Почему православные мыслители иногда пользуются трудами богословов других конфессий

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
20 марта 2018 г.
В какой мере, в каких случаях и почему православные богословы, бывает, используют труды богословов других конфессий? Какие опасности подстерегают их на этом пути? 7 марта — день смерти известного средневекового философа и католического богослова Фомы Аквинского (...–1274). На вопросы «ФОМЕ в Украине» ответил сотрудник Отдела внешных церковных связей УПЦ, профессор Киевских духовных школ Сергей Бортник.

– Фома Аквинский действительно был одним из выдающихся богословов Запада после официального разделения христианства на западную и восточную части. Он был выдающимся систематиком, на основании трудов которого преподавалось богословие в течение столетий. Именно с ним связан расцвет «схоластики», т.е. школьного богословия, преподававшегося в качестве университетской дисциплины.

Известно, что немалое влияние он оказал и на византийское богословие — в XIV–XV веках его труды переводились на греческий и были популярны среди интеллектуалов, пользовавшихся славой при византийском дворе. В русской православной традиции также известен период своей собственной схоластики. В особенности это касается XIX века, и апогеем подобного мышления были труды митрополита Макария (Булгакова).

Особенностью данного подхода является попытка ответить на всевозможные вопросы в области богословия и, тем самым, представить энциклопедический набор знаний.

Вопросы толкования Священного Писания, соотношения физических наук и богословия, философского объяснения христианской веры являются сферой, в которой конфессиональные рамки не всегда имеют принципиальное значение. Это означает, что православные вполне могут пользоваться достижениями христианских мыслителей других конфессий.

Вместе с тем, со стороны православных мыслителей такой «схоластический» подход порой критикуется за ослабление ощущения ограниченности наших знаний в области божественного, за претензию, желание слишком многое продумать и детально описать. Ведь при таком подходе традиционно забывается мистическая и аскетическая составляющие богословского знания.

Источник: foma.in.ua