Почему Христос назвал своих ближайших учеников «родом неверным»?
Четвертое воскресенье Великого поста Церковь посвящает преподобному Иоанну Лествичнику — аскету, подвижнику, автору знаменитого духовно-практического руководства «Лествица» (Лестница), в котором подробно описаны этапы движения человека к Богу через борьбу со страстями и приобретение добродетелей. На самой верхней ступени он располагает веру, надежду и любовь. Но чтобы их достичь, необходимо преодолеть долгий путь восхождения. О том же, как сделать этот первый шаг, справиться с неверием и развращением нам рассказывает воскресное евангельское чтение.
В Евангелии говорится, что Господь не раз посылал Своих учеников на проповедь. Во время этих миссионерских путешествий апостолы не только говорили людям о наступлении Царства Мессии. Они также исцеляли болезни и изгоняли бесов. Что же происходит теперь? Почему сейчас они не могут выгнать нечистого из юноши?
Ответ дает Сам Господь. О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? — восклицает Он. В христианской традиции существуют различные толкования, к кому именно обращены эти слова. Можно предположить, что Христос адресует их отцу мальчика, который признается в своем неверии; или же собравшимся иудеям, которые сомневались в способности апостолов совершить чудо. Есть даже версия, что эти слова обращены к бесам, которые практически безраздельно властвовали на земле и мучили людей. В той или иной степени каждое из этих толкований имеет право на существование. Однако параллельный рассказ об этом событии, который находится у евангелиста Матфея, дает все основания полагать, что в первую очередь эти слова Спаситель обращает именно к Своим ученикам. После исцеления бесноватого они спрашивают Господа, почему им не удалось исцелить юношу. На это Христос отвечает: по неверию вашему.
Итак, это ученики — род неверный. Греческий оригинал слова «неверный» указывает на внутреннюю нестабильность, на постоянные сомнения и колебания. А Матфей добавляет еще и слово «развращенный». Не в смысле похотливый и блудный, а в смысле — искривленный, тот, кто постоянно уходит в сторону, вертлявый. Сколько раз ученики видели чудеса, которые творит Господь. Сколько раз они ощущали Его силу, которая действует через них. Что говорить, предыдущий эпизод Евангелия — это рассказ о Преображении Христа. Как минимум трое из двенадцати пережили высочайший духовный опыт. И такое фиаско. Сердце человеческое так поражено грехом, что всех этих свидетельств ему недостаточно, чтобы обрести хоть какую-то твердость и доверие Богу. Вот о чем сокрушается Спаситель. Он сокрушается о том, что эту твердость и доверие ученики не приобретут до самого конца Его жизненного пути. До самой Голгофы они будут сомневаться и колебаться, они будут исполнены страхами и неуверенностью.
Что же необходимо было сделать ученикам, чтобы благодать наконец-то прижилась в сердце? Ответ дает само Евангелие. Оно показывает, какой тяжелый путь им предстояло пройти. Это страшные события страстных дней, исполненные малодушием, отречением, бегством, полным крушением всякой надежды, животным страхом и ужасом. Когда Господь мучился и умирал на Кресте, ученики умирали для своей прошлой жизни с ее ложными представлениями и мечтаниями. Страдания Христа, Его смерть и воскресение изменили апостолов. Терзания изменили их сердца. В них стали проявляться стабильность, твердость, надежность. Лишь после всего этого ученики оказываются готовы к Пятидесятнице. К тому событию, когда благодать пришла в их душу и большее ее не покидала.
Этому нас учит и вся святоотеческая традиция. Ни молитва, ни пост, ни какие иные аскетические практики не смогут принести пользу ни нам ни окружающим, если наше сердце ветхое. То есть если мы живем по своим старым представлениям. Если мы чувствуем, думаем и действуем словно никогда не знали о Христе и Его Евангелии. Для того чтобы строить не на песке, а положить твердую основу духовной жизни, для начала необходимо умереть вместе со Христом. Этот путь умирания подробнейшим образом описывает в своей «Лествице» прп. Иоанн Лествичник, память которого сегодня празднует наша Церковь. Это путь подобный тому, какой прошли апостолы Христовы. Они приобрели то состояние, которое преподобный Симеон Новый Богослов называл «животворным умертвием». Очень точная характеристика. Для того чтобы Дух вошел в нас, необходимо, чтобы умерло наше неверие и развращение. Дорогу эту каждый проходит по-своему. «Лествица» предлагает лишь самые общие ориентиры. Однако результат будет всегда один — сердце, исполненное благодати и радость о воскресшем Спасителе.
Священник Дмитрий Барицкий
https://foma.ru/pochemu-hristos-nazval-svoih-blizhajshih-uchenikov-rodom...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии