ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫЕ ТАК ЦЕНЯТ СВОИ ТЕЛА, ИЛИ ЧТО ПЛОХОГО В КРЕМАЦИИ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Данный вопрос напрямую связан с другим вопросом, который в свое время (да и сейчас, кстати, тоже) очень волновал многих верующих: как относиться к практике кремации, которая весьма популярна на Западе? Отвечая на такой вопрос, прежде всего, нужно понимать, что практика кремации уже не сможет никак навредить умершему, ведь к бессмертной душе человека она отношения не имеет, а каждое тело, по православному вероучению, так или иначе воскреснет в обновленном виде при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа.  И, по сути, неприятие практики кремации связано лишь с тем, что она может повредить не умершим, а как раз живым. Каким образом? Тем, что человеческое тело, хоть у бездыханное, обесценивается и представляется чем-то «утилитарным». Причем, забываются слова святого апостола Павла, который говорит о телах более, чем возвышенно: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6:19).

В отношении к телу, между прочим, проходит очень четкая и явная грань, которая отличает христианство от прочих религий – в основном, восточных – и религиозно-философских систем. Так, еще со времен античной философии многие мудрецы полагали, что в человеке важна лишь его душа, а тело – это только некая обуза души. Данная точка зрения, вероятнее всего, своими корнями уходит в дуализм, который противопоставляет душу и тело как доброе и злое начало в человеке. Пожалуй, самый известный античный философ Платон отзывается о теле следующим образом: «тело подобно могильной плите, скрывающей погребенную под ней в этой жизни душу».

Христианский же взгляд на тело, как мы уже отметили выше, абсолютно противоположен. И это можно подтвердить следующими аргументами: во-первых, сам факт Боговоплощения, то есть, то, что Сам Бог принимает человеческую природу, уже показывает  важность и значимость тела, ведь если бы тело было злом, как это полагают те же античные философские системы, то неужели Бог, как Высшее благо, его принял? Во-вторых, в самом Новом Завете, повествующем о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа есть немало свидетельств исцелений именно человеческого тела. Да и самое главное событие, которое произошло в нашем мире – Воскресение из мертвых Христа Спасителя – это также еще одно подтверждение ценности человеческого тела в очах Божиих.

Таким образом, христианство – это, пожалуй, единственная религия, которая столь высоко ценит в человеке не только его душу, но и тело, ведь, по словам святых отцов, только полноценный человек представляет собой высшее в этом мире творение – образ и подобие Божие. 

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-pravoslavnye-tak-cenyat-svoi-tel...