Почему не доверяем Христу? Архимандрит Нектарий (Мулациотис)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Архимандрит Нектарий (Мулациотис)

В издательстве «Никея» вышла в свет книга «Иисус как Любовь и Возлюбленный» архимандрита Нектария (Мулациотиса), старца священной обители Святого Нектария Трикорфийского в Фокиде, Греция.

Эта книга посвящается
всем, кто, «оставив свои сети,
последовали за Ним» в вечность,
дабы познать и пережить
ту единственную истинную Любовь,
которую Бог дарует
Своим возлюбленным…

Архимандрит Нектарий (Мулациотис)

* * *

У всех нас один путь, одно стремление, одна цель — Иисус. Он соединяет нас, Он — наш Отец, Брат, Друг, Возлюбленный и Жених нашей души — одним словом, всё, и все мы едины в Нем. Таким образом, вы не случайно держите в руках эту книгу, которая посвящена Ему — Христу.

* * *

Мы читаем во многих книгах, что христианство, православие не есть просто какая-то религия, но вера и переживание, и прежде всего переживание каждодневное.

Возможно, кому-то нелегко осознать, что значит каждодневное переживание и вера. И это происходит потому, что современный человек двадцатого и двадцать первого века отдалился от Бога и от Его Церкви.

Причины такого отдаления, как я убежден, коренятся в том, что большая часть человечества извратила смысл христианства и уже не в состоянии понять, чтó значит иметь подлинную веру и почему христианство должно быть каждодневным переживанием и образом жизни.

Я твердо убежден, что если человек во всей полноте постигнет эту истину, он уже никогда не оставит Бога, не предаст Его и не отдалится от Него, разве что пережитое им на собственном опыте придется ему не по душе и не наполнит всего его существа бесконечной радостью, а это вещь невозможная!

Те, кто подлинно вкусил христианства, не только не оставили Бога, но и ощутили в своей душе некое величие, некое неизреченное и неиссякаемое ликование и блаженство. Подобного на этой земле человек нигде не встретит. Лишь слабые отблески этой радости и блаженства, и то лишь в малой мере и приземленной форме, доступны человеку в пору первой влюбленности, когда впервые бьется в трепете его неокрепшее сердце.

Вы когда-нибудь встречали влюбленного человека? Посмотрите, как он сияет! Посмотрите, как он летает от радости и счастья! Он не может скрыть того, что чувствует его сердце, того, что переживает все его существо! И если человек находится в таком состоянии, когда он влюблен в другого человека, то можете ли вы до конца осознать или хотя бы помыслить то, что он чувствует и что переживает его сердце и все его существо, когда тот, кого он любит, не есть простой человек, но Сам Бог?! Когда его возлюбленный — не случайный человек, в какой-то момент появившийся в его жизни, но Творец и Создатель всего мира, Иисус Христос! Нельзя скрыть и того, что по величию радости и блаженства человеческая любовь и Любовь Божественная разнятся так же, как галька и алмаз, как луна и солнце, как смерть и жизнь.

Любовь рождает доверие

Если ты слепо доверяешь какому-то человеку и к тому же веришь, что все его слова — истина, это предполагает то, что ты бесконечно любишь его. Ни один из нас не доверит ключей от своего дома другому человеку, если не будет любить его всей душой. Любовь рождает доверие.

Фото photosight.ru

Однако чтобы полюбить кого-то, надо прежде как-то узнать его, проникнуться к нему уважением, а впоследствии испытать к нему симпатию. Симпатия же превращается в любовь, а любовь порождает доверие к человеку, то есть веру всем его словам и поступкам. Следовательно, для нас, православных, вера, то есть доверие ко Христу, является некоей межличностной связью, которая рождается и раскрывается между двумя личностями: мной как православным христианином и Личностью, Которая именуется Иисусом Христом.

Православие не есть просто какая-то религия, но вера, то есть слепое доверие ко Христу и каждодневное личностное переживание, связывающее верующего и Бога, — переживание, возникающее при простом знакомстве и затем обращающееся в уважение, симпатию, привязанность и безраздельную любовь к Нему.

Что же общего имеют религии, существующие на этой земле, с тем, что я чувствую внутри себя по отношению ко Христу? Эти религии говорят о некоей высшей и безличной силе, говорят о богах, которых измыслили люди и наделили их различными именами и качествами, в то время как православие зиждется на личном единении с Богом, то есть сокровенном и таинственном Союзе со Христом. В какой-то момент нашей жизни Он явил Себя нам, и мы привязались к Нему, доверились Ему, бесконечно возлюбили Его.

И этот союз горней любви с Ним мы каждодневно переживаем в своих сердцах. Именно это и есть вера православных: доверие ко Христу и личностный союз с Ним, каждодневно переживаемый всеми нами. Это —одновременно и доверие и переживание!

Почему сегодня люди не следуют за Христом

Из того, что было сказано выше, становится понятным следующее: для того чтобы один человек последовал за другим, поверил и доверился ему, необходимо, чтобы он сначала узнал его. Ибо как возможно последовать за кем-то, кого ты не знаешь? Как возможно довериться кому-то, кто тебе совершенно неизвестен?

Однако где и как современный человек узнал Христа? Увы, но большая часть из нас по-настоящему не знает Его. Как показывают социологические опросы, наше молодое поколение толком не знает даже истории своего отечества.

Ответы старшеклассников на соответствующие вопросы журналистов относительно национальных праздников подтверждают истинность этих слов. И если сегодня ты толком не знаешь даже истории своего отечества, разве возможно, чтобы ты знал, кто такой Иисус?

Для того чтобы узнать кого-то и понять, кто он и что он, требуется немало времени. Нужно, чтобы ты не раз встретился с этим человеком лично или чтобы кто-нибудь другой, кто знал его очень хорошо и был его близким другом, рассказал тебе о нем. Если о каком-либо человеке тебе будет рассказывать некто, кто знаком или был знаком с ним лишь поверхностно, — как, к сожалению, многие из нас, современных клириков, имеют лишь формальные отношения со Христом, — он, разумеется, не сумеет описать его ясно и правильно. Тем более, если о ком-то будет рассказывать его враг, — он, без сомнения, создаст у тебя отрицательное представление об этом человеке и, возможно, вызовет неприязнь к нему самому и к тому, чем он занимается.

Из всего приведенного выше неизбежно следует вывод, что большинство из нас не могут быть названы даже оглашенными* и что мы вообще никогда еще не встречали Христа лично, чтобы по-настоящему узнать Его. И даже если какие-то люди рассказывали нам о Христе, то их отношения с Ним были настолько непрочны, что они не сумели и нашим душам передать это переживание встречи с Ним и не смогли зажечь в нас пылкое желание самим узнать Его. Таким образом, большинство современных людей относятся ко Христу с безразличием или имеют с Ним формальные и поверхностные отношения.

А многие из-за полного неведения или из-за того, что услышали о Христе от кого-то другого, кто был Его врагом, и вовсе относятся к Нему с неприязнью.

Итак, чтобы последовать за Иисусом, прежде надлежит каким-либо образом познакомиться с Ним. Затем — проникнуться к Нему добрым чувством. А для того чтобы иметь со Христом подлинные отношения, отношения жизни, необходимо возлюбить Его всем сердцем. Когда ты кого-то любишь, ты стараешься и стремишься разделить его желания, подражаешь его поведению, его образу жизни, каждый день думаешь о нем, твои глаза беспрестанно ищут встречи с его глазами. Ты постоянно переживаешь это единение с ним — единение сердечное и любовное.

Поэтому я еще раз повторю, что православие есть вера, доверие и переживание. Запад
же, напротив, рационалистичен и холоден, он воспринимает Иисуса совершенно иным образом, нежели Его воспринимает Восток, православие которого является верой сердечной и согревающей.

Хочется верить, что благодаря этим немногочисленным строкам стало понятно, почему сегодня люди не живут со Христом и не следуют за Ним. Для современного человека Иисус является кем-то третьим и чужим, кто жил в Израиле две тысячи лет назад. Иисус уже более не является нашим Другом, которому можно абсолютно довериться, и Возлюбленным нашей души, за которым можно слепо последовать. И в таком состоянии пребывают, к сожалению, не только миряне, но и многие из нас, кто носит рясу, хотя предполагается, что когда-то мы должны были по-настоящему узнать и полюбить Христа, раз сейчас мы следуем за Ним. Но самое тяжкое преступление многих из нас, священников, заключается в том, что мы знакомим людей с таким Христом и передаем им такого Христа, каким Его воспринимает и переживает Запад…

* Оглашенные (или катехумены)— люди, еще не принявшие крещение, но уже наставляемые в азах веры. На оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни: они не участвуют в таинствах, не могут присутствовать на Литургии верных и др. В древней Церкви общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращен или, наоборот, продлен в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Нектарий (Мулациотис), архимандрит/ Иисус как Любовь и Возлюбленный / Пер. с греч. М. Н. Крючкова, Д. А. Поспелова. — М.: Никея, 2011. — 232 с.


Источник: Православие  и мир