Почему после недели мытаря и фарисея сплошная седмица
Неделя о мытаре и фарисее об'явлена "сплошной" не из-за того, что фарисей постился "двукраты в субботу".
Это отмежевание от армян с их "арцивуриевым" постом:
Православная энциклопедия. Статья Великий Пост:
Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится ко времени около VII в.; он получил всеобщее распространение на Востоке, причем, если византийцы приурочили его к седмице перед Великим постом и ограничили его строгость, у нехалкидонитов он оказался приурочен к седмице за 10 или 9 недель до Пасхи и соблюдается так же строго, как и прочие посты (например, в армянском обряде он называется "арачаворк", т.е. "первый" (в греч. произношении превратился в "арцивуриев") и бывает за 10 седмиц до Пасхи (в византийской традиции из соображений полемики с армянами эта седмица считается сплошной); обычное его название – "пост ниневитян" или "пост Ираклия" (тем самым его установление связывается с имп. Ираклием).
***
Типикон: "Подобает ведати, яко в сей седмице – т.е. седмице, которая следует после Недели о мытаре и фарисее, после этого воскресенья – иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же, монаси, на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яйца в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси".
Здесь речь идет о посте, установленном в эту седмицу у армян, которые, как известно, придерживаются монофизитской ереси. И вот устроители православного богослужения, православного поста решили самым действенным методом в этом пункте обличить ересь: еретики установили пост, а мы будем есть, мы вообще в эту седмицу поститься не будем даже в среду и пяток, как сказано "развращающе онех веление толикия ереси".
Следует, однако, заметить, что пост в седмицу мытаря и фарисея никак не связан с монофизитством и гораздо древнее его. По преданию, свт. Григорий Просветитель, чтобы подготовить армянский народ ко Крещению, повелел всем провести одну седмицу в посте, а в Неделю блудного сына начал Крещение. С тех пор этот пост вошел в обычай, и ничего еретического в нем нет.
***
Когда-то календарь постов и праздников был боевым знаменем, по которому можно отличить своих от чужих.
***
В результате многовековых усилий нам удалось вывести новый антропологический тип, неизвестный Евангелию:
мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей.
http://diak-kuraev.livejournal.com/#home
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии