ПОЧЕМУ МЫ ЧТИМ СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ?
Некоторые современные христианские общины, в частности протестантские, не признают Предание. А что такое Священное Предание, и как оно соотносится со Священным Писанием? Какое место занимает Священное Предание в Православии? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Надо прямо сказать, что само библейское откровение научает нас тому, что, если человек изучает Библию вне традиции, он общается не со словом Божиим, а со своим субъективным пониманием этого текста. Так, например, апостол Петр пишет: «И долготерпение Господа нашего почитаем спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал нам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные к собственной своей погибели превращают (то есть искажают. – прот. О.С), как и прочие писания» (2 Пет. 3: 15–16). Как видим, сама Библия предупреждает нас, что есть две категории лиц, которые общаются со Священным Писанием «к собственной своей погибели»: невежды и не утвержденные. Кто такие невежды? Это, может быть, крещенные, но не наученные люди. Кто такие не утвержденные? Это, скорее всего, и не крещенные, и не наученные. Потому что Церковь называется и «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15).
Каждая из этих групп людей, читая Библию («невежды и не утвержденные»), общается не со словом Бога, а со своим субъективным пониманием этого текста.
Вот почему, когда Господа Иисуса Христа спрашивали, как спастись, Он иногда отвечал вопросом: «как читаешь?» (Лук. 10: 26).
Читать Библию можно по-разному. И в книге Деяний святых апостолов описывается, что ехал один человек, евнух, и читал пророческую книгу, и в дороге к нему присоединился апостол Филипп, который спросил его: «Разумеешь ли, что читаешь?». Евнух был умный человек и потому ответил: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. 8: 31).
Критерием к постижению библейского откровения является Священное Предание
Действительно, должен существовать критерий, который помогает нам в постижении библейского текста. Потому что если десяти разным людям раздать по Библии, через год мы получим десять пониманий одного и того же текста. И критерием к постижению библейского откровения является Священное Предание. В 1-м послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держитесь предания, которое приняли от нас» (11: 2). Во 2-м послании к Фессалоникийцам: «Твердо держитесь предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2: 15).
Совершенно очевидно, что Священное Предание первично, а Священное Писание вторично
Совершенно очевидно, что Священное Предание первично, а Священное Писание вторично. Святитель Иоанн Златоуст в своей книге «Беседы на Евангелие от Матфея» пишет: «По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них… Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размысли же, какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, – если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачевством» (Беседа 1-я).
И, действительно, мы видим: Авель знает, как правильно приносить жертву «от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4: 4), хотя, совершенно очевидно, он никогда не читал книгу Левит (в которой содержатся законы о жертвоприношениях). Ной знает, какие животные чистые, какие нечистые (см.: Быт. 7: 8), – он тоже никогда не читал Пятикнижие Моисея. Авраам знает, что такое десятина, когда дает десятину Мельхиседеку, царю Салима (см.: Быт. 14: 20); Иаков знает, что такое десятина по обету – по обещанию Богу (см.: Быт. 28: 22).
Как мы видим, с древнейших времен истина Божия передавалась от отца к сыну или непосредственно Господь Сам собеседовал со Своими избранниками.
Священное Предание не только помогает нам правильно понимать Священное Писание, но авторитет самого Писания зиждется на авторитете Предания. Кто нам сказал, что Евангелие от Матфея написал Матфей? Кто нам сказал, что Евангелие от Марка написал Марк? Кто нам сказал, что посланий апостола Павла должно быть 14 – не больше и не меньше? Церковь на основании древних преданий установила, какие книги Ветхого Завета и Нового Завета – канонические, а какие – второканонические или даже апокрифические, не заслуживающие права находиться в библейском своде. И Церковь уничтожила многие ложные гностические апокрифические евангелия и на основании Предания создала библейский канон в том виде, в каком мы его имеем. И, признавая библейский канон, вольно или нет, но даже сами протестанты признают Священное Предание, а в Писании сказано: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?» (Иак. 3: 11). Если кто-то признаёт канон Библии, пусть признает и другие каноны Церкви. А если он сомневается в любом из канонов древней Церкви, тогда он должен сомневаться и в каноне Священного Писания, потому что, действительно, из одного источника не может течь сладкая и горькая вода.
Православные христиане изучают Библию по истолкованиям святых отцов, и такие святые отцы, как святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Августин, блаженный Феофилакт, открывают перед нами горизонты настоящего постижения библейского текста, библейского откровения – то, что недоступно для человека, существующего вне традиции. Поэтому как в древности, так и теперь актуальным остается вопрос, который некогда задал Иисус Христос человеку, спросившему Его, как спастись, – Христос задал ему вопрос: «Как читаешь?»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии