По данным нового исследования, Альбрехт Дюрер не был автором знаменитой молитвы на арест Лютера
УТРЕХТ. Знаменитую молитвенную элегию на арест протестантского реформатора Мартина Лютера описывают как «одну из величайших личных молитв в мировой литературе», однако новейшее исследование показывает, что ее автором был не великий немецкий художник, гравер и писатель Альбрехт Дюрер, а монах-августинец Якоб Пробст, сообщает theguardian.
«Плач о Лютере» долгое время считался вершиной духовного литературного творчества Дюрера. Однако искусствоведческий анализ показал, что это произведение, скорее всего, принадлежит перу его современника-монаха, а художник лишь переписал его в свой дневник – возможно, руководствуясь политическими мотивами. В то время сторонников лютеранской церкви подвергали арестам и казням, а книги и брошюры Лютера публично сжигали как еретические. Вот почему некоторые даже считают, что элегия стала «мошеннической вставкой» в дневник Дюрера, чтобы представить великого художника верным лютеранцем. Исследование является частью предстоящей выставки мастера в Национальной галерее под названием «Странствия Дюрера: пути художника эпохи Возрождения». Автор элегии скорбит, что «благочестивый человек» и «приверженец истинной христианской веры» был арестован, «вероломно взят в плен». «Помоги мне оплакать этого человека, проникнутого духом Божьим, и молю, Господи, пришли нам еще таких людей, несущих свет Твой», пишет автор молитвы.
Искусствовед-историк из Утрехтского университета Йерун Штумпель (Jeroen Stumpel) пришел к заключению, что элегия написана Якобом Пробстом, монахом ордена Святого Августина и соседом Дюрера в Антверпене. Тесные связи Пробста и Лютера подтверждаются их перепиской за 1519 год, вскоре переезда Лютера из Виттенберга в Антверпен, где тот принялся активно проповедовать. Штумпель пишет, что в симпатиях Дюрера делу Лютера нет сомнений, однако стилевые и изобразительные средства молитвы-элегии резко отличаются от остальных записей в дневнике художника. «Приходится заключить, что этот отрывок определенно сочинил его современник, но не сам Дюрер, – подчеркивает искусствовед. – Должно быть, художник вписал его в свой дневник, а затем эта запись была использована – случайно или намеренно – чтобы представить Дюрера верным лютеранином. Тон и стиль «Плача» во всех стилевых и изобразительных средствах соответствуют письму, которое, как известно, было написано Пробстом. Богословские искания, страстная вера и любовь к Лютеру – вот главные черты публикаций Пробста того времени, и этот страстный стиль радикально не соответствует духу и стилю всех известных нам произведений Дюрера».
Эссе Йеруна Штумпеля войдёт в каталог предстоящей выставки в Национальной галерее в Лондоне под названием «Странствия Дюрера: пути художника эпохи Возрождения», запланированной на весну 2021 года (если не помешает пандемическая ситуация). В экспозицию войдёт более сотни картин, рисунков, гравюр и документов, большинство из которых демонстрируется в Великобритании впервые. Среди них двойная картина «Мадонна семьи Халлер» (1490-е), одна часть которой изображает Богоматерь с Младенцем Христом, а другая «Бегство Лота с семьей из Содома». Картина прибудет в Британию из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Главная тема выставки – восприятие художником великих духовных вопросов того времени о сути и смысле земной жизни в свете вызова церкви, брошенного Лютером.
Немецкий богослов и проповедник Мартин Лютер считается одной из самых влиятельных фигур в истории западного христианства. В 1517 году он опубликовал свои 95 тезисов, осуждающих ереси католической церкви, в частности порочную практику индульгенций – отпущения грехов за деньги. Лютер, бросивший вызов папской власти, был отлучен от церкви и стал вдохновителем протестантской Реформации XVI века.
«Революционное открытие Штумпеля проливает новый свет на Дюрера как человека и художника, – говорит доктор Сьюзан Фойстер (Susan Foister), замдиректора Национальной галереи и куратор выставки. – Оно позволяет нам приблизиться к пониманию личности Дюрера и отчасти переоценить его работы в свете его приверженности убеждениям Лютера». Выставка «Странствия Дюрера: пути художника эпохи Возрождения» пройдет в Национальной галерее Британии с 6 марта по 13 июня.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии