своих детей сами ходили на уроки скрепя сердце.

А как же строгость? – спросите вы, – строгость в благочестивом воспитании необходима! Вот ещё вздор… Да если хотите, никакой строгости и не существует вовсе. Существует неумение любить, которое и называют строгостью, серьёзностью, скупостью на ласку, похвалу и т.п., и существуют дети, воспитанные «в строгости», а, проще говоря, недолюбленные. Воспитываясь без любви, они очень быстро разучиваются любить. Одни замыкаются в себе, у других возникают комплексы, третьи озлобляются. У кого-то копится подсознательная обида на родителей, которая, рано или поздно, вымещается на близких – супругах, детях, тех, кто беззащитен в силу собственной любви.

Посмотрите вокруг – дворовая шпана, люди с уголовным прошлым, рвачи, циники, просто жестокие и низкие люди – многие из них просто в детстве недополучили любви, не видели примера в своих семьях, а потому и сами не научились любить. Повторяю: мне сложно сказать, каким образом можно помочь таким людям. Проще говорить о том, что делать для того, чтобы таких людей стало меньше. Нужно просто учиться любить. Нужно возрастать в любви. Человеческая любовь несовершенна, а потому её нужно уметь очистить от эгоизма, самости, собственничества, стремления обладать.

Если у кого-то возник вопрос, как же при таком подходе воспитать в детях церковность, разумное послушание и отвращение от греха, то, уверяю вас, мне есть что ответить.

Итак, снова повторюсь, ребёнка нужно любить. И вести себя с ним так, чтобы родительская любовь была для него очевидна. Меньше ругать, больше объяснять. Не наказывать под настроение или в гневе. Не нарушать данных обещаний и не врать «ради пользы». Не стремиться развить в маленьком человечке те или иные качества в ущерб естественной доброте, искренности и честности, которыми любой ребёнок обладает сполна. Искренняя и разумная родительская любовь всегда найдёт отклик в детском сердце, и тогда, взрослея, ваш ребёнок будет стараться сделать всё, чтобы не погрешить против этой любви.

Протоиерей Владимир ПУЧКОВ

Газета «Православная Винниччина», №12 (40), декабрь 2016 г.

Сайт Винницкой епархии