Победит Его Царство. Сергей Худиев
Приближается Страстная Седмица. Мы вспоминаем историю нашего спасения, и как это бросается в глаза, некоторые события Библии воспроизводятся снова и снова. Грехопадение прародителей, описанное в третьей главе книги Бытия, постоянно повторяется в человеческой истории и в жизни каждого из нас. Адам и Ева — абсолютно узнаваемые лица, в том числе, в зеркале. Именно мы слушаем змея, а не Бога, именно мы опять и опять едим запретный плод, именно мы сваливаем ответственность на кого-то другого.
В Евангелии - и, в особенности, в повествовании о Страстях, мы находим те же лица, что и вокруг нас; более того, мы находим там нас самих. Мы видим народ, среди которого три года Господь совершал Свое общественное служение. Он проповедовал этим людям царство Божие, исцелял больных, изгонял бесов, совершал чудеса. Народ, который, когда Он входил в Иерусалим, восторженно восклицал «Осанна!»
Но уже очень скоро опрос общественного мнения приносит однозначный результат — «не Его, но Варраву!». В Библии нет того, что можно было бы, строго говоря, назвать демократическими выборами, но максимально похожее на них состязание Господь проиграл. Глас народа избрал не Его. Более того, этот же глас требовал «распни Его»
Богослужения Страстной Седмицы обращают к народу упрек от лица Господа: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне — ко кресту пригвоздили Меня»
Люди достаточно часто утешали себя тем, что речь идет о каком-то совсем другом, отличном от нас народе — иудеях, или, даже точнее, древних иудеях. Упрек относится не к нам.
Но иудеи времен Иисуса, в этом отношении, неотличимы от всех прочих народов — и от нас в частности. И если бы мы выслушали ответ, который они могли бы дать на упрек Господа, он показался бы нам вполне понятным. «Потому что Ты не оправдал наши ожидания».
Народ Божий находился в горьком порабощении у языческих завоевателей — римлян. Чужеземцы душили иудеев налогами и с грубым пренебрежением относились к их вере. Смельчаки, которые осмеливались бросить вызов их власти — зилоты — умирали на крестах. Господь пришел в страну, охваченную вялотекущей партизанской войной — которая готова была в любой момент взорваться всеобщим восстанием.
Измученные люди ждали Мессию — Богом посланного вождя, который поднимет народ на священную, и, конечно же, победоносную войну, в которой язычники поплатятся за те обиды, которые они нанесли народу Божию, и Бог «восстановит Царство Израилю» в неслыханной силе и славе, так что все народы признают его владычество и превосходство. Разве не об этом говорили пророчества, которые люди знали наизусть?
И когда явился Кто-то, в ком народная молва все больше признавала Мессию, люди сгорали от нетерпения — ну когда же, когда же наконец пробьет час освобождения? Люди уже пытались взять и сделать Его царем (Иоан.6:15), настойчиво обращали Его внимание на жестокости римлян (Лук.13:1) — но Он все никак не вел их на бой. Это можно было бы терпеть какое-то время. Но вскоре после Его входа в Иерусалим стало ясно — Он вообще не собирается делать то, что от Него ожидают. Он не станет воином и освободителем Своего народа — по крайней мере так, как народ видел это освобождение.
Господь Иисус не исполнил национальных чаяний людей — причем чаяний, по человечески, совершенно понятных. Любой народ на их месте хотел бы того же самого — независимости, силы, славы, могущества. Собственно, народы до сих пор этого хотят. И когда люди убедились, что Господь Иисус совершенно не собирается осуществлять эти их выстраданные мечты — они отвернулись от Него с чувством глубокого негодования и обиды.
Первосвященник Каиафа принадлежал к совершенно другому типу — в отличие от безрассудной и возбудимой толпы, он — умный и опытный политик. Он знает, что для войны нужны людские и материальные ресурсы, и соотношение тут совсем не в пользу Израиля. Он знает, что плетью обуха не перешибешь — и он опасается именно того, на что народ надеется: что Иисус согласится возглавить восстание. Тогда римляне — у Каиафы нет сомнений — просто утопят Иерусалим в крови. Каиафа, возможно, формально, и не отрицает Бога и Его способность творить чудеса — просто он живет в мире, где все это не имеет значения. Есть геополитика, есть интриги, есть соотношение сил, есть трезвые, холодные расчеты — а Бога нет.
Каиафу, видимо, вообще не интересует, Мессия Иисус или нет, творил ли Он чудеса или нет. Он, как и Ирод, например, вообще не видит эту сторону происходящего. Толпа думает, что Бог должен осуществить ее чаяния. Каиафа знает цену этим мистическим восторгам.
Этим он чем-то похож на другого героя повествования — Пилата. Пилат знает, что ему могут создать неприятности с Кесарем — и это волнует его гораздо сильнее, чем существует ли Бог, которому поклоняются в Иерусалиме, или Кого, на самом деле, к нему привели. Когда Господь говорит Ему:
«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан.18:36)
Пилат просто не понимает, о чем речь. Не потому, что ему не хватает ума — а потому что это находится за пределами его восприятия.
Все царства этого мира держатся на насилии и угрозах — если мир и устанавливается, то потому, что человеческая тяга к насилию, «воля к власти», как называл это Фридрих Ницше, уравновешивается страхом перед другими — которые тоже вооружены и тоже могут причинять страдание и смерть. Все цари этого мира вскарабкались, так или иначе, на верх властной пирамиды, и используют других людей, чтобы вскарабкаться повыше.
Царство Господа нашего Иисуса Христа устроено совершенно противоположным образом. Как говорит святой Апостол Павел, « Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8)
Бог, Творец Неба и земли, Тот, Кто по природе уже обладает всем мыслимым могуществом, нисходит с небес (Иоан.3:13), и становится Человеком; человеком невысокого социального статуса, бедным и скитающимся, не имеющим, где преклонить голову (Матф.8:20).
Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45) Он есть Царь, который не отправляет подданных умирать за Него, но сам умирает за Своих подданных. Он не принуждает, потому что в Его Царстве нет места насилию; к Нему можно прийти — и остаться с Ним — только по доброй воле.
По всем мирским расчетам, Его Царство обречено — у Христа в этом мире нет дивизий, у Него нет денег, у нет того, что обычно мотивирует людей в этом мире. Большинство людей смотрят сквозь Него, смотрят и не видят, потому что не воспринимают Его ни как реальную угрозу, ни как реальную возможность поправить свои дела.
Но в истории совершается чудо — маленькая группа последователей Распятого и Воскресшего, не имея ни войск, ни богатства, ни связей, постепенно вырастает в огромную Церковь. Так, что даже император Рима становится Христианином, и все течение мировой истории меняется.
Практически повсюду слышна проповедь о Его Царстве. Да, люди, как и тогда, в первом веке, заняты чем-то другим — ожесточенной борьбой друг с другом, утверждением своих маленьких и обреченных царств человеческих. Но мы слышим от Его Церкви проповедь о Нем — и мы можем отозваться, обратиться к Нему, кроткому и смиренному сердцем, сделаться подданными Его Царства.
Потому что мы знаем, чем завершится мировая история — Он вернется со славой, силы зла и греха, каким бы убедительным ни казалось их временное торжество, исчезнут, как ночной кошмар, и Господь воцарится навсегда в том новом и преображенном мироздании, где, как говорит Пророк, «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии