ПОЧЕМУ ДО СВАДЬБЫ НЕЛЬЗЯ, ИЛИ КОМУ МЫ ЭТИМ ДЕЛАЕМ ПЛОХО? Екатерина Выхованец

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы живем в мире, помешанном на половом вопросе. Все вокруг пропитано сексом: куда ни бросишь взгляд, везде встретишь либо полуобнаженное тело, либо томный призывный взгляд, либо какой-то вербальный намек, отсылающий все к тому же. Получается, все наши мысли искусственно возвращаются все время в одно и то же русло. И мы, к сожалению, настолько привыкли ко всему этому, что уже воспринимаем как норму. Мы даже не обращаем на это внимания. И когда поднимается вопрос о недопустимости внебрачных связей, то он даже у церковных людей вызывает порой неоднозначную реакцию. Для людей, воспитанных вне Церкви, крайне тяжело понять, в чем здесь проблема. Большинство из нас пришло из мира с установками, полученными в школе, коллективе, через кинематограф. Физическая близость как таковая, вне брака стала настолько естественной, что ее крайне сложно, практически на пределе сил принять как грех. Настали времена, когда нужно доказывать, что трава зеленая. Как найти слова для объяснения того, что еще лет 100-200 назад казалось абсолютно очевидным? Можно сколько угодно взывать к истории и Писанию, но все это разбивается о простое «мы же никому плохо не делаем». Особенно если оба – взрослые состоявшиеся люди. Сейчас путаются в понятиях: сожительство или гражданский брак, брак обычный или венчанный. Однако если бы было так, как Бог изначально задумал, то и путаницы никакой не было бы. У брака в библейском смысле очень простое определение – союз мужчины и женщины. Одного мужчины и одной женщины. Один раз и на всю жизнь. Всё. Если бы у каждого мужчины была только одна женщина и у каждой женщины был только один мужчина, то разве была бы необходимость определять моральную оценку их союза и каким-то образом его классифицировать?

Как мне кажется, основная проблема здесь в том, что у нас нет ожидания, что человек противоположного пола должен быть одним единственным. Словосочетание «моя вторая половинка», безусловно, до сих пор активно используется, но уже больше как красивая метафора. Подтверждение этому – статистика разводов. Если ты меня перестаешь устраивать, мне по какой-либо причине с тобой не нравится жить, то из списка единственных ты вычеркиваешься, что, к сожалению, часто подкрепляется поддержкой со стороны мам и ближайших друзей/подруг: «Ты заслуживаешь большего. У тебя таких, как он/она, еще знаешь сколько будет».

Вот только Священное Писание говорит нам о другом: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так…» (Мф. 19:8). Греческое слово, переведенное как «сначала», имеет своим основным смыслом «начало, происхождение, первопричина», то, что было первоначально, т. е. Господь говорит об изначальной задумке; о том, как должно быть в идеале (ведь Он все задумал совершенным). Выше в этой же главе Евангелия читаем: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их» (Мф. 19: 4), т. е. мужчина и женщина – это некая полнота бытия. «И сказал: посему (дословно – из-за этого) оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:5, 6). Здесь говорится о том, что это касается не только первых людей, Адама и Евы, но и всех живущих после них именно в связи с тем, что изначально человек был создан в паре. Также снова подчеркивается факт некоей полноты бытия в союзе мужчины и женщины: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6), т. е. сочетание мужчины и женщины не является просто физиологическим актом, в этом есть что-то большее, иначе почему к этому применялась бы формулировка «Бог сочетал»? В той культурно-исторической среде, в которой произносились эти слова, немыслим был сам вопрос о внебрачных связях. Христос не говорит им, что это все – пережитки прошлого, а наоборот – ужесточает требования, говоря даже о недопустимости развода. А в консервативности тому обществу и так отказать нельзя было: прелюбодеяние и блуд во времена Ветхого Завета абсолютно категорично вынесены в ранг одних из самых страшных грехов, каравшихся побиением камнями (Втор. 22: 20–29). (Кстати, камнями побивали, чтобы даже ненароком не дотронуться и не оскверниться.)

Откуда и зачем такая жестокость? Зачем столько шумихи вокруг простого физиологического акта? Что в этом плохого? Мы сейчас видим множество благоденствующих стран, в которых блуд фактически возведен в статус нормы, значит речь шла не о социальном благополучии граждан. Древние люди, в отличие от нас, помимо материального достатка и бытового комфорта желали еще и духовного здоровья. Они понимали, что так называемая сексуальная свобода ведет к крайне серьезным повреждениям человеческой природы, и пытались оградить людей хотя бы страхом смерти, т. к. далеко не все могут (или, может, не хотят?) понять, почему нельзя. Интимная близость – это не лишь физический акт, в него помимо тела вовлечена еще и душа. Два человека становятся одной плотью, они, если можно так выразиться, сливаются в одного человека. И, разорвав впоследствии отношения, вы не можете до конца разорвать эту глубинную связь. Вы по-прежнему друг на друга влияете. Да, мы не понимаем до конца, как это работает, а люди, которые понимают, не могут это объяснить. (Аскетический опыт вообще далек от нашего лексикона.) Но, я думаю, мы бы очень удивились, если бы узнали о взаимосвязи наших текущих психологических и физических проблем с теми или иными поступками, совершенными нами в прошлом. Если мы не понимаем, как что-то работает, мы не можем отмахнуться и сказать, что ничего страшного.

Человек – это очень сложная система. Например, чем он старше, тем плотнее клубок его заболеваний. Очень часто доктора лишь разводят руками и говорят, что это возрастное. Причины многих болезней, таких как, например, рак, до сих пор являются предметом обширных исследований и споров. К тому же нам все время твердят, что каждый человек индивидуален, и, наверное, многие сталкивались с тем, что разным людям с одинаковым заболеванием одно и то же лекарство может не подходить. Если это касается нашего физического тела, то что тогда говорить о душе? Она еще сложнее и еще непонятнее. Ясна только ее определенная связь с телом. Кстати, психосоматический подход к диагностике и лечению заболеваний становится все более и более популярным. В сети можно найти достаточное количество информации о связи того или иного недуга с какими-либо психологическими проблемами. Никакой стройной системы на этот счет не существует, есть только отдельные наблюдения и догадки авторов этих методик. Причем у разных авторов они могут существенно отличаться, что лишь в очередной раз подтверждает, что мы не знаем, как «функционирует» наша душа и как именно она влияет на тело, хоть эта связь и очевидна. Даже наши отношения с людьми – это тоже последствия всей нашей предыдущей жизни, цепи принятых решений и действий, которые меня сделали таким, какой я есть сейчас. И когда нам видится несправедливость в жизни и очень больно и обидно, и невольно напрашивается вопрос «За что?» – не нужно спешить винить Бога и окружающих. С высокой долей вероятности это не Божья кара, а всего лишь последствия ваших необдуманных поступков. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Хотя наше незнание тоже довольно условное.

Что же делать, если весть о недопустимости половой свободы застала меня в состоянии, далеком от очерченного идеала? Очень важно помнить, что грех – это не преступление. Это поломка, болезнь. Но как бы ни была серьезна и непоправима душевная рана, есть Тот, для Кого нет ничего невозможного (Мф. 19:26). От нас только требуется осознать необходимость этой помощи и принять ее, иначе как лечить того, кто не признает себя больным и не хочет лечиться?

http://pravlife.org/content/pochemu-do-svadby-nelzya-ili-komu-my-etim-de...