ПОЧЕМУ НАША ВЕРА ДОЛЖНА ОСНОВЫВАТЬСЯ НЕ СТОЛЬКО НА ЧУДЕ, СКОЛЬКО НА СОЗНАТЕЛЬНОМ ВЫБОРЕ МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

После Своего славного Воскресения Господь наш Иисус Христос еще 40 дней ходил по земле, утверждал учеников в вере, открывал их разум для восприятия Священного Писания. Затем Он взял ближайших учеников, поднялся с ними на гору Елеонскую, дал последние наставления, благословил их и, как мы каждый день читаем в Символе веры, сошел на Небеса и сел одесную Бога Отца (см. Лк. 24:36–53).

Почему Христос Спаситель после Воскресения не остался здесь, среди нас, видимым образом, а вознесся на Небо? Есть разные ответы на этот вопрос. Весьма вероятно, для того, чтобы вера наша базировалась не столько на чуде, сколько на сознательном, твердом выборе между добром и злом, правдой и ложью. К сожалению, большинство людей, видевших чудеса, которые Он творил на земле, проповедуя Евангелие 3,5 года, в критический момент не остались верны Ему, а предали. Недавно они кричали: «Осанна сыну Давидову!» (Мф. 21:9), но в трагическую минуту стали восклицать: «Распни, распни Его!» (см. Лк. 23:21).

Поэтому на восьмой день после Своего Воскресения, когда Христос совершил Таинство Исповеди, Он сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Потому что когда человек укореняется во зле, то даже величайшее чудо не может его исправить. Об этом опять-таки говорил Сам Христос Спаситель в притче о богаче и Лазаре: «...Если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).

Несколько раз в день мы все, дорогие братья и сестры, становимся перед выбором добра или зла, правды или несправедливости. Как показывает жизнь и, в частности, то, что мы во время войны переживаем, большинство выбирает зло. Что говорить о нас, простых людях, когда даже святой апостол Павел откровенно каялся, что добра, которого он хочет, не делает, а зло, которого не хочет, делает (см. Рим. 7:15).

Чтобы оправдать себя перед Богом, лукавый человеческий разум за двухтысячелетнюю историю христианства придумал для себя огромное количество объяснений. – Почему я не могу молиться? – Потому что у меня множество важных неотложных дел. – Почему я не могу поститься? – Потому что боюсь за свое и без того слабое здоровье. – Почему я не могу всегда руководствоваться голосом совести и поступать по правде? – Потому что тогда меня не поймут, и я наживу себе много врагов. – Почему уклоняюсь в раскол? – Не потому, что больше служу не для Иисуса, а ради хлеба куса, а потому, что я большой патриот. Этот список вопросов и лукавых оправданий можно продолжать до бесконечности. Однако, чем больше мы скрываем свою вину, тем дальше отходим от Бога, а значит, становимся распространителями всякого зла, образуя пропасть между Богом и собой и всеми людьми.

Как мы можем преодолеть эту пропасть вражды и недоразумения?

Начинать нужно с самого себя. Мы должны стараться, чтобы наш разум, воля и сердце всегда двигались в одном направлении – к Богу.

Между тем, как предостерегает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и многие другие святые отцы Церкви, на этом пути к Богу есть большой соблазн менять себя только внешне. То есть можно много молиться, поститься, делать добро, приобретать духовное образование, но внутри и дальше оставаться злым, завистливым, сладострастным, неблагодарным, лукавым человеком.

Сейчас, например, все стараются почаще причащаться Святых Христовых Таин. Это прекрасно! Мы, священники, очень радуемся, когда на Литургии много причастников. Однако надо признать тот факт, что в наше время большинство делает это только как благочестивый долг, без сокрушения сердечного. Страшнее всего то, что иногда люди причащаются, сохраняя в сердце обиду, неприязнь, боль и даже вражду, побежденные нечистыми мыслями. Впрочем, Причастие – это не только лекарство, но своеобразная награда за победу над страстями с одновременным осознанием своего недостоинства перед Богом.

Всем хорошо известна история, как одна женщина ждала Христа, Который, по слухам, которые быстро распространялись по селу, должен прийти именно к ней, потому что она считала себя самой благочестивой. Она сделала генеральную уборку дома, наварила лучшей еды, сама оделась в самую дорогую одежду и стала ждать Христа. Сначала в её дверь постучал нищий, который попросил милостыню и очень хотел есть, но женщина его прогнала, потому что считала, что прежде всего должна встретить самого дорогого гостя. Затем пришла соседка и попросила её помочь растелиться корове, но женщина снова сказала, что на это нет времени. Наконец вечером пришел благочестивый паломник и попросил у нее переночевать, однако опять же женщина его не приняла к себе, аргументируя, что ждет дорогого Гостя. Но вот наступила ночь, а Гость так и не пришел. И когда женщина уже уснула, во сне она увидела Христа и стала спрашивать, почему Он к ней не пришел. Спаситель ответил, что Он трижды был у нее, но она прогнала Его. Так посредством этого сна женщина поняла, что её благочестие было лишь поверхностным, обрядовым, в нем не было подлинной духовной силы.

Ныне Господь возносится на небеса и всех зовет за Собой. У нас имеется естественное стремление к добру, к Богу, только нужно всегда помнить, что Вознесение произошло не сразу после всех тех чудес, которые совершал Христос, а после страданий, Голгофы и Воскресения. А это значит, что, прежде чем хвастаться своими добрыми делами, нужно избавиться от зла, живущего внутри нас. Если мы этого не сделаем, то наше благочестие будет похоже на туман, исчезающий на солнце, на пыль, которую мгновенно развеивает ветер тщеславия.

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-nasha-vera-dolzhna-osnovyvatsya-...