Первый Иркутский владыка
Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Жизни, полной скорбей и лишений. Жизни, которой по земным меркам было отведено всего полвека. И за которую святитель Иннокентий успел многих обратить на истинный спасительный путь. Память смиренного Иркутского владыки – 9 декабря.
Путь к архиерейству
Он родился около 1680 года в Малороссии, в семье священника. При крещении мальчика нарекли Иоанном. В Киевской духовной академии он изучал каждый предмет основательно и успешно, надеясь впоследствии проповедовать слово Божие. По окончании академии принял постриг с именем Иннокентий в Антониевой пещере Лавры. Вскоре инока вызвали в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию. А затем перевели в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота.
Образованный молодой монах обратил на себя внимание императора Петра I. Тогда государь решил образовать Русскую православную духовную миссию в Пекине, которую должен был возглавить епископ. В 1721 году отец Иннокентий принял архиерейский сан и выехал из Санкт-Петербурга в страну хинов. Почти год он со служителями добирался до Иркутска. В пограничном с Китаем Селенгинске миссия дожидалась решения пекинских чиновников о праве на въезд.
«Заточение» в Селенгинске
В то время в Пекине иезуиты склоняли местных чиновников не принимать русского епископа. И поводом для отказа стал указанный в письме титул «богдо» – то есть «великий», а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и двум великим особам в стране быть одновременно невозможно. Китайское правительство отказалось впустить «великую особу», утверждая, что ранее в Пекин направляли архимандритов.
В ожидании указаний Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске три года. Не получая жалования, он со свитой жил на подаяния. Миссия добывала пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам. Утешение владыка находил в молитве и богослужениях, которые совершал в старом Селенгинском соборе. Со временем он пристроился жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря, где за пожертвование писал иконы. Во время своего «заточения» в Селенгинске он проповедовал Христа среди монгольских племен. Используя архиерейское право рукополагать в священный сан, он восполнял недостаток духовенства за Байкалом.
В 1725 году владыку благословили переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь. В отсутствие архимандрита Антония (Платковского) управлял обителью игумен Пахомий. Он отвел гостю и свите помещение на берегу Ангары, выделил участки под огород. Жизнь обрела некую стабильность. В поисках духовного утешения к нему стали стекаться люди, особенно дети и инородцы. По возвращении архимандрита Антония положение святителя усложнилось. Тот ревновал «свою» паству к епископу и с гневом практически выставил владыку из Иркутска.
В тот же год наследница престола Екатерина I назначила послом в Китай графа Савву Владиславич-Рагузинского и обязала его взять с собой в Пекин епископа Иннокентия. Дипломатические промахи посла и интриги деспотичного архимандрита Антония привели к тому, что в Китай назначили его, а святителя Иннокентия поставили епископом Иркутским и Нерчинским.
Проповедь словом и делом
На новом месте владыке негде и не на что было жить. Консистория не платила жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае. Владыке приходилось часто путешествовать по бездорожью. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение. Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в дом молитвенника пред престолом Божиим. В 1728 г. провинциальная канцелярия наконец отвела ему дом боярского сына.
Чуть более четырех лет окормлял он иркутскую паству. Владыка постоянно недомогал, но не оставлял подвигов молитвы. На теле он носил власяницу, подрясник из шкуры лося и кожаный пояс с железной пряжкой. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, еще имея обычай обходить по ночам храм и молиться на него с четырех сторон.
Днем он помогал тянуть сети рыболовам, а по ночам шил для учеников обувь. Пастырь добрый не оставлял проповеди Слова Божия. Язычников, проживавших вокруг Иркутска, он обращал к Церкви целыми стойбищами.
Физические немощи не могли остановить его любви к Богу, которой он делился со всеми. В каждом деле он старался угодить Христу. Шил ли чарки, учил ли бурят, возводил ли храм — он всегда перед собой имел образ Спасителя.
В трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две школы – монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор учителей, обеспечение учеников книгами, одеждой, продовольствием. Святитель трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его проповеди. Помогая в будни «труждающимся и обремененным», он следил за тем, чтобы в воскресные и праздничные дни никакие заботы не отвлекали их от службы Божией.
В трудах и лишениях святитель Иннокентий обрел духовную твердость, смирение, прозорливость. В 1728 году по его молитвам в Прибайкалье прекратилась долгая засуха, грозившая голодом. Такие проявления Божией благодати стяжали ему огромную любовь паствы.
Кончина праведника
Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. В минуты ухудшения здоровья владыка созывал братию, благодарил служивших ему за любовь и попечение, раздавал на память вещи. Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии, и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то употребил бы его на построение каменной церкви. Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания пришло, когда он уже ни в чем земном не нуждался.
Трудами святителя были расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округа. Архиерей, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился 9 декабря 1731 года.
В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось по всей Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к прославлению святого.
С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители, и мощи святителя вскрыли для «медицинского освидетельствования». Долго святые останки считались утерянными. В 1990 году их обнаружили в ярославской церкви Николы Надеина и 2 сентября вернули в Иркутск. Сегодня они находятся в Знаменском монастыре.
Подготовила Татьяна Уютова
https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pervyjj-irkutskijj-vladyka
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии