ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ ДРУГ У ДРУГА И У ВСЕГО МИРА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Простить обидчиков, простить всех людей – одна из главных догматических и нравственно-аскетических истин христианства.

Это закон бытия, который нам открыл Господь Иисус Христос. Спаситель много раз говорит о прощении на страницах Евангелия и Сам в, быть может, наитяжелейший для Него момент распятия на Кресте прощает и умоляет Бога Отца простить Своих обидчиков: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Наиболее четко данный вселенский закон Божественной любви сформулирован в молитве «Отче наш», которую преподал всему человечеству Христос по просьбе Своих учеников. Там есть следующие слова: «Отче наш… и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» (Мф. 6:9, 12). Т. е. если мы будем прощать своих обидчиков, то и Господь простит нас. Данная тема предельно ясно раскрыта в притче о немилосердном должнике (см. Мф. 18:21–35). Господь прощает должнику (т. е. каждому из нас) тьму талантов серебра. Это примерно тысячи тысяч килограммов драгоценного металла, который должник, конечно, не может никак отдать. В данном случае аллегория обозначает, что мы согрешили против Бога так много, что не в состоянии никаким образом избавиться и очиститься от греха. И только момент искреннего раскаяния приклоняет милосердие Божие. Господь прощает всё!

Но немилосердный должник не прощает ничтожные копейки (т. е. малые обиды) уже своему должнику. Тот также имеет искреннее раскаяние, но первый ему не прощает и причиняет зло. И тогда Господь передает его истязателям, пока он не отдаст всего долга. Истязателям – т. е. бесам. Немилосердный должник и в то же время кредитор отправляется в ад, пока не отдаст всего долга. А когда это случится? Безусловно, никогда. Никогда он не сможет отдать тьму талантов.

Спаситель делает вполне определенный, четкий, конкретный и предельно ясный вывод из притчи: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).

А перед притчей между Господом нашим Иисусом Христом и святым первоверховным апостолом Петром происходит следующий диалог: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: “до семиˮ, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21, 22). Т. е. бесконечно и всегда.

В этом смысле очень поучительно вспомнить житие преподобного Тита, пресвитера Печерского. Его день памяти мы праздновали совсем недавно, в понедельник Сырной седмицы – 11 марта. В Патерике Печерском подробно, интересно и очень поучительно излагается его житие. Вкратце перескажем его.

В XII столетии подвизались в Киево-Печерской обители два монаха – отец Тит, пресвитер (т. е. священник) и отец Евагрий – диакон. Они очень сильно дружили и во всём жили как братья. Но диавол не дремал и посеял между ними плевела вражды. Бывшие друзья ненавидели друг друга до того, что, когда один кадил в храме и проходил мимо другого, тот отворачивался. А тот, который кадил, проходил мимо не покадив. Как пишет Патерик: «И долгое время провели они в великом мраке духовном, и дерзали приносить Божественные Дары и приобщаться, не примирясь между собой и не получив прощения, – так возбудил их враг. Братия много просила их помириться, но они не желали о том и слышать».

Далее мне хотелось бы для большего документализма и наглядности привести полностью цитату из Патерика Печерского. История просто поражает! Вот что случилось: «Однажды, по усмотрению Божию, случилось этому блаженному пресвитеру Титу тяжело заболеть, и уже он отчаивался в жизни. Тогда горько стал он оплакивать свое согрешение и в великом умилении послал к диакону Евагрию, говоря: “Прости мне, брат, Бога ради, что оскорбил я тебя гневом моим!ˮ Тот же не только не простил, но и проклинал его жестокими словами. Братия же, видя, что Тит уже умирает, привела Евагрия силой, чтобы он простился с братом. Больной, увидев его, приподнялся, пал ниц к ногам его, говоря со слезами: “Прости меня, отче, и благословиˮ. Но Евагрий, будучи немилостивым и бесчеловечным, отвернулся от брата и перед всеми сказал лютые слова: “Никогда не хочу простить его – ни в этом веке, ни в будущемˮ. И, сказав это, вырвался он из рук братии и упал. Братия же хотели поднять его, но нашли его бездыханным, и не могли ему ни согнуть рук, ни закрыть рта, ни свести глаз, как будто у давно умершего. Больной же пресвитер Тит тогда же встал здоровым, как будто никогда не болел.

Ужас напал на всех от этой внезапной смерти Евагрия и от скорого исцеления Тита. И стали спрашивать у исцелевшего блаженного пресвитера, как это было. И блаженный Тит ответил им, рассказав подробно то, что было открыто ему. “Когда, говорил он, я тяжко болел, находясь в гневе, я видел Ангелов, отступивших от меня и плакавших о погибели души моей, и бесов, радовавшихся моей злобе, и потому стал я молить вас идти к брату и испросить мне прощение. Когда же вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я видел одного грозного Ангела, держащего огненное копье, которым он ударил непростившего, и тот вдруг упал мертвым. А мне тот же Ангел подал руку и восставил меня, и вот я здоровˮ».
Это очень наглядная, причем реальная, взятая из жизни, иллюстрация того, что закон прощения – закон жизни и рая. А закон непрощения – закон смерти и ада.

Выбирать каждому из нас.

Теперь хотелось бы ответить на такие два вопроса: «Как и почему надо любить врагов своих?» и «Почему надо в Прощеное воскресенье испрашивать прощение у всего мира и у тех, кого мы даже не знаем и не видели никогда?»

На первый вопрос нам отвечает древняя монашеская книга «Добротолюбие». Там есть строки о том, что любить врага своего очень трудно. Но начало этой любви полагается в том, что враг твой – орудие в руках Бога для твоего исправления. Т. е. это хирургический скальпель, с помощью которого Всемилостивый и Любящий Бог проводит операцию для твоего спасения. Поймешь это – и полюбишь своего врага. Как священномученик Киприан Карфагенский, который приказал дать палачу двадцать пять золотых монет за то, что он соединяет его с Богом. Или священномученик Владимир Киевский и Галицкий, который благословил своих палачей, ведших его на расстрел. Или первомученик и архидиакон Стефан, повторивший вслед за Христом перед своею казнью эти великие слова «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).

Что касается испрашивания прощения у всего мира.

Грех имеет свойство эффекта падающих домино. Допустим, ты обидел какого-то человека. В нём начала накапливаться злоба. Потом его обидел еще кто-то, потом еще кто-то, а потом он вскипел, не выдержал и пошел кого-то убил. Или ты поругался с водителем маршрутки, вывел его из состояния равновесия. Ты на остановке вышел, а он потерял концентрацию внимания и через двадцать километров столкнулся с кем-то. Авария, травмы, увечья и прочее. Или женщина, которая любит глубокие декольте, короткие юбки и легкий флирт. Мужчина посмотрел на нее, потом на вторую, третью, четвертую, а с пятой взял и согрешил, изменил жене. Или беременная молодая незамужняя женщина обратилась к старшей женщине за советом рожать или не рожать. А та возьми да и скажи: «Я бы на твоем месте не рожала, испортишь себе жизнь». Беременная пошла и сделала аборт. И вот и первая, и вторая вместе с докторами – соучастники убийства. Или начальник увольняет подчиненного, а тот так нервничает, что идет и кричит на свою старушку-мать. У той инсульт, и она умирает.

Жизненных ситуаций может быть масса. Но в Евангелии сказано: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:6, 7).

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) писал, что именно твой грех может переполнить чашу долготерпения Божия – и начнется Страшный суд.

Поэтому Церковь и предлагает перед Великим постом уничтожить зло, причиненное тобой, цепочку соблазнов и греха, запущенную тобой, уничтожить покаянием и всепрощением. И дать возможность и другим уничтожить свою цепочку греха тем, что ты их простишь.

И очищенным, умиротворенным, просвещенным и соединенным с током вселенским Божественной любви вступить в период Святой Четыредесятницы, чтобы исцелиться, спастись, стать частью рая и войти в Царство Любви, в Царство Небесное – в вечную непрекращающуюся пасхальную радость Господа нашего Иисуса Христа, Который и Сам всех простил, искупил Своею Кровию, Который и Сам есть Любовь.

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-my-dolzhny-pered-velikim-postom-...