Почему мы должны читать Евангелие каждый день? Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сегодня мы начинаем с предварительного слова отца Александра и его толкования Евангелия дня начала церковного новолетия.
 
ОБЩЕИЗВЕСТНО: когда мы молимся, мы говорим с Богом, когда читаем или слушаем Слово Божие — Бог говорит с нами. И то, и другое жизненно необходимо для нас каждый день.
 
Евангелие — книга жизни Господа. Оно существует для того, чтобы стать книгой нашей жизни. От того, как мы слушаем слово Божие, зависит вся наша жизнь. Не потому ли научиться читать Писание так не просто? Ведь недостаточно только услышать, важно сохранить услышанное — отвергнуться себя, чтобы принять судьбу, которая может быть только у Самого Христа, — по дару Его и Его Евангелия.
 
Оно не для того написано, чтобы быть просто понятым, но чтобы приблизиться к нам вплотную и поставить нас на пороге тайны. Оно не для того существует, чтобы быть прочитанным, а чтобы быть принятым нами в себя. Каждое его слово ― дух жизни. Легкое и свободное, как огонь, оно ищет алчущие и жаждущие души, чтобы воспламениться в них. Исполненное жизни, оно как закваска, которая охватывает все тесто и заставляет его бродить. Слова обычных человеческих книг постигаются и взвешиваются нашим разумом. Слова Евангелия испытывают нас, и нам надо выдержать это испытание. Мы усваиваем слова обычных книг, слова Евангелия усваивают нас себе.
 
Слова Евангелия ― чудодейственны. Если они не меняют нас, значит, мы не хотим открыть им свою жизнь. Но в каждом слове Господа, в каждой Его притче и примере ― громоподобная сила, исцеляющая, очищающая, воскрешающая нас. Условие чтения или слушания Евангелия одно ― быть как расслабленный, как сотник ― с готовностью немедленно всё исполнить в совершенном послушании. В Евангелии есть места очень таинственные, кажется, абсолютно непостижимые. Мы не знаем, как применить эти слова в нашей жизни. Но есть другие ― беспощадно ясные. Если мы будем от всего сердца стараться быть верными тому, что мы понимаем, это приведёт нас к пониманию того, что остается таинственно непостижимым. Если мы должны по возможности делать простым то, что нам кажется сложным, это не значит, что нам надо усложнять то, что просто. Когда Христос говорит нам: «Не мсти за себя» или «да будет слово ваше: да, да и нет, нет, а что сверх того, то ― от лукавого», Он ждёт от нас только послушания. И никакие наши рассуждения здесь не помогут. Нам поможет только, если мы будем стараться хранить в себе ― нашей верой и нашей надеждой ― слово, которому мы хотим повиноваться. Между ним и нашей волей должен как бы быть заключён договор ― Новый Завет жизни.
 
Кроме того, таинство слова не может быть отделено от всех таинств Церкви. Когда мы целуем Крест и Евангелие после исповеди или когда мы просто берём Евангелие в руки, мы должны сознавать, что в нём обитает Превечное Слово, Которое хочет воплотиться в нас, овладеть нами. Чтобы Его Тело и Кровь соединились с нашей ― как это происходит в причастии, Его Дух ― с нашим духом, и мы начали жить в другом месте, в другом времени, в другом человеческом общении. Углубить Евангелие таким образом ― значит отвергнуться нашей жизни, чтобы принять судьбу, которая только может быть у Самого Христа ― по дару Его и Его Евангелия.
 
ПОЧЕМУ существует столько ложных толкований Евангелия? Нормально, когда человек хочет проникнуть в тайны Священного Писания и вообще в Божественные тайны. Но опасность заключается в том, что человек делает это непропорционально своему духовному росту. То есть когда он хочет сам проникнуть в тайны Божии и объяснить их. Затем он учит этим тайнам других людей, в то время как сам не достиг необходимой духовной высоты. Так возникают ереси, секты, прелестные состояния, падения, соблазны, отпадения от Церкви.
 
Святые отцы говорят о таком человеке, что он, находясь за трапезой, хочет грызть кости молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем труде «Жизнь Моисея». Бог заповедал израильтянам как несовершенным вкушать только нежное мясо пасхального агнца, мягкое для зубов, и приправлять его горькими травами. А что касается костей агнца, следует не сокрушать их и не есть, но сжигать в огне (Исх. 12:8). Это значит, — говорит святитель Григорий, — что мы должны давать толкование Священного Писания (и вообще нашей веры в Бога) не иначе как только по нашему духовному возрасту. И что мы должны вкушать эту пищу с горькими травами — то есть со всеми страданиями, с горечью, которую приносит нам жизнь. Потому что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» и в постижение тайн его. Речь идёт о наших личных скорбях и о нашем участии в страдании народа Божия и единокровных нам братьев, как это было обязательно ещё в Ветхом Завете. Если нет у нас этого, как можем мы «вкусить и увидеть, что благ Господь»? А что касается глубочайших тайн Священного Писания и Промысла Божия, которые являются крепкими костями, их не подобает вкушать молочными зубами. Их сжигают в огне — то есть они могут быть постигнуты только теми, кто достиг духовной зрелости, душами испытанными. Не только в пламени искушений, но в огне Божественной благодати — теми, кто познал благодать.
 
А до тех пор мы должны смиренно понимать такое толкование Писания, какое нам предлагают святые отцы, жизнью своей исполнившие Евангелие и потому познавшие смысл его. То, что нам открывает Церковь. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Священное Писание посреди Церкви — как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, говорят святые отцы, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!
 
ЕВАНГЕЛИЕ дорого нам прежде всего как исповедание неповрежденной истины. Судьбы человечества связаны с хранением истины. Потому так смертельно опасен всякий компромисс с ложью — якобы ради спасения всех, якобы ради Церкви и даже якобы ради Господа. «Не говори: ради Господа я согрешил. Ибо Он не имеет надобности в муже грешном. То, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15:11—12). Пока в мире будет хоть один человек, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.
 
Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение относятся ко всем, в том числе и к незнающим об этом людям. Здесь проходит испытание глубины нашей веры. Как бы ни были люди духовно мертвы, даже если они являются врагами Божиими, есть еще в них надежда, пока хранится в роде человеческом истина и святыня Креста и Евангелия.
 
МНОГИЕ недавно переступившие порог храма простодушно спрашивают: «Можно ли читать Священное Писание сидя, и сколько его нужно читать каждый день?» Кто из священников не слышал такого вопроса!
 
Преподобный Серафим Саровский говорит, что Писание нужно читать стоя на коленях и со слезами. А святитель Филарет Московский говорит, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах. Святитель Иннокентий Московский говорит, что духовной пищи нужно принимать столько, сколько мы можем усвоить. И все святые отцы говорят, что Писание необходимо читать ежедневно. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Послушайте те из вас, кто живёт в миру (не священник и не монах, но обременен женою и детьми). Вам апостол Павел особенно советует чтение Писания: "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростию"» (Кол. 3:16). Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Как в раю, Бог ходит в Священном Писании, ища человека. Открывай Священное Писание каждый день, и Бог найдёт тебя. Он ходит там и ищет тебя, чтобы дать тебе утешение и надежду».
 
Сегодня, когда всё делается в мире, чтобы превратить человека в бессловесное существо, и слишком многие изнемогают от уныния, мы должны дорожить этим священным убежищем. «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:5).
 
Лучшими своими мыслями и чувствами наша русская культура обязана Писанию. Ф.М. Достоевский был четыре года в Сибири на каторге, проходя, как он сказал, через «невыразимые и нескончаемые страдания». Единственное, благодаря чему он выжил, была маленькая книга Нового Завета, которую две женщины-христианки дали ему по дороге в Сибирь. Она спасла его от гибели.
 
Особенно когда у нас горе и беда, мы должны обращаться к слову Божию. Одна прихожанка нашего храма рассказывала, что ей предстояла серьезная операция. Она боялась, хотя знала, что делать операцию будет лучший хирург и что многие друзья молились за нее. Духовный отец изо всех сил старался успокоить ее, но она все равно боялась. В больнице, лежа одна в палате, она открыла книгу Священного Писания, и прочитала все Евангелие. Через несколько дней после операции она сказала своему батюшке: «Перед операцией я всю ночь читала Евангелие. У меня родилось твёрдое убеждение реальной близости Бога, что Он со мной, и страх исчез». Одна женщина рассказывала, что она вышла замуж за богатого человека, за «нового русского», и испытывала страшную пустоту в своей жизни. Ничто не радовало ее. И она пристрастилась к винопитию. Брак был на грани распада. Поняв однажды, что никакие психиатры ей не помогут, она начала читать Священное Писание и обрела чудесное чувство мира и освобождения. Ее пустоту заполнил Бог. И муж тоже изменился.
 
Есть рассказ известного архипастыря о том, как он, будучи неверующим человеком, начал по обязанности читать Евангелие (кажется, для подготовки к зачету в университете) и во время чтения ему открылся воскресший Христос.
 
Мы настойчиво повторяем, что истинное значение Священного Писания открывается только в Церкви. Конечно, Господь предваряет и неверующих людей Своею благодатью, но только для того, чтобы привести их в Церковь.
 
Спроси каждый себя: как бы я мог узнать имя Христово, если бы не Церковь? И всё, что раскрывает тайну имени Его — Сын Божий, Господь, Спаситель. Не просто имя, но жизнь Его и Сам Он. Без Церкви я бы услышал о Нем просто как о величайшем Человеке, одном из многих, в ряду других, может быть, более ярком, более глубоком, чем другие, и всё. Поэтому другая опасность — полагать, будто у нас есть Евангелие, и больше нам ничего не надо. Нет! Без Церкви нет никакого Евангелия — слова Божия, которое родилось из среды верующих, знающих Его лично как Бога людей. И они передали нам его, чтобы мы знали Бога лично. И если бы даже оно дошло до нас само по себе, это был бы только интересный исторический документ. Но не было бы в нем благой вести, огненного благодатного слова, которое одно только способно зажечь жизнь человеческую навеки. Этой встречи с Богом Живым, которая способна исцелить душу всякого человека от смертельного отчаяния.
 
Нет большего утешения, чем то, которое даёт Сам Бог. Однако мы должны помнить, что слово Христово — всегда крестное слово. И принимать его — всё равно, что причащаться святых Христовых Таин, которые могут быть нам либо во оправдание и освящение, либо в суд и осуждение. Всё равно, что проходить через великое испытание, пройдя через которое человек не остается таким, каким был. Он становится либо сильнее, либо слабее. И наконец он выбирает, каким ему быть.
 
ЕСЛИ мы научаемся чему-то очень существенному в Евангелии, то это для того, чтобы начать жить этим и сделаться способными научить других. Христос говорит: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Требуется, говоря современным языком, и теория, и практика, святая жизнь и просвещение других. «Но я мало знаю. Я не изучал богословие. Я не могу проповедовать, — слышим мы чьё-то возражение. — Что же будет со мною и такими как я?» Даже если мы «сотворим, но не научим» других, мы будем исключены из Царства Небесного?
 
Когда Христос говорит, что Его ученики должны не только жить по-христиански, но и научить других, это не означает, что все верующие должны основательно изучать богословие и становиться способными проповедовать о чудесах Божиих с церковного амвона. Такого рода труды — для немногих, получивших дар проповедовать. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательными к своей жизни. Если они не живут так, как проповедуют, то окажутся лицемерами, о которых Христос говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры».
 
Кроме проповеди с церковного амвона есть другой вид проповеди. Это — простое учение Церкви. Это те немногие слова о Христе, которые всякий мало-мальски грамотный христианин может сказать. Те немногие слова, которые исходят из глубоко верующего сердца, однажды благодатно коснувшегося слов Евангелия, и которые подлинный христианин старается применять к своей каждодневной жизни. Эти немногие слова могут оказывать большое влияние на других людей.
 
Я знаю немало людей, которые, живя в грехе и неправде, внезапно уверовали во Христа, не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Это значит, что всякий, кто верит во Христа, может быть учителем, проповедником Писания. Ко всем нам относится слово Христово: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Все мы, христиане, без единого исключения, призваны исполнять заповеди Божии и, согласно мере наших даров, быть светом — сияющими проповедниками нашим ближним.
 
Церковное новолетие. Лк. 13 зач., 4: 16—22
 
Тогда пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все свидетельствовали Ему это.
 
В праздник церковного новолетия мы слышим Евангелие о том, как Господь вошел по обыкновению Своему в синагогу. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпускать измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И глаза всех были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами».
 
Это первые слова Господа после «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» в начале Его общественного служения, но вне сомнения − одни из самых решающих. Он произнёс их, отверзши уста среди торжественной тишины, как только закрыл книгу и отдал её служителю.
 
Они исполнились сегодня, и только сегодня, теперь, когда Христос Сам лично возвещает Писание. Однако не в первый раз эти же самые слова пророка Исаии звучали в иудейской синагоге. В течение долгих столетий их слушали здесь. Но до настоящего времени всегда был разрыв между этими словами и теми, кто их возвещал, теми, кто были только далёкими свидетелями Слова в ожидании победной вести с небес.
 
Христос исполнен радостного осознания этого момента. Сегодня, когда Он произносит те же самые слова Книги, то же самое Слово Божие, происходит совершенно новое событие. Ибо между Христом и Словом Божиим нет никакого разрыва. Он — Сам Превечное Слово; и это Слово, и Он Сам — Событие. В Нем, наконец, Слово Божие облекается во всё своё великолепие и раскрывает всю свою силу. В Нем оно соединяется с историей человечества и становится единосущным Ему. Отныне оно не только Слово Божие, ставшее в полноте человеческим, и потому всецело слышимое и воспринимаемое людьми, но оно становится также видимым. Святое Евангелие говорит нам о тех, кто могли стать самовидцами Слова. И оно становится ощутимым. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, — о Слове Жизни» (1 Ин. 1:1).
 
И вся жизнь Христова, и Его смерть и все, что последует за Его смертью, будет теперь лишь постепенным и торжественным раскрытием того же самого Слова, неодолимым осуществлением творческой силы и жизни, всегда сокрытой в Слове Божием. Оно будет обращено к смертельно раненому миру, чающему новой и вечной жизни. Да, у Господа есть все основания так говорить: все слова Писания исполнились ныне в Нем в полноте.
 
И они будут исполняться всегда и на всяком месте. Господь исходит Своими пречистыми стопами лишь небольшой уголок нашей земли − Галилею и Иудею. Он будет сеять Свое слово всего лишь в течение трех лет. Более того, как только эта новая жизнь будет насаждена Им в мире Его смертью и Воскресением, Он вознесётся на небо, чтобы пребывать одесную Отца. Однако ничто на земле не погибнет. Ибо Его пребывание среди нас было решающим и необратимым. Господь не только посеял обильно Свое Слово на доброй почве Церкви. Он не оставил нас сиротами.
 
Без промедления Он ниспослал Своего Духа, Который без конца напоминает нам Его слова и ведёт нас к полноте истины, заключённой в них. И потому мы не должны завидовать тем, кто мог слушать Слово Божие из уст Самого Христа. Так же как они и в определённом смысле больше, чем они, мы являемся ныне в Церкви самовидцами Слова.
 
Потому что это твёрдое «ныне», произнесённое Господом в начале Его служения, продолжается до сегодняшнего дня. И будет продолжаться в непрестанном обновлении до конца времен, пока наш мир будет приносить плоды этого Слова, которое Господь, придя к нам, лично посеял на наших полях.
 
Самовидцы Слова Христова, Его служители и Его ученики — в этом высшая честь и слава всякого христианина. Поистине, то, что мы видели, — только начало. И еще — мы можем познавать Его только во мраке веры. Мы становимся светом только на малое время, и, конечно, мы не сияем еще, как преподобный Серафим Саровский. Однако несмотря на все испытания и искушения, несмотря на всегда возможные сомнения, неопровержимая достоверность, спокойная уверенность всегда живет в сердцах всех любящих Господа. Это сила Слова Божия. Оно как светильник, сияющий в тёмном месте, говорит апостол Петр, как утренняя звезда, возвещающая наступление дня (2 Петр. 1:19) — Христос посреди нас, ныне и во веки.