Почему Константинополь не поможет Порошенко создать ЕПЦ. Кирилл Александров
Последние события вокруг Константинопольского Патриархата подтверждают предположения СПЖ: Фанар отнюдь не союзник украинским властям в деле создания Единой Поместной Церкви.
Из уст украинских политиков обвинения УПЦ в том, что она якобы является структурой «государства-агрессора», звучат едва ли не чаще, чем обвинения самой России в агрессии. А слова о необходимости создания Единой Поместной Церкви (ЕПЦ) – и того больше. Нет у нашего государства большей заботы, чем загнать всех православных в одну «независимую» от Москвы структуру. Вот тогда все проблемы Украины будут решены.
Как уже неоднократно писал СПЖ, главным заблуждением власть имущих в религиозной сфере является то, что они смотрят на Церковь как на общественно-политическую структуру. А на самом деле она являет собою Тело Христово, водимое, прежде всего, Духом Божиим, а уж потом людьми, которые ею видимо управляют.
И ни Президент, ни другие государственные мужи никак не могут взять в толк, что нельзя создать Церковь политическими методами: переговорами и официальными обращениями. Она живет по другим законам – законам Небесным.
В своем ежегодном послании Верховной Раде 7 сентября 2017 года Петр Порошенко вновь поднял тему ЕПЦ: «Верховная Рада приняла историческое обращение к Вселенскому Патриарху с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине». В ней Порошенко упомянул и о некоем собственном письме Патриарху Варфоломею об украинской автокефалии, и о решимости сегодняшнего политического руководства Украины решить проблему ЕПЦ. Правда, в связи с начавшимися 17 октября протестами власти уже не до этого. Но вопрос с повестки дня не снимается.
А вот последние события в самом Константинопольском Патриархате наглядно показывают, что усилия власти по созданию ЕПЦ политическими методами обречены на провал.
19 сентября на Фанаре побывал Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
О чем он говорил с патриархом Варфоломеем, широкой общественности неизвестно. СМИ сообщают, что он передал приглашение от Патриарха Кирилла посетить Москву. А вот спикер УПЦ КП «архиепископ» Евстратий Зоря об этих подробностях откуда-то проведал и заявил, что «стороны не договорились»: об этом-де свидетельствует отсутствие сообщения о приглашении патриарха Варфоломея в Москву на сайте РПЦ. Можно подумать, что подобные приглашения передаются не иначе как через сайт. Еще «архиепископ» Евстратий доподлинно знает, что «Москва и дальше торгуется из-за Критского Собора», стремясь «выторговать себе самое важное: в обмен на присоединение к решениям Собора получить гарантию непризнания автокефалии Церкви в Украине». А дальше последовало совсем уж потрясающее утверждение, что Патриарх Кирилл претендует на роль «московского папы», и только, мол, с его санкции решения Критского Собора обретут авторитет и легитимность.
Безудержную фантазию спикера УПЦ КП, которую он регулярно реализует в своем Facebook, комментировать не будем. А вот что действительно демонстрирует визит митрополита Илариона (и далеко не только его) на Фанар, так это то, что Константинополь сейчас всерьез озабочен налаживанием тесных отношений с Русской Православной Церковью. И что эта озабоченность встречает понимание и доброжелательный ответ. Идет процесс постепенного возвращения РПЦ и России в целом к своей исторической роли покровителя всех Православных Церквей на Востоке и прежде всего Константинопольского Патриархата.
Способствуют этому не только военные победы России в Сирии и ее дипломатические успехи на всем Ближнем Востоке. Во многом, разворот Константинополя к Москве обусловлен внутренними проблемами Константинопольского Патриархата и прежде всего конфликтом с его американскими епархиями.
На заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата 4 октября Патриарх Варфоломей поручил архиепископу Димитрию (Тракателлису), предстоятелю Американской архиепископии, дать объяснения в отношении финансов его структуры. А она самая богатая в Константинопольском Патриархате и в немалой степени его финансирует. Еще раньше между Фанаром и Американской архиепископией возник конфликт по кандидатуре на митрополичью кафедру в Чикаго. Все это может означать сокращение перечислений на Фанар денег из США, а также реальную угрозу выхода Американской архиепископии из юрисдикции Константинополя. Тот факт, что на территории США существует Православная Церковь в Америке, получившая автокефалию от РПЦ в 1970 году, заставляет волноваться и Фанар, и другие Поместные Православные Церкви, имеющие свои диаспоры в США. Ведь объединение всех православных США под омофором этой Церкви было бы правильно с экклесиологической точки зрения.
Так что Константинополь не может бороться с угрозой раскола внутри собственной Церкви и поощрять раскол в Украине. Однако дело не только в этом. В XX веке стало традицией, что власти США покровительствуют Константинопольскому Патриархату перед турецкими властями. Но сейчас ситуация стремительно меняется. Турция и США из союзников превращаются в геополитических противников. Америка покровительствует курдам, которых Анкара считает главной угрозой своему государству. А еще президент Турции Реджеп Эрдоган открыто обвинил власти США в поддержке государственного переворота в его стране в 2016 году.
После провала путча в Турции провели масштабную чистку госсаппарата, а также журналистов, судей, армии, полиции и т.д. Всего уволили около 80 тыс. чиновников. В том числе из Управления по делам религии Турции – 492 человека. Это именно те люди, и прежде всего из высшего звена управления, которые пришли во власть в эпоху, когда США были фактическими хозяевами Турции. Теперь же возможности Америки влиять на внутритурецкие дела значительно сократились. Эрдоган не стесняется обвинять США в том, что они «лгут всему миру». В этих условиях Константинопольский Патриархат вынужден в срочном порядке искать себе новых могущественных покровителей. И эту роль на себя, естественно, берет Россия, отношения которой с Турцией находятся на подъеме.
Сразу же после того как из Константинополя отбыл митрополит Иларион, с Патриархом Варфоломеем встретился бывший премьер-министр России, бывший глава ФСБ и МВД РФ, а ныне глава Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) Сергей Степашин. Его сопровождала весьма представительная делегация из высших чиновников МИД России. СМИ особо подчеркнули тот факт, что встреча состоялась по благословению Патриарха Кирилла. О чем говорили, известно: об открытии представительства ИППО в Стамбуле и об активизации паломничества из России к святыням Православия на канонической территории Константинопольского Патриархата. Стоит ли говорить, что это очень немаловажный в перспективе источник поступлений в бюджет Фанара? Турцию ежегодно посещают около 4 млн россиян. Кстати, при открывшемся представительстве ИППО в Стамбуле начнет действовать русскоязычная школа, которую будут посещать дети, родившиеся от смешанных браков в Турции. А только в Стамбуле проживают около 50 тыс. русскоговорящих.
Не успел от Патриарха Варфоломея уехать Степашин, как на Фанар приехал глава Комитета Госумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов. Кроме вопросов межправославного взаимодействия, речь шла и о религиозном законодательстве РФ.
И все эти визиты проходили на фоне встречи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана 29 сентября. Речь шла в основном о сирийском урегулировании, но эта встреча обеспечила конструктивный и благожелательный фон для контактов представителей РПЦ и России с Константинопольским Патриархатом.
Предположения Евстратия Зори о трениях между РПЦ и Константинополем весьма далеки от реальности. 6 октября 2017 года Патриарх Варфоломей впервые в истории посетил Посольство РФ в Анкаре, где отслужил заупокойную литию по убиенному российскому послу А.Г. Карлову и всем почившим сотрудникам дипмиссии.
14 октября Патриарх Варфоломей посетил Николаевский приход Московского Патриархата в Рейкьявике (Исландия) и место строительства первого православного храма для русскоязычных жителей, которое в 2011 году освятил Патриарх Кирилл.
А вечером в тот же день Патриарх Варфоломей уже был на приеме в его честь в российском посольстве в Рейкьявике, где опять шла речь о взаимоотношениях Константинопольского и Московского патриархатов и о визитах Патриарха Варфоломея в Россию.
Все это свидетельствует о том, что Фанар довольно успешно меняет своих геополитических покровителей, а если использовать терминологию Евстратия Зори – становится «агентом Кремля».
Подобные лживые обвинения пусть останутся на совести представителей Киевского патриархата. А если говорить серьезно, то мы воочию можем наблюдать, как Россия и вся Русская Православная Церковь возвращается к своей исконной исторической роли покровительницы православия на Востоке, которую она успешно осуществляла до Революции 1917 года.
В связи с этим хочется задать несколько неудобных вопросов нашим украинским политическим деятелям.
А почему бы Украине не поступать таким же образом? Ведь мы же считаем себя правопреемниками Руси.
Вот ненавистный вам «русский мир» заботится о русскоязычных в Турции, открывает для них школы и т.д. А что, в этой стране живет мало выходцев из Украины? Что, украинские граждане Турцию не посещают? Так почему же премьер Владимир Гройсман, спикер Андрей Парубий и иже с ними докучают Патриарху Варфоломею требованиями признать в Украине раскольников и не удосужились поговорить о том, как направить украинских туристов к святыням Константинополя? Почему ничего не говорят о духовном окормлении украинцев в Турции? Почему это делают россияне, а мы только и знай клянчим: дай автокефалию, дай автокефалию!
Почему мы не помогаем Константинопольскому Патриархату в реставрации их храмов? Ведь у нас есть довольно опытная специальная научно-реставрационная проектно-строительно-производственная корпорация «Укрреставрация». Могли бы вполне какую-нибудь церковь отреставрировать за наш счет.
Почему наши политики везде трубят о том, что Украина якобы является канонической территорией Константинопольского Патриархата, но не согласовывают с Фанаром религиозные законопроекты? Ну ладно, вы УПЦ ни в грош не ставите и ничего с ней согласовывать не собираетесь, но Константинополь-то, от которого вы ждете автокефалии, могли бы уважить в таком серьезном вопросе?
Почему не слышно, чтобы Патриарх Варфоломей посетил прием в посольстве Украины, данный в его честь? Почему его не приглашают?
Почему Порошенко на встречах с Эрдоганом ничего не говорит о том, что Константинопольский Патриархат – это наши единоверцы и нам бы хотелось развивать с ним отношения? Это, кстати, идеально вписывается в международную гуманитарную повестку. Но этого не происходит. Хотя Порошенко с Эрдоганом встречались не далее как 9 октября.
Почему бы вообще не сделать какое-нибудь добро для Константинопольского Патриархата или на политическом, или на гуманитарном уровне, а лишь потом что-то у него просить?
И почему бы просто не услышать слова Константинополя о том, что первый шаг на пути обретения канонической автокефалии и создании ЕПЦ – это возвращение в лоно Церкви всех тех, кто откололся от нее в 1990-е годы. Через покаяние. Почему?
http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/pochemu-konstantinopol-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии