ПИМЕН ВЕЛИКИЙ И ЕГО БРАТЬЯ: КАК ОНИ УЧИЛИСЬ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА. Священник Валерий Духанин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Преподобный Пимен Великий. Фреска, 1547 год. Афон, Дионисиат
Преподобный Пимен Великий. Фреска, 1547 год. Афон, Дионисиат

Вспомним Великого Пимена (IV–Vвв. по Р.Х.). В древности не было написано его подробного жития. Но сохранилось много патериковых сказаний, в которых приоткрывается нам нечто удивительное. Так, из этих разрозненных записей можно понять, что Пимен имел еще 6 родных братьев. И вот, представьте себе, они все семеро ушли в пустыню, желая жизни монашеской. То была дикая египетская пустыня, именуемая Скит (отсюда название «скит» для уединенных наших обителей).

Обычно в житиях мы видим идеальную сторону святого: «от юности возлюбив Христа», подвижник непременно побеждает искушения и, восходя от силы в силу, возрастает в умудренного духоносного старца. Житие предлагает нам своего рода словесную икону святого, обобщая его жизненный подвиг. Но мы-то немощны и не очень возрастаем. Иной раз уроком нам может послужить простая, человеческая сторона жизни подвижника. В ней могут приоткрыться немощи подвижника, зато становится понятен и путь работы над собой.

Иной раз уроком нам может послужить простая, человеческая сторона жизни подвижника

Приведем сохранившиеся фрагменты жизни Пимена Великого и его родных братьев, которые показывают, как складывалось их общение друг с другом и как они учились работать над собой. Увидеть реальную картину их взаимоотношений необычайно интересно. Местами мы даже не будем предлагать комментариев, а просто вместе посмотрим на их общение, и от этого уже будет польза.

«Уйдем отсюда»

Авва Пимен жил в одной келлии с двумя братьями, старшим, Анувом, и младшим – Паисием. Остальные родные братья, судя по всему, жили также в малых келлиях на некотором отдалении.

Из древнего патерика мы узнаем, что младший всё время святому Пимену досаждал. В конце концов Пимен не выдержал и сказал Ануву: «Меньший брат возмущает наше безмолвие: встанем, уйдем отсюда». Не сказав ни слова Паисию, они тихонько собрались и пошли. Не стерпев досаждений, решили искать лучшего места.

Паисий же, безмятежно сидевший в келлии, заметил, что братья слишком долго не возвращаются. Выйдя наружу, он увидел – благо, пустыня позволяет смотреть далеко, – как две фигуры маячат где-то вдали. Он тут же кинулся вслед за ними и начал кричать. Пимен, услышав Паисия, сказал Ануву: «Подождем брата, потому что он бежит за нами с огромным усилием». Достигнув братьев, запыхавшийся Паисий растерянно спросил: «Куда вы идете, оставив меня?» Пимен сказал ему напрямую: «Мы уходим от тебя, потому что ты разрушаешь наше жительство». Но Паисий ответил: «Истинно, истинно говорю вам: куда вы ни пойдете, пойду и я с вами». Оказывается, он, хоть и досаждал, но братьев своих всё же любил и не мыслил своей жизни без них. Тогда-то, видя незлобие брата, Пимен сказал Ануву: «Он поступал так не намеренно; но враг употреблял его в свое орудие». Вместе они вернулись в свою келлию.

Не всегда тот, кто досаждает нам, поступает преднамеренно или из вражды

Склоки – это, так сказать, бытовые низины, которые неизбежны там, где появляется хотя бы несколько человек. Они не миновали даже живущих в монашестве. И не всегда тот, кто досаждает нам, поступает преднамеренно или из вражды. Это проявление обычной человеческой немощи. Не научившись понимать чужую немощь, мы не сможем уживаться с людьми.

«Знакомство с посторонними»

Алфавитный патерик приоткрывает одну из причин недовольства преподобного Пимена младшим братом. Она такова – Паисий завел знакомства.

Здесь надо пояснить, что Скит – это пустыня отшельников, где от подвижника требовалось максимальное трезвение духа, удаление от суеты, безмолвие и тихая молитва. Паисий же от скуки знакомился с монахами из отдаленных келлий и приглашал их к себе. Многословие, шутки и сплетни тянули за собой мирской дух. Но в келлии-то Паисий жил не один, а с двумя родными братьями. И вот святой Пимен, не зная, как быть, пошел к духовному наставнику авве Аммону и пожаловался: «Мой брат Паисий завел знакомство с посторонними лицами, отчего я не имею покоя».

Авва Пимен формально был прав. Но ответ оказался неожиданным. Авва Аммон сказал: «Пимен! и еще ли ты жив? Пойди, пребывай в келлии твоей, и имей в сердце твоем, что протек уже год, как ты в могиле». Действительно, когда мы умрем, нам будет совершенно все равно, шумит ли кто на земле, кто как себя ведет или как о нас отзывается. Вот если представить, что мы уже умерли, отправились на Божий суд, то и правда, какое нам дело до поведения ближнего? Таким образом, авва Аммон, как более преуспевший монах, предложил взглянуть на ситуацию с иной стороны. Вместо того, чтобы переделывать находящихся рядом, возделывать свой внутренний мир.

Вместо того, чтобы переделывать находящихся рядом, возделывать свой внутренний мир

И этот урок святой Пимен усвоил на всю свою жизнь. Впоследствии некий инок спросил преподобного Пимена: «Что мне делать? Безмолвствуя в келлии, я не могу прийти в спокойное состояние?» Старец ответил: «Не укоряй, не осуждай, не злословь никого – и Бог даст тебе покой: ты будешь безмолвствовать, не тревожимый смущениями». То есть наше внутреннее смятение начинается с внутреннего осуждения – мы прилепляемся мыслью к чужому злу, погрязаем в порицании ближних и сами от этого мучаемся. Не укоряй, не осуждай, не злословь – вот оно, начало сердечного покоя.

«Они братия, и помирятся»

В патерике читаем: «Однажды Паисий поссорился с одним из посетителей своих и подрался с ним до пролития крови». Подумать только! Монашеская пустыня, и иноки подрались до пролития крови! Но в этом нет ничего удивительного. Если общение заведомо зиждется на чем-то низком, то оно и завершится тем же низким. Если вы устраиваете мирские посиделки с пересудами других, то от сплетен и пустословия перейдете к личным склокам. У вас непременно начнутся конфликты.

Что же сказано в патерике дальше? «Авва Пимен сидел тут и не сказал им ни слова. В это время взошел к ним авва Анув, старший между братьями по годам, и, увидев случившееся, обратился с упреком к авве Пимену за то, что Пимен не позаботился о примирении поссорившихся. Пимен отвечал: ‟Они братия, и помирятся”. Анув повторил упрек; тогда Пимен ответил: ‟Я положил в сердце моем, что меня здесь не было”». То есть, преподобный Пимен уже вынес духовный урок: почитая себя мертвым для внешнего смятения, оставаться живым для молитвы и богомыслия.

Почитая себя мертвым для внешнего смятения, оставаться живым для молитвы и богомыслия

Из упомянутого эксцесса можно подумать, будто бы преподобный Пимен вовсе не вразумлял младшего брата. Так ли это? Судя по общему контексту сохранившихся патериковых сказаний, слово его звучало, и звучало достаточно твердо.

В какой-то момент Паисий даже не выдержал слов аввы Пимена и захотел теперь сам уйти. Искушение случилось следующим образом. Паисий нашел небольшой сосуд с золотыми монетами – спрятанный кем-то клад. Он подошел к старшему брату своему Ануву и сказал: «Ты знаешь, что слово аввы Пимена очень жестоко. Пойдем, выстроим себе келлию в другом месте и будем безмолвствовать спокойно». Анув, не зная про клад и думая отмахнуться от ненужной затеи, сказал: «Нам не на что выстроить келлию». Тут-то Паисий и рассказал о своей находке. Анув весьма опечалился – найденный клад мог послужить к душевной гибели брата. Но он решил поступить более мудро. «Пойдем, – сказал Анув, – выстроим келлию на той стороне реки».

Итак, авва Анув предусмотрительно взял у Паисия сосуд с золотыми монетами и завил в свой куколь (монашеский головной покров). Когда они переправлялись чрез реку и были на середине ее, авва Анув сделал вид, что запнулся, и, балансируя руками, выронил сосуд с монетами в реку. После этого он стал сетовать и горевать, как, мол, теперь мы без этих денег. А Паисий, жалея старшего брата и понимая, что брат дороже денег, стал утешать его: «Не скорби, авва, о золотых монетах: пойдем опять к брату нашему». Так они возвратились и продолжили жить вместе с преподобным Пименом.

«Мы провели всю жизнь нашу в безмолвии»

В 407-м году случилась беда. Варвары-мазики опустошили монашеские поселения в пустыне Скит. Многие отцы были убиты, так умерщвлен был знаменитый авва – преподобный Моисей Мурин. Но наши 7 братьев избежали смерти, уйдя по дороге добытчиков селитры. Они пришли в Верхний Египет, в селение Теренуф, на берегу реки Нил.

Там на время они остановились в опустевшем идольском храме, чтобы обдумать, какое место избрать для постоянного монашеского подвига. При этом старший брат, авва Анув, предложил провести неделю в полном молчании и молитве. Все согласились. В храме стояла каменная языческая статуя. Каждое утро Анув, подымаясь, кидал в статую камни, а вечером подходил к ней и просил прощения. Как только прошла неделя, братья собрались вместе, и Пимен сказал Ануву: «Видел я, авва, что ты в течение этой недели кидал камнями в статую, а потом поклонялся ей и просил у нее прощения: верующий во Христа не должен кланяться идолу». Анув ответил: «Сделал это я ради вас. Когда я кидал камнями в статую, произнесла ли она что, рассердилась ли?» – «Нет». – «А когда я просил у нее прощения, смутилась ли она? сказала ли: не прощаю?» – «Нет». На это авва Анув сказал:

«Так и мы, семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, – будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом пред нею, не тщеславится и не надмевается. Если же вы не хотите вести себя таким образом, – вот! четверо врат у этого храма: пусть каждый идет, куда хочет, и выбирает место для жительства, какое хочет».

Братья поклонились Ануву и обещали поступать по его совету.

И, надо сказать, в жизни братьев настал новый этап – единомыслия стало больше. Вероятно, трагическая гибель скитских монахов заставила по-новому относиться к жизни и ценить тех, кто находится рядом. Уже никто ни от кого не пытался бежать. Никто никого не укорял. Тем более не случалось ссор, доходящих до драки. В сердцах семерых братьев сияло нечто новое. Вот как описывал это сам преподобный Пимен Великий: «Мы провели все время жизни нашей в труде, подчиняясь распоряжениям аввы Анува. Одному из нас он поручил хозяйство наше: мы ели то, что было предлагаемо нам; никто из нас не позволял себе сказать: дай мне чего-нибудь другого, или: я этого не хочу. Таким образом, мы провели всю жизнь нашу в безмолвии и мире».

Показательно, что святой Пимен Великий, при его духовном лидерстве, отдавал предпочтение старшему брату Ануву. В присутствии аввы Анува не дерзал отверзать уст и кого-либо поучать. Судя по всему, свою монашескую братскую общину он возглавил уже после кончины аввы Анува.

«Мы и братия – как две картины»

Конечно, внутренний подвиг святых, их молитвенное восхождение к Богу, их подвиг любви во многом останется для нас тайной. Ясно одно. Гармония и мир души рождаются не столько от внешних обстоятельств, сколько от правильного устроения внутри. Не растворяться в бесконечном осуждении других, а покаянно молиться Богу, не себе покоя искать, а сострадать и миловать ближнего – вот что приносит сердцу радость и мир.

Не себе покоя искать, а сострадать и миловать ближнего – вот что приносит сердцу радость и мир

Как-то пришел к Пимену Великому один из учеников его и сказал: «Я нашел место, имеющее все удобства для монашеской жизни: благослови мне поместиться там на жительство». Старец ответил: «Поместись там, где ты не будешь приносить вреда брату твоему».

Еще преподобный Пимен Великий говорил:

«Мы и братия – как две картины. Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается пред ним достоинство брата его; когда же человек признает достоинства в себе, тогда брат его представляется ему недостаточным».

Мы часто повторяем слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Но что это значит в нашем повседневном быту? Пимен Великий пояснял:

«Если кто услышит огорчительное слово, и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет, или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику: тот полагает душу свою за ближнего».

Ибо «злоба злобы не уничтожает. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтоб добрым делом уничтожить злобу».

И всё это преподобный Пимен Великий прошел на своем личном опыте.

На вопрос: «Что есть вера?» преподобный Пимен отвечал: «Вера состоит в том, чтоб жить во смирении и творить милость». То есть вера – не отвлеченное умозрение, а созидание своей жизни по заповедям Христа, среди которых особым светом сияют смирение и милосердие.

В общем, есть нам что извлечь из древних патериковых сказаний. Есть чему учиться, взирая на пример преподобного Пимена Великого и его родных братьев.

https://pravoslavie.ru/148146.html