ПОЧЕМУ ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ПРАЗДНУЕТСЯ 27 СЕНТЯБРЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

27 сентября (14-го сентября по старому стилю) Святая Церковь празднует день Воздвижения Креста Господня.

Это двунадесятый праздник один из самых необычных в нашем церковном календаре.

И одна из особенностей – в дате этого праздника.

«А что тут особенного?» -  подумают многие. Все ясно, когда нашли, тогда сразу и воздвигли и день сохранился в истории.

И лишь некоторые любители церковного календаря вспомнят, что весной, 19 (6 по ст. ст.) марта в календаре стоит странный праздник «Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме». Мало того, в третье воскресенье Великого поста в богослужениях тоже вскользь вспоминаются события обретения и воздвижения. Давайте попробуем разобраться.

Дело в том, что история не сохранила точной даты событий, произошедших в Иерусалиме при царице Елене. Мало того, современные историки даже год указывают или 325 или 326-й. Откуда же взяты даты нашего календаря?

С весенними праздниками становится ясно если мы посмотрим в историю Византии. В 614 году персы напали на Иерусалим, разграбили город и похитили Крест. Долгие 17 лет Крест был в плену и только в марте 631 году император Ираклий вызволил святыню из пленения. В честь этой победы и нового обретения Животворящего Креста и были установлены весенние праздники.

А что же с 27 сентября? Тут мы вновь должны обратиться к церковному календарю и посмотреть на праздник, который церковь празднует накануне – Обновление (Освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

После обретения Креста император Константин приказал на месте, где был найден Крест (а это было как раз возле Голгофы и Живоносного Гроба) построить большой храмовый комплекс – храм Воскресения Христова. Этот храмовый комплекс дошел и до наших дней, хотя и перестраивался множество раз. Мы его знаем как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Строительство этого храма продолжалось почти 10 лет и было закончено около 335 года. Храм был торжественно освящен. И воспоминание освящение этого храма стало третьим по важности праздником в Иерусалимской Церкви после Пасхи и Богоявления (так в
Иерусалиме долгое время называли совместный праздник Рождества и Крещения). Историки до сих пор спорят, почему день освящения храма начали праздновать 26 (13) сентября. Некоторые, предполагают, что храм был освящен в этот день, некоторые возводят эту дату к еврейскому празднику Кущей, который празднуется в эти дни, проводя тем самым параллель между освящением храма Воскресения в Иерусалиме и освящением Первого храма царем Соломоном, которое случилось в дни праздника Кущей. Как бы там не было, но 26 (13) сентября стали праздновать день освящения Храма в Иерусалиме.

Так причем же тут Воздвижение, спросите Вы? Дело в том, что праздник обнеовления праздновали 8 дней. На 2-й день праздника согласно описанию богослужения в Иерусалиме народу показывали Крест Господень, об этом говорит и Житие прп. Марии Египетской, которое мы читаем каждый великий пост. Мария пришла в храм, чтобы поклониться древу Креста в праздник Воздвижения, но не могла это сделать по своим грехам. Такое, некое особое празднование на 2-й день праздника очень часто встречается в нашем календаре. Вспомним, что на 2-й день после Рождества мы совершаем собор (т. е. собрание) в честь Божией Матери, на 2-й день после Крещения собор в честь св. Иоанна Предтечи и т.д.

Однако, постепенно, праздник в честь Креста Господня стал праздноваться пышнее и торжественней дня Освящения храма Гроба Господня и с течением времени праздник Обновления стал считаться всего-лишь предпразднественным днем перед праздником Воздвижения. Однако, до сих пор богослужение Воздвижения хранит следы того, что этот день изначально всего-лишь часть другого праздника. В одном из песнопений мы слышим: «…днесь Христо́во Воскресе́ние обновля́ется,/ и концы́ земли́ ра́дуются,/ в кимва́лех дави́дски песнь Тебе́ принося́ще и глаго́люще:/ соде́лал еси́ спасе́ние посреде́ земли́, Бо́же,/ Крест и Воскресе́ние,/ и́хже ра́ди нас спасл еси́, Бла́же и Человеколюбче…»

В заключение, еще один интересный факт. Вы никогда не задумывались почему праздник Преображения Господня мы празднуем 19 (6) августа? По одному из церковных преданий это событие случилось за 40 дней до Распятия. А теперь отсчитайте 40 дней после праздника преображения – получится именно день Воздвижения Честнаго Креста. Составители нашего календаря ясно видели связь между воспоминанием Распятия и праздником Воздвижения. Именно поэтому, за богослужением в этот день мы вновь читаем рассказ о Распятии и именно поэтому в этот день мы соблюдаем пост – воспоминая великого таинство нашего спасения, которое Бог изволил сделать на Кресте.

Александр Адоменас,
магистр богословия

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-prazdnik-vozdvizheniya-kresta-go...