Плач Иеремии: когда мир разрушен
Священное Писание Ветхого Завета рассказывает о человеке среди необычайно хрупкого и шаткого мироздания. Ной закрывает за собой дверь ковчега, навсегда прощаясь с прежним миром, который безвозвратно исчезает в водах потопа. Праведный Лот и его семейство бегут под градом огненных камней, стирающих с лица земли города. Невыносимо страдает Иов, осознавая, что рушится только его мироздание посреди всеобщего благополучия. Сидит на развалинах Иерусалима пророк Иеремия, потерявший дом, город, страну, храм и все его святыни, но не веру.
Плач о потерянном городе
Одна из трёх книг пророка Иеремии написана в форме плача. Жанр, древний как мир и человеческое страдание в нём. Он жив из века в век. Древнегреческие и римские элегии, «Слово о полку Игореве» — всё это плачи. Когда болит душа, из неё вырывается плачевная песнь.
У израильского народа существовал целый их сборник, который так и назывался — «Книга плачевных песней». На него ссылается Библия (2 Пар. 35:25). В этом отрывке второй книги Паралипоменон говорится, что в его составлении принимал участие и пророк Иеремия, который был поэтом: он написал плач о последнем благочестивом царе Иосии, погибшем в битве против фараона Нехао.
Теперь, видя гибель Иерусалима, Иеремия отложил свои грозные обличения и пророчества и написал исполненную великой скорби покаянную молитву от лица уводимого в плен народа. В ней — осознание справедливости Божьего приговора за уклонение народа в язычество и надежда на его возвращение из Вавилона в родную землю… когда-нибудь. Политика вавилонских завоевателей была такой, что из занятых территорий навсегда уводилась большая часть населения. Это был единственный способ препятствовать восстаниям на обширной территории завоеваний.
Плач составлен в лучших традициях поэзии того времени. Он написан акростихом: каждая новая строчка начинается со следующей по порядку буквы древнееврейского алфавита. В третьей главе начало строки с каждой новой буквы дублируется трижды подряд. Это помогало запоминанию поэмы: ведь тексты раньше распространялись устно. Иметь дома свиток мог себе позволить не каждый. Последняя глава — молитва израильтян о помиловании — написана без акростиха. Её считают более поздней, созданной после того, как вся поэма была написана.
Как в любой древневосточной поэзии, в книге Плача присутствуют параллелизмы, то есть в следующих строках другими словами повторяется то, о чём говорилось в предыдущих. Это выглядит очень красиво.
Плач должен был исполняться как песня. В оригинале произведения присутствует разделение на короткие строчки, внутри которого не всегда, но сохраняется ритм, создающийся естественными ударениями слов:
‘E′jha jashva′ bada′d
ha‘i′r rabati′ ‘am!
Hajta′ ke’almana′
rabati′ bagoji′m,
sarati′ bamdino′t
hajta′ lama′s.
Baho′ tivke′ bala′jla
wedim’ata′ ‘al lehe′jja.
‘Ejn la menahe′m
miko′l ‘ohave′jja. —
Как одиноко сидит город,
некогда многолюдный!
он стал, как вдова;
великий между народами,
князь над областями
сделался данником.
Горько плачет он ночью,
и слезы его на ланитах его.
Нет у него утешителя
из всех, любивших его… (1:1-2).
Там, где ритма не видно, ударение, вероятно, специально ставилось не на своём месте, чтобы он был. В песне, исполнявшейся древним распевом, неправильность ударения была не так уж заметна. О рифме говорить ещё не приходится. Часто окончания строк созвучны, но не везде. Таковы законы древней поэзии.
Из-за прекрасной поэтической формы многие по сей день пытаются положить Плач Иеремии на музыку. Существует множество музыкальных обработок этого произведения, от древних до современных.
Главная мысль этой печальной песни — надежда. В этом было назначение плачей: помогать излиться горю и одновременно утешать. Эта песнь о том, что главное в этом мире катастроф ещё не потеряно. Пусть каждый лишился своей земли обетованной, у него всё же есть наследство — Господь, Который никогда не покинет: Господь часть моя (т.е. наследие — прим.), говорит душа моя, итак буду надеяться на Него (3:24).
Миссия по спасению святынь
Некоторые говорят о том, что Плач Иеремии написал не он, а кто-то другой — мол, как такое совершенное по форме произведение со скрупулёзно подобранным акростихом могло создаваться среди дымящихся развалин города? Могу заверить, что под рвущимися около вас снарядами текст пишется точно так же, как и в более спокойных условиях. К тому же не надо забывать, что Иеремия был пророком. Он знал наперёд, что это произойдёт, и даже то, что будет потом. Из веры обещаниям Бога рождалось его спокойствие.
Будучи пророком, Иеремия не просто оплакивал город и Храм. Он заранее разработал план, который помог спасти самые значимые святыни, среди которых был Ковчег Завета. Об этом подробно пишет вторая книга Маккавейская:
4 Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.
5 Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.
6 Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его.
7 Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа.
8 И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место (2 Мак. 2 гл.).
При этом вторая Маккавейская книга ссылается на ещё одну книгу пророка — «Записи Иеремии», впоследствии утраченную. Иеремия был последним, кто видел Ковчег Завета, по сей день считающийся утерянным.
По велению пророка священники также взяли священный огонь с жертвенника при Иерусалимском храме и спрятали его в одном высохшем колодце. По прошествии семидесяти лет вернувшиеся из вавилонского плена иудеи заглянули в колодец и увидели, что огонь до сих пор горит (2 Мак. 1 гл.). От него разожгли пламя на жертвеннике в восстанавливаемом Иерусалиме. Разгадка чудесного сохранения огня кроется в названии местности, где это произошло: Нефтай. На дне колодца была нефть. Евреи тогда ещё не знали, что это такое. Однако Бог открыл пророку Иеремии, как можно поступить со священным огнём, чтобы он сохранился и не погас.
Жизнь после катастрофы
Для самого пророка Иеремии плен народа стал его собственным освобождением. Проповедника, говорившего людям правду об их грехах, не любили. К пророческому служению он был призван ещё совсем юношей, в пятнадцать лет. От него отказалась семья. По призванию Бога он дал обет безбрачия — едва ли не первым в ветхозаветные времена. Из-за этого на него осуждающе смотрели соотечественники. Ведь дети и продолжение рода (а Иеремия происходил из рода священников) считались в то время главной ценностью и смыслом жизни человека на земле.
Правду говорить можно не всем и не всегда: несколько раз из-за неё Иеремию сажали в темницу. Наконец, во время наступления вавилонян на Иерусалим, которое он предсказал заранее, пророк пришёл к царю Седекии и попросил его сдаться, чтобы избежать тяжких последствий осады. Это было воспринято как измена родине. Пророка Иеремию бросили в яму, где скопилась зловонная тина, и оставили без еды и воды. Фактически ему вынесли смертный приговор.
В начавшейся войне Седекия был виноват сам: он перестал платить дань вавилонянам в обмен на мир и попытался заручиться поддержкой Египта. Осада, как и предсказал пророк, была жестокой. Вавилоняне перекрыли водные источники, ведущие в город. Люди умирали от голода и жажды, и даже были случаи людоедства. Об этом сообщает пророк Иеремия в своём Плаче (4:10). Хотя эта книга и поэзия, но она необычайна правдива и подробна в передаче исторических фактов об осаде Иерусалима. Сыновей царя Седекии впоследствии убили, а его самого ослепили и увели в Вавилон, где он окончил свои печальные дни. Всего этого можно было избежать, если бы царь последовал словам пророка и сдался на милость завоевателей.
Освободили пророка из темницы… вавилоняне. Они даже не увели его в плен и разрешили остаться в городе. Тем не менее, Иеремия не радуется своему освобождению, а плачет об Иерусалиме, подвергшемся значительным разрушениям, о погибших и пленённых соплеменниках. Единственный храм Истинного Бога был стёрт с лица земли. Пророк проповедовал среди немногих оставшихся израильтян, призывая к покаянию, утешая и давая надежду.
Вавилонское царство разрасталось и нуждалось всё в большем количестве пленных рабов. Время от времени вавилоняне приходили в Палестину и забирали оттуда людей. Израильтяне решили искать счастья в Египте. Пророк Иеремия отговаривал их, провидя их несчастливую участь в чужой земле. Но они не послушали его, а в качестве «талисмана» и оберега от неприятностей взяли с собой… самого Иеремию. Так пророк снова попал в неволю.
Он не переставал проповедовать и в чужой земле. К его словам прислушивались египтяне и меняли свою жизнь. Своей молитвой Иеремия истребил крокодилов и змей, которые массово населяли те места.
Возвращение в утраченный Иерусалим
Всё это время, подобно соотечественникам в Вавилоне, Иеремия тосковал по потерянному священному городу — своей родине. Вся его дальнейшая жизнь стала плачем по Иерусалиму. Эта духовная тоска присуща и христианам. Неслучайно строки Плача Иеремии с древних времён читают нараспев в Западной Церкви в дни Страстной седмицы — до самого Воскресения Христова. Каждый из нас утратил Небесный Иерусалим, и вся наша земная жизнь — долгий путь к нему, бесконечно трудный, но полный надежды.
Иеремия не дождался возвращения соплеменников из плена, восстановления города и Храма, и сам так и не смог вернуться на родину. Он стал одним из первых мучеников за веру. Из-за обличения израильтян в идолопоклонстве они его убили. Говорят, что Александр Македонский отыскал могилу пророка в городе Тафнисе и с почестями перенёс его останки в основанную им новую столицу Египта — Александрию. Так язычники проявили больше почтения к пророку, чем его соотечественники.
Пророк Иеремия оставил после себя три книги: Пророчества, Плач и Послание к пленникам в Вавилоне. Он предсказал не только вавилонский плен, но и евангельские события: избиение вифлеемских младенцев (Иерем. 31:15), приход Отрасли из рода царя Давида, и установление нового завета (Иерем. 33 гл.). Все три его книги — об одном: о том, как возвратить утраченный Иерусалим. Путь к нему идёт через покаяние и надежду.
http://gorlovka-eparhia.com.ua/plach-ieremii-kogda-mir-razrushen/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии