По данным нового исследования, Альбрехт Дюрер не был автором знаменитой молитвы на арест Лютера

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
По данным нового исследования, Альбрехт Дюрер не был автором знаменитой молитвы на арест Лютера
«Величайшую молитву-элегию» написал монах-августинец Якоб Пробст, а художник лишь переписал ее в дневник

УТРЕХТ. Знаменитую молитвенную элегию на арест протестантского реформатора Мартина Лютера описывают как «одну из величайших личных молитв в мировой литературе», однако новейшее исследование показывает, что ее автором был не великий немецкий художник, гравер и писатель Альбрехт Дюрер, а монах-августинец Якоб Пробст, сообщает theguardian.

«Плач о Лютере» долгое время считался вершиной духовного литературного творчества Дюрера. Однако искусствоведческий анализ показал, что это произведение, скорее всего, принадлежит перу его современника-монаха, а художник лишь переписал его в свой дневник – возможно, руководствуясь политическими мотивами. В то время сторонников лютеранской церкви подвергали арестам и казням, а книги и брошюры Лютера публично сжигали как еретические. Вот почему некоторые даже считают, что элегия стала «мошеннической вставкой» в дневник Дюрера, чтобы представить великого художника верным лютеранцем. Исследование является частью предстоящей выставки мастера в Национальной галерее под названием «Странствия Дюрера: пути художника эпохи Возрождения». Автор элегии скорбит, что «благочестивый человек» и «приверженец истинной христианской веры» был арестован, «вероломно взят в плен». «Помоги мне оплакать этого человека, проникнутого духом Божьим, и молю, Господи, пришли нам еще таких людей, несущих свет Твой», пишет автор молитвы.

Искусствовед-историк из Утрехтского университета Йерун Штумпель (Jeroen Stumpel) пришел к заключению, что элегия написана Якобом Пробстом, монахом ордена Святого Августина и соседом Дюрера в Антверпене. Тесные связи Пробста и Лютера подтверждаются их перепиской за 1519 год, вскоре переезда Лютера из Виттенберга в Антверпен, где тот принялся активно проповедовать. Штумпель пишет, что в симпатиях Дюрера делу Лютера нет сомнений, однако стилевые и изобразительные средства молитвы-элегии резко отличаются от остальных записей в дневнике художника. «Приходится заключить, что этот отрывок определенно сочинил его современник, но не сам Дюрер, – подчеркивает искусствовед. – Должно быть, художник вписал его в свой дневник, а затем эта запись была использована – случайно или намеренно – чтобы представить Дюрера верным лютеранином. Тон и стиль «Плача» во всех стилевых и изобразительных средствах соответствуют письму, которое, как известно, было написано Пробстом. Богословские искания, страстная вера и любовь к Лютеру – вот главные черты публикаций Пробста того времени, и этот страстный стиль радикально не соответствует духу и стилю всех известных нам произведений Дюрера».

Эссе Йеруна Штумпеля войдёт в каталог предстоящей выставки в Национальной галерее в Лондоне под названием «Странствия Дюрера: пути художника эпохи Возрождения», запланированной на весну 2021 года (если не помешает пандемическая ситуация). В экспозицию войдёт более сотни картин, рисунков, гравюр и документов, большинство из которых демонстрируется в Великобритании впервые. Среди них двойная картина «Мадонна семьи Халлер» (1490-е), одна часть которой изображает Богоматерь с Младенцем Христом, а другая «Бегство Лота с семьей из Содома». Картина прибудет в Британию из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Главная тема выставки – восприятие художником великих духовных вопросов того времени о сути и смысле земной жизни в свете вызова церкви, брошенного Лютером.

Немецкий богослов и проповедник Мартин Лютер считается одной из самых влиятельных фигур в истории западного христианства. В 1517 году он опубликовал свои 95 тезисов, осуждающих ереси католической церкви, в частности порочную практику индульгенций – отпущения грехов за деньги. Лютер, бросивший вызов папской власти, был отлучен от церкви и стал вдохновителем протестантской Реформации XVI века.
«Революционное открытие Штумпеля проливает новый свет на Дюрера как человека и художника, – говорит доктор Сьюзан Фойстер (Susan Foister), замдиректора Национальной галереи и куратор выставки. – Оно позволяет нам приблизиться к пониманию личности Дюрера и отчасти переоценить его работы в свете его приверженности убеждениям Лютера». Выставка «Странствия Дюрера: пути художника эпохи Возрождения» пройдет в Национальной галерее Британии с 6 марта по 13 июня.

Сергей Игнатов

https://www.sedmitza.ru/text/9957021.html