ПОЧЕМУ БИБЛИЮ НУЖНО ИЗУЧАТЬ, А НЕ ПРОСТО ЧИТАТЬ?
Пора всякому православному крепко уцепиться за Библию и открыть для себя ее церковное толкование, считает Сергей Комаров.
Библия – это книга, которую нужно изучать. Писание требует труда, времени, любви, обязывает к подробному разбору с толкованиями. Всякий верующий человек должен, по мере возможности, приложить усилия к открытию для себя именно церковного понимания священных текстов. Только тогда библейские слова, как кирпичики, сложатся в стройное здание евангельского домостроительства нашего спасения.
Для верного восприятия Писания необходимо начать исследовательскую работу
Вы только что прочитали банальность, не нуждающуюся в напоминании? Если да, то за Вас можно порадоваться, так как Вы, очевидно, давно уже поняли важнейшую вещь. Такое знание есть тропинка в Царство Небесное, протоптанная тысячами святых. Однако есть множество людей (даже среди церковных), пытающихся оспорить эти простые тезисы. Порой звучат очень разные мнения насчет Библии. Например, от одного студента богословских курсов как-то услышал, что изучают Писание только на Западе, в протестантско-католической среде, а нам это ни к чему. Дескать, православные имеют Духа Святого, Который через Таинства и жизнь в Церкви открывает верующему истину при первом же взгляде на библейские строки. Поэтому никакие «штудии» нам не нужны, а всякой там библеистикой занимаются лишь те, кто Духа не имеет.
Мнение любопытное и даже отчасти верное. Действительно, Церковь, «столп и утверждение истины», содержит в себе также и истинное толкование Священного Писания. Вне Церкви адекватное прочтение библейских строк затруднительно. И насчет Духа Божьего, умудряющего христианина, тоже согласимся. Однако само по себе пребывание в Церкви не сделает того, что все-таки должны сделать мы сами. Церковь хранит библейские смыслы, в которые мы должны вжиться, а это большой личный труд, как духовный (молитва, таинства), так и душевный (разноплановый анализ текста, сравнение переводов, чтение толкований). В некотором смысле Библия есть богочеловеческий текст, вдохновленный Богом и выраженный человеком. И для верного восприятия Писания необходимо начать исследовательскую работу.
Непонимание богослужения есть не столько духовная, сколько культурная проблема
Один современный проповедник выразил однажды замечательную мысль: непонимание богослужения есть не столько духовная, сколько культурная проблема. Чтобы разобраться в витиеватой византийской гимнографии, надо начинать с элементарного – прочитать церковное толкование на службу, найти смысловой перевод и проанализировать его. Молитва же будет нанизываться на этот каркас смысла, вводя в таинство церковной службы. Без этой предварительной работы проблему непонимания вряд ли можно «перемолить».
То же касается и Писания. Корпус священных книг представляет собой целую библиотеку, создававшуюся более тысячи лет. Это огромный материал, очень разный по форме, жанру, стилю. Чтобы данный текст в наших глазах приобрел цельность, к каждому кирпичику этого роскошного дворца нужно прикоснуться, понять его значение и роль во всем величественном строении. И это постигается обычной библиотечной работой с рекомендованной литературой.
Да, в истории Церкви были святые, которые слушали толкование на библейские книги из уст самих авторов. Так, один из древних сборников о жизни святых повествует, как к некоему старцу пришли братия и попросили объяснить одно место из Пятикнижия. Старец молча вышел из кельи в пустыню и, воздев руки, сказал: «Отче Моисее, истолкуй для братий сие место». Моисей явился и говорил со старцем. Подобное рассказывают и о Златоусте. Есть предание, что сам апостол Павел диктовал ему толкование своих текстов. Вот только Златоуст знал Писание едва ли не наизусть (в устных проповедях, записанных его слушателями, насчитывают около 11000 библейских цитат) и еще в молодости надорвал организм чрезмерными подвигами. Так же и упомянутый старец был строжайшим постником, настоящим египетским аскетом. Если же мы не имеем подобных добродетелей, необходимо, помолившись, найти в себе смирение засесть за книги. Кстати, тот же Златоуст получил блестящее светское образование, и вряд ли кто скажет, что оно ему помешало.
Настает время, и пора всякому православному крепко уцепиться за Библию и открыть для себя ее церковное толкование. Войдя в мир литературы, посвященной Писанию, даже самый бесчувственный человек не сможет не поразиться пестрому изобилию святоотеческих пониманий одного и того же места, интересной разнице в переводах, особенностям древних языков, своеобычности библейской идиоматики. Бездонная река библейской мысли подхватит его и понесет к встрече с Тем, Кто является автором-вдохновителем Книги книг. Только для этого надо начать с малого, но ежедневного труда погружения в библейское святоотеческое наследие. Полчаса в день. Час в день. И со временем эти драгоценные часы свяжутся, как тонкие нити, в благодатный покров над головой всякого любителя Священного Писания, который уже будет смотреть на мир глазами библейских авторов.
http://pravlife.org/content/pochemu-bibliyu-nuzhno-izuchat-ne-prosto-chitat
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии