Победа над бесами, болезнью, смертью (Мк 5). Марина Журинская о 5 главе Евангелия от Марка
Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской. Фреска XIV в., фрагмент
...А между тем в стране Гадаринской Христос встречает бесноватого, которому его одержимость придает такую физическую силу (с этом приходится сталкиваться и посейчас), что он рвет цепи, которыми его пытаются сковать, рычит и воет, а живет на пустынном кладбище (то есть среди скал и пещер). И вот, само присутствие Христа причиняет темным силам мучение. И это не тайна, недаром церковные песнопения полны упоминаниями об ангелах-хранителях, плачущих в отдалении: духовные пространства добра и зла несовместимы, и ангелы просто не могут приблизиться к нам, приютившим у себя бесов. Возможно, они бы и могли, но нам бы при этом не поздоровилось, а сказано «оставьте до жатвы» (Мф 13:30).
Но то - ангелы, а то - Бог. «Выйди, дух нечистый, из сего человека». Вот так, с силою и властью, повелевает Он всем в мире - бесами тоже. Известно древнее убеждение, что полную власть над кем бы то ни было дает знание его имени, Но когда Христос спрашивает: «Как тебе имя?», Он делает это не потому что нуждается в такого рода дополнительной опоре, а для того чтобы показать полноту Своей власти. А в ответ слышится: легион; это римская боевая единица, 5 000 воинов. И все это несусветное количество бесов жалко умоляет не высылать их из страны.
Следующий эпизод достоин серьезных размышлений. Бесы попросились войти в стадо пасущихся свиней; Иисус позволил. Свиней было около 2 000, но они, одержимые бесами, жить не смогли: стадо бросилось в воду и утонуло.
Первое, что приходит на ум: это какова же сила человеческая, если две тысячи свиней погибли от бесов, которых выносил один человек! Какой запас прочности нам дан тем самым! И уместно предположить, что для того, чтобы противостоять темным силам. Вот настолько Бог любит мир, что и одержимым приходит на помощь.
Один из моих любимых эпизодов из борьбы человека с бесами - простодушный рассказ немолодой монахини о том, что когда ее бес искушает, она непреклонно требует, чтобы он на коленях молился и просил у Бога прощения за все причиненное зло.
Вот так подумаешь в этом направлении - и проясняется, почему же таким тяжким грехом считается уныние: вовсе не потому что это этикетная погрешность («тебе столько всего дали а ты, неблагодарный, недоволен...»), а потому что это дезертирство, потому что капитулируя перед бесами, мы по существу предаем Бога, Который хочет нашего спасения. За каждой нашей жизнью стоит Его жизнь, отданная за нас...
Хорошо, а что же означает то, что Господь выполнил просьбу бесов? и ведь они так или иначе все равно погибли, а еще и свиней погубили?
Вообще-то рогато-хвостатые - изрядные трусы, и как только ощущают духовную силу, поджимают хвост. Бежать от них с воплями отчаяния - только их радовать, вступать с ними в дружеские отношения - опасно чрезвычайно, пытаться «обыграть» их на их поле - почти несомненная гибель. А выслушивает их Христос со спокойствием, наверное, потому, что дистанция слишком велика (известно, что «дьявол борется в Богом» - это художественно, но нереалистично, потому что не та у него весовая категория, чтобы с Богом бороться). А возможно, и потому что немножечко жалеет, - все-таки какие-никакие, а бывшие ангелы.
Тогда зачем же такая жестокость: вселяет в стадо свиней, которые гибнут, - ведь знал же Он об этом заранее! А затем что у них был выбор. Старая монашеская легенда гласит, что когда бес, которого заставили петь Херувимскую, после долгого сопротивления и попыток схалтурить все-таки ее спел, то он побелел и упорхнул на ангельских крыльях. А эти были за стабильность и за сохранение своей идентичности. Бесовской. А бесовская стабильность ни к чему кроме гибели привести не может.
Такова была трагическая судьба гадаринских бесов. Но по-моему, гораздо более душераздирающим выглядит то, что местные жители, испугавшись как силы Спасителя, так и убыли свиного поголовья, попросили Его удалиться. То, что человек был спасен от участи, которая хуже смерти, с их точки зрения убытков не покрывало.
А бывший бесноватый хотел следовать за Христом, но Тот предложил ему иной путь: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». И он стал проповедником.
После обратной переправы была еще одна проповедь у моря. И один из начальников синагоги, Иаир, упав к ногам Спасителя, просил Его исцелить свою умирающую дочь Христос пошел к нему в дом, а толпа повалила за Ним, чуть ли не сбивая с ног.
И в этой давке женщина с застарелым женским заболеванием, отчаявшаяся получить помощь от врачей, протиснулась поближе к Иисусу и прикоснулась сзади к Его одежде: поверила, что это ее исцелит, - и это ее исцелило, мгновенно и полностью. И здесь констатируется сверхъестественное свойство Спасителя: Он почувствовал, «что вышла из Него сила», и спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?». Ученики уверяли Его, что ничего подобного не было, - мало ли кто мог приблизиться к Нему в толчее? - но Он знал, что произошло, и оглядывался в поисках именно женщины. И эта женщина, которая перепугалась и того, что с ней произошло, и необходимости публично рассказать о своем очень интимном недуге, тем не менее, преклонившись, «сказала Ему всю истину». и была вознаграждена ответом, исполненным любви и тепла: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Обратим внимание на обращение «дщерь», которое никого вроде бы не удивило, - а между тем женщина явно была старше Иисуса. Наверное, Его окружала атмосфера. в которой перемешивались слои бытия. и что-то воспринималось с обыденной точки зрения, а что-то и по-иному.
И тут же посланцы из дома Иаира пришли с горестной вестью: дочь его умерла, и Учителя можно не утруждать. На что Христос сказал ему: «Не бойся, только веруй». Как часто приходилось Ему говорить это «не бойся!». Как трудно было пробиваться к окаменевшим сердцам! А ведь страх - от недостатка любви, и сказано, что «совершенная любовь изгоняет страх», а «боящийся несовершен в любви» (1 Ин 4:18). И очень тесно связаны отсутствие любви и отсутствие веры.
И когда Господь пришел в дом Иаира, Он сказал: «Что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит». Не значит ли это, что вопли и паника неуместны в присутствии Божием? - очень может быть. Он не допустил в комнату девочки никого, кроме родителей и троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна и, взяв девочку за руку, сказал: «Талифа куми», что означает «Девица, тебе говорю, встань». Она встала, а Христос запретил свидетелям об этом рассказывать - и сказал, чтобы дали ей есть. Последнее скорее всего свидетельствует как о Его заботе о самых простых вещах, так и о том, что семья совершенно потеряла голову от событий и чувств, а в таких случаях нет ничего лучше простого бытового действия.
И вот это «Талифа куми» может послужить нам величайшим утешением и поддержкой, - и вовсе не потому что мы можем попробовать воскрешать направо и налево, а потому что всегда нужно помнить: нет ситуации, выхода из которой для Господа не существует. Уцепившись за эти слова, как за надежный канат, и еще раз припомнив «не бойся, только веруй», мы можем вылезти из бездны отчаяния и из трясины горестей. Об этом, собственно говоря, и все Евангелие, но вот эта глава очень наглядно показывает нам одоление бесов и преодоление болезни и смерти.
Но вот еще нюанс: конечно, бесов нужно одолевать везде и всегда. Но вот с болезнью и смертью это не на 100% очевидно, и поэтому разумнее было бы предоставить право инициативы Самому Богу. Мы можем просить. За больных ближних - так просто обязаны. Но решать вправе только Он.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии