ПОЧЕМУ СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ИЗБРАЛ ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КО СПАСЕНИЮ ИЛИ К ПОГИБЕЛИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слова архимандрита Маркелла (Павука).

По убеждению некоторых протестантов, вне зависимости от количества добрых дел одни люди по своей вере предопределены Богом ко спасению, а другие – к погибели. Некоторые из нынешних ответвлений протестантов предопределённость ко спасению сужают до успешности в бизнесе или работе. Исходя из такого протестантского убеждения, немецкий философ Шопенгауэр ещё в ХІХ веке утверждал, что человек по состоянию своей нравственности в течение жизни не меняется – каким он родился и каким был в 10 или в 40 лет, таким и умрет. Соответственно, бесполезно заниматься воспитанием детей. И мы видим, что в нынешних школьных программах под влиянием Запада внимание моральному воспитанию детей перестало уделяться. Именно исходя из этой порочной протестантской теории везде объявляется капитуляция перед грехом и даже грубые плотские извращения признаются за норму.

А всё началось в глубокой древности, почти десять веков назад, когда от православия отпал римский епископ, а с ним постепенно и весь Запад. Поскольку католичество потеряло полноту благодати Святого Духа и в отношениях с Богом уклонилось в юридизм, то постепенно дошло до того, что любой, даже самый страшный грех можно было загладить не искренним покаянием, полной переменой своей жизни, а с помощью индульгенции. Купив за определенную плату бумажную индульгенцию, человек думал, что он полностью прощен Богом. Именно против этой порочной практики и других злоупотреблений католичества выступил Лютер. Но поскольку он не присоединился к Православной Церкви, то впал в другую крайность – в учение о предопределении, о котором была речь вначале.

Однако ни католическое, ни протестантское отношение ко греху нам, православным христианам, не подходит. Мы не верим, что от греха возможно избавиться за деньги, также нам чужда теория о предопределении. Мы верим, что с грехом можно справиться только с помощью глубокого искреннего покаяния. Иных путей нет. И подтверждение этому – жизнь святого равноапостольного князя Владимира, память которого ныне мы празднуем.

Как описывает в «Повести временных лет» наш печерский преподобный Нестор Летописец, до своего обращения ко Христу Владимир вел праздную, разгульную жизнь, в разврате, военных походах и пьянстве. У него, по примеру восточных турецких ханов, был большой гарем наложниц. Но благодаря зернам веры и благочестия, которые были посеяны в сердце Владимира в детском возрасте его бабушкой – святой равноапостольной княгиней Ольгой, он всё чаще стал задумываться о смысле своей жизни. Князь почувствовал, что живёт неправильно. И вот, как описывает преподобный Нестор, он начал отправлять своих послов в разные страны, чтобы изучить, как там живут люди, каким богам поклоняются. Узнав о таких поисках Владимира, к нему стали приходить послы из других стран, нахваливая свою веру. Однако ни иудеи, ни мусульмане, ни послы от Папы Римского не смогли убедить его принять их веру. Больше всего Владимиру понравился рассказ тех, кто посетил восточную часть Римской империи, а именно город Константинополь с его величественным храмом Святой Софии. Как передает преподобный Нестор Летописец, в храме на богослужении им казалось, что они находятся на Небе, настолько величественным было убранство его и настолько поразительным было хоровое пение. Ещё Владимира очень затронул рассказ греческих послов о Страшном суде и о том, что будет с теми грешниками, которые не принесут покаяние. После этого князь решает принять святое Крещение; но поскольку, по-видимому, оставалось ещё какое-то сомнение в правильности выбора, то Господь попустил ему испытание – телесную слепоту, от которой он исцелился, как только трижды окунулся в святой купели.

После того как Владимир принял святое Крещение, он решил покрестить и всех подданных Киевской Руси. Летопись не скрывает, что князь добился этого, используя свою власть. Он объявил, что в такой-то день греческими епископами будет совершаться это Таинство в Киеве на реке Почайне, а кто не придет, тот не друг ему. Конечно, часть народа могла принять Крещение из-за страха не угодить князю, но сам он очень серьезно отнесся к тому, что стал христианином. С этого времени князь стал бесплатно кормить бедных и несчастных, оказывать всем нуждающимся материальную помощь, за что народ очень полюбил его и называл Владимиром Красным Солнышком.

Как видим, после Крещения с князем Владимиром происходит кардинальная перемена – из злого, дерзкого и распутного язычника он становится добрым и милосердным христианином. И каждый из нас, дорогие братья и сестры, такую перемену испытывает на себе, когда искренне кается в своих грехах. И мы, священники, постоянно являемся свидетелями преобразования многих людей из злых, пьяниц, распутных в добрых, трезвенных и целомудренных.

Поэтому не будем слушать тех, кто говорит, что человека невозможно исправить, что есть люди, которые предопределены к погибели; не нужно слушать и тех, кто исповедь превращает в чисто юридическую процедуру; а будем вкладывать всю свою душу в воспитание наших детей и внуков, чтобы они в первую очередь вырастали добрыми кающимися христианами, гражданами Царства Божия, и тогда всё остальное – и образование, и материальное благополучие, и даже карьера – приложится.

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-svyatoy-velikiy-knyaz-vladimir-i...