Почему Фанар не сможет дать Томос «Церкви Порошенко». Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Выдав Петру Порошенко желаемый Томос, Патриарх Варфоломей вложит в руки сторонников американской автокефалии оружие против себя самого

Если Константинополь даст Томос украинским раскольникам, то должен давать автокефалию и собственной Архиепископии в Америке.

В статье «Как связаны скандал в Американской Архиепископии и украинская ЕПЦ» был дан небольшой анализ дел в Американской Архиепископии, самой многочисленной и самой значительной части Константинопольского Патриархата. Статья вышла в преддверии Собрания духовенства и мирян Архиепископии 4-го июля в Бостоне. Страсти там накалились настолько, что Предстоятеля Архиепископии, 90-летнего архиепископа Димитрия (Тракателлиса), накануне Собрания обвиняли в финансовых махинациях и призывали уйти в отставку. Призыв звучал из уст самого Константинопольского Патриарха Варфоломея, а также основного спонсора Архиепископии миллиардера Иоанна Кациматидеса и известного политика Майкла Хаффингтона. Было высказано предположение, что результаты Собрания духовенства и мирян Архиепископии 4-го июля окажут определенное влияние на решение Фанаром вопроса с украинской ЕПЦ. И вот Собрание состоялось, и по его итогам можно сделать некоторые выводы.

Как и предполагалось, если архиепископа Димитрия (Тракателлиса) удастся отправить в отставку, то тем самым Патриарх Варфоломей упрочит свое влияние на Американскую Архиепископию и ему уже легче будет даровать Петру Порошенко Томос про ЕПЦ. В этом случае шансы на то, что Томос будет выдан, немного возрастали, в противоположном случае – уменьшались.  Эти предположения оправдались – архиепископа Димитрия сместить с поста не удалось, и вопрос о Томосе даже не рассматривался на недавнем заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата. Конечно, скандал с попытками отправить Предстоятеля Американской Архиепископии в отставку влияет на Томос про ЕПЦ незначительно, однако есть гораздо более значимые факторы, связанные с положением дел в Архиепископии. Ситуация с отставкой архиепископа Димитрия – это лишь частный эпизод гораздо более глубокого процесса, происходящего в Американской Архиепископии. А именно – стремлению к… автокефалии.

Трения между Архиепископией и Фанаром начались сразу же после ее создания в 1922 году. А в 1960-е годы, когда Архиепископия численно возросла благодаря увеличению числа греческих мигрантов в США, эти трения стали причиной зарождения в среде православных греков Америки идеи отделения от Матери-Церкви. Эти идеи усиливались вместе с увеличением финансовой состоятельности Архиепископии и количеством средств, перечисляемых на Фанар, но до поры до времени не озвучивались.

И вот, 19 мая 2018 г. на церемонии выпуска учащихся Греческого колледжа и Богословской школы Святого Креста в Бостоне, крупный бизнесмен и один из основных спонсоров Архиепископии Эфстатиос Валиотис в своей речи после вручения ему звания почетного доктора заявил буквально следующее: «Не можем мы управляться небольшой группой людей, которые находятся в Турции, не имеют паствы и цели, без работы и с другой повесткой. Что будет в случае греко-турецкого конфликта, кто поможет нашей Церкви?» Валиотис предложил два варианта решения вопроса: или полная автокефалия Американской Архиепископии, или перенесение Константинопольской кафедры с Фанара в США. При этом ни один из присутствовавших на церемонии иерархов и мирян не высказал каких-либо возражений. А архиепископ Димитрий, когда журналист издания «Этникос Кирикас» («Национальный вестник»), спросил его, согласен ли он со сказанным, ответил, что «это другая тема». И хотя, спустя некоторое время, Архиепископия приняла официальное заявление, в котором дистанцировалась от слов Валиотиса, тем не менее идея автокефалии, что называется, «витает в воздухе».

Подтверждение этому содержится в интервью митрополита Детройтского Николая изданию Ромфея, которое тот дал по итогам Собрания духовенства и мирян Американской Архиепископии 4-го июля в Бостоне.

В этом интервью, на вопрос корреспондента: «Что вы думаете об автокефалии?»митрополит Николай поначалу ответил уклончиво: «В митрополии Детройта об этом никто конкретно не говорит. Я занимаюсь пастырской деятельностью, и также не буду говорить об этом». Однако когда журналист повторил свой вопрос, иерарх признал возможность получения автокефалии Американской Архиепископией: «Может быть, придет время, когда Вселенский Престол в своей мудрости скажет нам: дети прощайте». Такая формулировка идеи об автокефалии –  в лучших традициях византийской дипломатии. Вместо того, чтобы сказать: «Американская Архиепископия хочет получить независимость», митрополит Николай говорит: «Константинополь сам отделит нас от себя». Как может Фанар сказать американским грекам «дети прощайте», если Американская Архиепископия, в основном, Фанар и содержит? Значит, не Константинополь подумывает о том, чтобы сказать Архиепископии «дети прощайте», а Архиепископия допускает для себя вариант «Мама прощай». И тот факт, что Предстоятель Архиепископии Димитрий (Тракателлис) не подчинился Патриарху Варфоломею и не ушел в отставку, и при этом не был смещен со своей должности ни Константинопольскими, ни американскими архиереями, указывает на то, что у Фанара остается все меньше и меньше возможностей удержать Архиепископиюв своем подчинении.

Если рассматривать вопрос Томоса про ЕПЦ сквозь призму сложных отношений Константинопольского Патриархата с Американской Архиепископией, то ситуация выглядит довольно просто. Выдав Петру Порошенко желаемый Томос, Патриарх Варфоломей вложит в руки сторонников американской автокефалии оружие против себя самого. Если можно даровать автокефалию неизвестно кому в Украине, то какие могут быть аргументы против автокефалии Американской Архиепископии?

При этом, как неоднократно акцентировал внимание СПЖ во многих своих публикациях, проект украинской ЕПЦ не похож ни на какие другие прецеденты обретения различными Поместными Церквями автокефалии. Ведь в случаях Польской, Болгарской, Румынской и других Церквей автокефалию просили (а порой и самостоятельно провозглашали) именно церковные структуры, которые на момент таких просьб или провозглашений являлись признанными частями Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. В Украине же автокефалию просят религиозные организации, которые уже четверть века как перестали быть членами Христовой Церкви и ушли в раскол. И если Патриарх Варфоломей решится даровать автокефалию украинским раскольникам или как-либо иначе их легализовать, то тем самым он уничтожит страх перед расколом у всех желающих отделиться и прежде всего – у своей собственной Американской Архиепископии. Может ли Фанар допустить такую ситуацию? Очевидно, нет!

И если Патриарх Варфоломей решится даровать автокефалию украинским раскольникам или как-либо иначе их легализовать, то тем самым он уничтожит страх перед расколом у всех желающих отделиться и прежде всего – у своей собственной Американской Архиепископии. Может ли Фанар допустить такую ситуацию? Очевидно, нет!

Таким образом перед Патриархом Варфоломеем и его Священным Синодом вырисовывается совершенно очевидная перспектива: если Фанар дает Томос про автокефалию украинским раскольникам, то через некоторое время получает такую же ситуацию у себя, а соответственно – рано или поздно будет вынужден давать аналогичный Томос своей Американской Архиепископии или…

Или соглашаться с предложением Эфстатиоса Валиотиса и переезжать из Стамбульского района Фанар куда-нибудь на Манхэттен. При всей своей абсурдности, это предложение влиятельного  американского бизнесмена греческого происхождения не лишено определенной логики. Как известно, Константинопольский Патриархат на протяжении последнего столетия последовательно проводит политику утверждения собственной исключительности и определенного главенства во всем православном мире. Фанар пытается закрепить за собой определенные полномочия, которые не имеют другие Поместные Православные Церкви. Эдакое православное папство. Постоянные заявления константинопольских иерархов, о том, что именно Константинополь это Церковь-Мать чуть ли не для всех остальных Поместных Церквей – лишнее тому подтверждение. Однако такая политика оказывается безуспешной. Православная эклессиологическая традиция исключает всяческие проявления папства. Поэтому другие Поместные Православные Церкви не соглашаются наделить Фанар исключительными полномочиями. Ярким подтверждением этого  несогласия является неудавшийся «Всеправославный» Собор на Крите. С момента проведения этого Собора прошло уже два года, на протяжении которых Фанар всячески пытается заставить не присутствовавшие на нем Церкви принять его решения как обязательные. И это тоже не получается, несмотря на все старания и дипломатические усилия константинопольских переговорщиков. Не исключено, что вскоре Фанар будет вынужден признать очевидное – никакого главенства  Константинополя в Православном Мире ему достичь не удастся. А вот объединить под собой разрозненные юрисдикции в США и Канаде – идея гораздо более перспективная. Сегодня с США находятся епархии практически всех Поместных Церквей. Такое разнообразие юрисдикций и фактическое деление православных по национальному признаку не только противоречит Священному Писанию и православным канонам, но и создает трудности практического характера. Людям, желающим принять православие, порой бывает трудно пробиться в этнически замкнутый круг православных общин. А интерес к православию у не православных американцев сегодня весьма значительный, но порой они не могут разобраться в юрисдикциях. Эту проблему параллельных юрисдикций, как и многие другие, широко обсуждают в американских церковных кругах.

Статья в издании «The American Interest»

И в обозримом будущем эта проблема будет решена именно так, как говорят святые каноны Православной Церкви – на одной территории должна существовать только одна Поместная Церковь. И возглавить процесс создания такой Церкви в Америке может именно Константинопольский Патриархат. Но для этого ему надо перебраться за океан, о чем и говорил в своей речи Эфстатиос Валиотис.

Но для Константинополя это будет означать однозначный отказ от титула Вселенского Патриархата. Готово ли греческое самолюбие на такие жертвы? Думается, что пока еще нет. А поэтому Фанар будет всячески противиться любым автокефальным устремлениям своей Американской Архиепископии и, как следствие, не сможет поощрять аналогичные устремления в других странах.

http://spzh.news/ru/zashhita-very/54990-pochemu-fanar-ne-smozhet-daty-tomos