ПОЧЕМУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ ИМЕЮТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ?
Понимание смысла Вселенских Соборов особенно важно в наше нынешнее время, когда очередная волна секуляризации (с латинского – светский) пытается в энный раз обмирщить Церковь, стянуть Ее с неба и запачкать грязью Ее светлые крылья.
Нам прежде всего нужно понять, дорогие братья и сестры, что Церковь живет по Своим собственным законам вот уже тысячи лет. И они установлены не человеком, но Богом – Господом нашим Иисусом Христом, Его святыми апостолами и непосредственными их преемниками – епископами – святыми отцами, чей соборный разум был руководим Святым Духом.
Единственной задачей Церкви на земле является вести человечество ко спасению. Других задач у Нее нет. Она, наоборот, призвана Христом оторвать человека от юдоли земной и указать ему дорогу в Царствие Небесное. Поэтому пытаться смешать Ее священную иерархию, иные институции, догматы и каноны с государственными или общественными организациями – дело нехорошее. И всегда в истории оно оборачивалось социальной катастрофой.
Вспомним эпоху Советского Союза. Вспомним миллионы брошенных в котел войн жизней. И лавина эта началась с того, что сорвали с храма крест.
Итак, какими же законами живет Церковь?
Вселенские Соборы, или Пневматологический подход
Вспомним восьмой член Символа Веры: «Верую… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном, спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки (говорившего через пророков)». Из этого стиха мы видим, что через пророков, а позже святых апостолов и отцев говорил Святой Дух и руководил их решениями, особенно соборными.
Тому подтверждение и сам день рождения Церкви – Святая Пятидесятница (см. Деян. 2-я глава), когда фактически на соборе в Сионской горнице Святой Дух в виде огненных языков почил на Пресвятой Богородице и апостолах.
Об этом ранее говорил и сам Спаситель Господь наш Иисус Христос: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16). И еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26, 27). Прямые слова Спасителя о Святом Духе, который будет руководить Церковью и сообщать духовную власть Ее священной иерархии, часто встречаются в Новом Завете. Например (прямая речь Христа, обращенная к апостолам): «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21).
Из апостольских писаний Книг Нового Завета известно, что святые апостолы передавали благодать Святого Духа священнической иерархии: епископам, пресвитерам, диаконам. Например: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго… помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:5, 6). И в этой же главе ниже о дебатах святого первомученика и архидиакона Стефана с иудеями: «…но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:10). О крещении самарян апостолами, и в частности святым первоверховным Петром: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8:15). О преподании благодатных Даров Святого Духа в Таинстве Священства прямо говорится в Первом Послании к Тимофею святого апостола Павла (последний рукоположил Тимофея во епископы и написал к нему назидательное послание): «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).
Один отечественный православный богослов справедливо заметил, что Церковь – это продолжающаяся Пятидесятница. Святой Дух продолжает сходить и на нас, и Христос как для апостолов, так и для нас – один и тот же.
Жить соборным разумом нас научили также святые апостолы. Именно они провели первый в истории Церкви Собор, который состоялся в Иерусалиме в в 51 году по Рождестве Христовом (см. Деян. 15-я глава), причем в соборном апостольском постановлении записаны следующие слова: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). Это является свидетельством того, что апостолы принимали решения не от себя, но водительствуемые Богом.
Священноисповедник Сербской Православной Церкви епископ Никодим (Милаш) в предисловии к своей книге «Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями» приводит слова монаха-богослова XII века, известного византийского историка Иоанна Зонары: «Разъяснение Твоих слов просветляет и поучает неискусных, – говорит Богу пророк и божественный Давид; а Божиими словами вполне основательно названы постановления божественных Апостолов и отец, ибо они написали те постановления, будучи просвещены божественным духом».
А протоиерей Иоанн Мейендорф в своем докладе «Что такое Вселенский Собор?» приводит цитату протоиерея Н. Афанасьева: «Церковь есть место действия Духа, а Дух есть в ней принцип жизни и делания». А святитель Григорий Нисский напрямую говорит о «власти ключей», которая преподана святыми апостолами епископам и священникам. И это в образной символической форме, конечно же, власть Святого Духа.
Само определение Вселенского Собора подтверждает все вышесказанное: «Вселенские Соборы – собрание православных епископов (священников и иных лиц), представляющих всю совокупность Поместных Церквей, созванное с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.
Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви».
Об этом свидетельствуют и оросы (с греч. «определения», постановления) Вселенских Соборов. Так, к примеру, Третий Вселенский Собор утвердил Символ Веры и строго воспретил добавлять к нему что-либо или изменять его.
А Шестой Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе в 680 году, утвердил 85 правил святых апостолов, Шести Вселенских (Седьмой состоялся в 787 году) Соборов и семи Поместных Соборов, правила 13 отцов Церкви.
Данные правила впоследствии были дополнены оросами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов. Все эти постановления составили Номоканон (по-русски «Кормчая Книга»), который является основанием церковного управления Православной Церкви.
Заключение
Номоканон – «Конституция» Церкви, которой Она руководствуется на протяжении тысяч лет незыблемо. И она составлена не человеком, но Духом Святым – Самим Богом.
Это важно понимать каждому, кто пытается с земным лекалом и кровельными идеологическими ножницами войти в Царство Духа Святого.
А в руки Бога Живаго очень страшно впасть! Тому подтверждение и 1917 и 1933, и 1938, и 1941 годы. Хотим ли мы их возвращения?!
Вот какой вопрос, мне кажется, должен задавать современный человек.
Иерей Андрей Чиженко
http://pravlife.org/content/pochemu-postanovleniya-vselenskih-soborov-im...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии