ПОЧЕМУ ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ ПСАЛОМ ПОЕТСЯ В КОНЦЕ ЛИТУРГИИ?
Литургия – это неизмеримая глубина и тайна жизни Святого Духа в человеке. В ней очень много символов, значений, смыслов.
И вот один из них, мне кажется, состоит в том, что на Литургии происходит диалог между Богом и человеком. Во время Евхаристического канона, когда Святой Дух претворяет хлеб, вино и воду в Тело и Кровь Христовы, можно сказать, что Господь говорит с человеком. Это применимо и к причащению верующих, что символизирует собой Воскресение Христово. Спаситель воскрес из мертвых и посредством Святой Евхаристии воскрешает от смерти греха нас.
А после причастия, когда священник заносит Чашу в алтарь, начинается другая часть Литургии, в которой человек (человечество) уже говорит с Богом. И главная тема этого разговора – благодарение Всевышнему за все те блага, которые Он нам посылает, особенно за спасение человечества от рабства греха, смерти и ада посредством Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа, в чем, собственно говоря, и состоит суть Божественной литургии. Спасение, обожение, максимально близкое соединение Бога и человека происходит именно на ней, в то время, когда человек со страхом Божиим и верою приступает к Святым Христовым Тайнам.
За что мы и благодарим Господа.
И здесь пение 33-го псалма очень уместно. Его предваряет чтение заамвонной молитвы священником, которая начинается и заканчивается благодарением Богу: «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия… Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».
Священник начинает благодарение как ходатай и молитвенный предстатель пред Богом за людей. И далее хор уже от лица всех православных христиан мира входит в молитву священнослужителя, соединяется с ней в едином славословии-благодарении Господу.
После заамвонной молитвы хор говорит «Аминь», т. е. «истинно так», «да будет так», и далее поет трижды во славу Святой Троицы этот прекрасный гимн славословия Богу «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века», за которым следует 33-й псалом.
Написание этого псалма имеет свою историю. В Псалтири он надписан следующим образом: «Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отыде», в русском переводе «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился». Эта история рассказана в Первой книге Царств Ветхого Завета (21:10–15). Здесь Авимелех назван Анхусом, царем Гефским. Геф – это один из городов филистимлян, народа, который соседствовал с иудеями в земле обетованной. Евреи часто воевали с язычниками-филистимлянами. О разности имен Псалтири Авимелех и Первой книги Царств Анхус говорит нам святитель Василий Великий. Дело в том, что Авимелех – это не имя, а общий титул царей филистимских, подобно тому, как египетских царей называли фараонами. Филистимские же цари, кроме этого общего титула, имели еще и собственные имена, как это было в случае с Анхусом.
Теперь о том, почему святой пророк и царь Давид написал 33-й псалом в историческом смысле.
Он оказался между молотом и наковальней. С одной стороны, был гоним иудейским царем Саулом и вынужден был оказаться на территории подконтрольной филистимскому царю Анхусу, с другой – Анхус был царем Гефа, а именно из этого города происходил Голиаф, которого Давид победил в честном бою, ставшим решающим в битве евреев и филистимлян. Битва эта закончилась победой евреев. Поэтому святой пророк знал, что Анхус захочет ему отомстить за посрамление филистимского народа и, скорее всего, его убьет. Но Давид все же вынужден был войти в Гефские земли, спасаясь от Саула. Чтобы Авимелех его не тронул, Давид притворился безумным, и Анхус отпустил святого.
После чудесного спасения Давид, усматривая в этом Промысл Божий и помощь Всевышнего, Который избавил его от рук нечестивого царя, написал дивное благодарение Господу, известное нам под названием «33-й псалом». Сейчас данный псалом, особенно на Литургии, имеет для нас пасхальное вселенское значение: Бог посредством Своего Искупительного Подвига избавил человечество от рабства диавола, греха и вечной смерти. А одним из главных Божественных способов спасения человечества является Святая Евхаристия. За что мы и не устанем благодарить Бога!
«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих», – так звучит первый стих данного псалма. Церковнославянское слово «выну» обозначает здесь «непрестанно». Непрестанно благословлю-благодарю Господа. И в этой молитве на Литургии человечество сливается с ангельским непрестанным славословием Богу. Церковь Небесная и Церковь Земная соединяются Духом Святым и любовью Бога к нам и нашей любовью к Богу. Ей мы и живы!
«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих…»
Иерей Андрей Чиженко
https://pravlife.org/ru/content/pochemu-tridcat-tretiy-psalom-poetsya-v-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии