По ту сторону улыбок: патриарх Ириней в борьбе за единство Сербской Церкви. Евгений Иванов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Патриарх Сербский Ириней после совещания в Аммане, участники которого высказали поддержку СПЦ по черногорскому и македонскому вопросам,  совершил результативный визит в Соединённые Штаты.

После межправославной встречи в Аммане, которая, возможно, принесла наибольшую пользу именно сербам, патриарх Сербский Ириней вылетел в Соединённые Штаты Америки. Насыщенная программа включала в себя не только пастырские встречи с сербской диаспорой, но и визиты в Госдепартамент США, «Атлантический Совет», Комиссию США по международной религиозной свободе – далеко не дружественные в отношении Православия и Сербии структуры, с которыми, видимо, приходится вести сложный диалог в рамках решения черногорской проблемы. Таким образом, американские официальные лица услышали информацию по острым вопросам не от Варфоломея, Джукановича (президент Черногории) или Спасовского (премьер-министр Северной Македонии), а от патриарха Сербского Иринея, что само по себе немаловажно. Отметим, что у патриарха Иринея не вызвало никаких затруднений то, что с ним встречались американские чиновники не высшего ранга: не Помпео, а «всего лишь» его заместитель Филипп Рикер, отвечающий за Европу и Азию. По итогам визита в интервью сербскому порталу «Саборник» патриарх Ириней заявил, что ему приятна позиция, занятая Америкой, и он надеется, что она «достигнет ушей правителя Черногории».

Видимо, уже достигла: 5 марта Правительство Черногории проинформировало, что премьер-министр Душко Маркович (конечно, с ведома Мило Джукановича) сформировал рабочую группу по диалогу с Сербской Православной Церковью (СПЦ). Первые переговоры с представителями Церкви запланированы на 11 марта. Маловероятно, что черногорские власти отступятся от своих планов, но, независимо от перспектив переговоров, Сербской Церкви удалось получить драгоценное дополнительное время, а также вынудить черногорские власти вести дополнительные консультации с заокеанскими коллегами и одновременно показать, что у Джукановича не получится заручиться поддержкой Константинополя для реализации автокефалисткого проекта в духе Порошенко… При этом, на наш взгляд, было бы несправедливо думать, что дипломатия патриарха Иринея прямо или косвенно направлена против Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви. Сербский предстоятель показывает «высший пилотаж» дипломатии, сохраняя стратегический союз с Москвой и умудряясь получать крайне важные (как минимум тактически) выгоды от Госдепа и Фанара. Впрочем, это «высшая математика» со многими переменными, внезапное колебание которых может принципиально изменить ситуацию…

Отдельно отметим встречу патриарха Иринея 4 марта с архиепископом Елпидофором (Ламбриниадисом) – главой Американской архиепископии Константинопольского патриархата. Елпидофор подчеркнул наличие «духа сотрудничества» между Константинополем и СПЦ, особенно в Соединённых Штатах, а также устойчивую поддержку со стороны Константинопольского патриархата относительно ситуации в Черногории. Патриарх Ириней подчеркнул общие корни двух Церквей («Мы – дети Византии»). Судя по улыбкам, встреча прошла очень тепло, хотя, несомненно, патриарх Ириней прекрасно осознаёт цену фанариотского «дружелюбия».

Однако, вероятно, всё же главным событием в американском вояже патриарха Иринея стал чрезвычайный Церковный собор Сербской Православной Церкви в Северной, Центральной и Южной Америке (именно так называется структура СПЦ в Новом свете; для краткости – СПЦСЦЮА). Собор прошёл 29 февраля в Клируотере (Флорида) и подвёл черту под нестроениями, грозившими расколом Сербской Церкви в Америке. Собор постановил: «Чтобы устранить недоразумение, Сербская Православная Церковь в Северной, Центральной и Южной Америке подтверждает своё неразделимое и несомненное внутреннее единство и подчёркивает, что она была и остаётся канонической и иерархической составляющей автокефальной Сербской Православной Церкви, базирующейся в Белграде, Сербия». Также отменено решение прошлогоднего церковного собрания касательно устройства сербских православных епархий в США.

Дело в том, что 13-16 июля 2019 г. трое епископов США, в отсутствие архиереев Канады и Южной Америки (в епископском совете СПЦСЦЮА – пятеро иерархов), провели в монастыре Новая Грачаница близ Чикаго церковное собрание, на котором был принят новый устав Сербской Церкви в Америке. Документ вместо понятия «Сербская Православная Церковь в Северной, Центральной и Южной Америке» вводил новое наименование сербской церковной структуры – «Сербские епархии в США». Тем самым, во-первых, фактически в отношении епархий США упразднялось само понятие «Сербская Православная Церковь», как бы ни утверждали обратное инициаторы новограчаницкого собрания. Как заявил протоиерей Велибор Джомич, специалист по церковному праву, новый «устав» был переделан в духе «экклезиологической неузнаваемости», чем было создано «пространство для манипуляций с большими последствиями» (добавим: вплоть до возможности в будущем ухода сербских епархий в иную юрисдикцию). Во-вторых, закладывалась основа для разрушения единой сербско-церковной структуры в Новом свете.

Новограчаницкая ассамблея 2019 г. вызвала резкую реакцию как среди многих американских сербов (которые даже создали петицию с требованием отмены незаконных, на взгляд активистов, решений), так и со стороны Священного Синода СПЦ, который на заседании осенью постановил отменить описанные решения и провести новое церковно-народное собрание. Собственно, оно и прошло в присутствии патриарха Иринея 29 февраля. Призывы патриарха во Флориде («Не забывайте свои духовные корни», «Будьте верны своей Церкви») были далеко не формальностью и связаны, по всей видимости, именно с произошедшими настроениями (тем более что в XX веке сербское Православие в США уже имело негативный опыт раскола).

Интересны персоны сербских епископов в США, организовавших прошлогоднее собрание в Новой Грачанице: это Западно-Американский Максим (Василевич; окончил Афинский университет и даже служил клириком Элладской Церкви), Новограчаницкий и Среднезападно-Американский Лонгин (Крчо; окончил Московскую духовную академию) и Восточноамериканский Ириней (Добриевич; уроженец США, окончил Свято-Владимирскую семинарию ПЦА).

Епископ Максим (Василевич) имеет наиболее неоднозначную репутацию. В начале 2019 г. он высказался в поддержку «автокефалии» так наз. «Православной церкви Украины», заявив, что она якобы получена таким же образом, как и сербская автокефалия в XIII веке. Еп. Максим открыто критиковал инициативы о недопустимости сослужения с представителями Константинопольского патриархата по причине признания ПЦУ. Преосвященнейший Максим также подвергался критике за то, что излагал неправославные взгляды по ряду вопросов, в связи с чем был отстранён Св. Синодом от преподавания на богословском факультете Белградского университета Характерно, что в той ситуации за епископа Максима горой встал актив базирующейся в США «Международной православной теологической ассоциации» (IOTA; своего рода «теологическое НАТО», дружественное Константинополю), направивший петицию в Синод СПЦ (среди подписантов: Кирилл Говорун и Сергей Чапнин).

Учитывая эти и другие факты (в т. ч. греческое образование – его ведь, по мысли некоторых греков, вполне достаточно, чтобы называться «ромеем»), епископ Максим вполне может рассматриваться как персона, близкая к Константинопольскому патриархату.

Интересно, что епископ Максим и епископ Лонгин незадолго до новограчаницкого собрания имели контакты с тогда ещё новоназначенным главой Американской архиепископии Константинопольского патриархата Елпидофором (Ламбриниадисом). Епископ Максим поздравил архиепископа Елпидофора с интронизацией, что тот, как сказано в ответном послании от 25 июня 2019 г., воспринял «с особой радостью и большими чувствами».

Также 9 июля, за несколько дней до ассамблеи, епископа Лонгина в Новой Грачанице вдруг посетил архиепископ Елпидофор, почтивший мощи свт. Мардария (Ускоковича) – первого сербского епископа в США и Канаде. Маловероятно, что Елпидофор не был проинформирован еп. Лонгином о планируемых решениях собрания в Новой Грачанице (на котором, что интересно, выступил с лекцией митр. Каллист (Уэр) из Константинопольского патриархата). Более того, если подумать, кому выгодны решения о переименовании сербской структуры в Америке и исчезновении там самого названия «Сербская Православная Церковь» – то это, конечно, Константинопольский патриархат, вполне откровенно заявивший курс на объединение американского Православия под омофором Варфоломея.

Отметим, что первые тёплые контакты архиепископа Елпидофора с сербами США продолжились просто-таки апофеозом греческо-сербской дружбы: 3 сентября 2019 г. Елпидофор в сослужении десяти сербских архиереев (!) возглавил торжества по празднованию 800-летия автокефалии Сербской Церкви, которые прошли в калифорнийском Сан-Гейбриеле. После божественной литургии Елпидофор подарил епископу Максиму (Василевичу) серебряную икону Святой Троицы, получив в ответ уникальную книгу о сербском наследии в Америке.

Таким образом, на «американском» фронте Константинопольский патриархат имеет (1) хорошие отношения с Сербской Церковью в Америке (в т. ч. в рамках Ассамблеи канонических православных епископов в США) и (2) рычаги скрытого и косвенного влияния на СПЦСЦЮА. При этом в тот же период контакты Русской Православной Церкви с СПЦСЦЮА были весьма ограниченными (разве что можно вспомнить участие архиепископа Чикагского Петра из РПЦЗ в торжествах в Новой Грачанице к юбилею автокефалии в июле 2019 г.).

Итого: мы видим успешные действия патриарха Сербского Иринея, который получил поддержку одновременно и от Москвы, и от Вашингтона и Константинополя, осуществил прямой диалог с Госдепартаментом США, а также защитил единство Сербской Церкви в Америке.

Учитывая всё вышеизложенное, возможно, следует гораздо более внимательно отнестись к ситуации в американском Православии, в том числе к развитию взаимодействия в США Русской и Сербской Православной Церквей по самым разным линиям: богословского образования, социальных проектов, миссионерства и пр

Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого