Почему православные мыслители иногда пользуются трудами богословов других конфессий
– Фома Аквинский действительно был одним из выдающихся богословов Запада после официального разделения христианства на западную и восточную части. Он был выдающимся систематиком, на основании трудов которого преподавалось богословие в течение столетий. Именно с ним связан расцвет «схоластики», т.е. школьного богословия, преподававшегося в качестве университетской дисциплины.
Известно, что немалое влияние он оказал и на византийское богословие — в XIV–XV веках его труды переводились на греческий и были популярны среди интеллектуалов, пользовавшихся славой при византийском дворе. В русской православной традиции также известен период своей собственной схоластики. В особенности это касается XIX века, и апогеем подобного мышления были труды митрополита Макария (Булгакова).
Особенностью данного подхода является попытка ответить на всевозможные вопросы в области богословия и, тем самым, представить энциклопедический набор знаний.
Вопросы толкования Священного Писания, соотношения физических наук и богословия, философского объяснения христианской веры являются сферой, в которой конфессиональные рамки не всегда имеют принципиальное значение. Это означает, что православные вполне могут пользоваться достижениями христианских мыслителей других конфессий.
Вместе с тем, со стороны православных мыслителей такой «схоластический» подход порой критикуется за ослабление ощущения ограниченности наших знаний в области божественного, за претензию, желание слишком многое продумать и детально описать. Ведь при таком подходе традиционно забывается мистическая и аскетическая составляющие богословского знания.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии