ПЕРВОМУЧЕНИК XX ВЕКА. Сергей Герук

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, был жестоко убит под стенами Лавры 7 февраля 1918 г.

В конце января 1918 года древний Киев-град потрясла ужасная весть: у крепостных валов возле Киево-Печерской Лавры был зверски убит – расстрелян и заколот штыками – 70-летний иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). В этой мученической смерти архиерея, которого знала и почитала вся православная Россия, люди увидели грозные предзнаменования грядущих кровавых событий.

Блаженнейший Митрополит Владимир (+2014) у мощей сщмч. Владимира в день памяти святого

Осажденная Лавра

«В начале 9-го часа утра 23 января (5 февраля н. ст. – Прим. авт.) Лавра оказалась под сильнейшим и ожесточенным обстрелом большевиков со стороны Дарницы и Никольских слободок, – писал вскоре после этого злодеяния профессор КДА протоиерей Федор Титов в своей книге “Венок на могилу Высокопреосвященного Митрополита Владимира”. – …Над южными дверями, ведущими со двора в Крестовоздвиженскую церковь на Ближних пещерах, находится, между прочим, икона Казанской Божией Матери. В эту икону попала шрапнельная пуля, пробила в стекле отверстие и углубилась в икону в том месте, где приходится сердце Богомладенца. Вид этой иконы производит потрясающее впечатление на верующих богомольцев. Даже некоторые большевики в изумлении останавливались впоследствии перед этой иконою…»

Профессор Титов, очевидно, в надежде, что неслыханное преступление вскоре будет раскрыто, а убийцы – наказаны, стенографически подробно и точно, не упуская малейших деталей, диалогов, изображает драматические события тех дней. Увы, лишь много десятилетий спустя, когда распалось тоталитарное государство и многие тайны злодеяний гонителей Церкви ужаснули мир своими масштабами, когда возобновилась монашеская жизнь в Лавре, наши современники смогли познакомиться с этим уникальным документом.

Далее Титов повествует: «К вечеру 23 января большевики овладели Успенскою Киево-Печерскою Лаврою, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, пред которыми бледнеют сказания о грабежах и насилиях, производившихся дикими монголами во время разорения Киева и Лавры в 1240 г. Вооруженные толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, производили крик, шум и безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святынею, вламывались в жилища монахов днем и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков и били их, грабили что только попадалось под руку, останавливали монахов днем на дворе, заставляли раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали случайно оказавшихся в то время в Лавре посторонних, особенно военных – офицеров и генералов, предавали их жестокой смертной казни…

24 января (за день до смерти. – Прим. авт.), в среду, перед Литургиею, митрополит Владимир служил в Великой Успенской церкви акафист Успению Божией Матери. Чтение акафиста митрополитом, по наблюдению сослуживших ему, отличалось особенной проникновенностью и задушевностью. Ночь на 25 января вся Лавра проводила без сна, в сильнейшей тревоге. Всю ночь братство оставалось в храме на молитве, непрерывно служились молебны и пелись акафисты. Митрополит Владимир также всю ночь бодрствовал. С раннего утра 25 января начались новые насилия и грабежи в Лавре…

Вечером того же дня... на парадном входе митрополичьей квартиры раздались три резких звонка, и в открытую дверь вошли пять вооруженных солдат во главе с матросом. Матрос спросил: “Где Владимир митрополит? Мы желаем с ним переговорить...”»

Но прервем описание мученической кончины митрополита Владимира, фиксирующее буквально по минутам последние часы жизни святителя. Необходимо вернуться в прошлое, чтобы представить драматическое положение Церкви и, в частности, Киевской кафедры, и стоическую, исповедническую жизнь и деятельность священномученика Владимира.

Верный служитель

Будущий митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в 1848 году в Тамбовской губернии, в селе Малая Морошка Моршанского уезда. Высшее духовное образование получил в Киевской духовной академии, которую закончил с отличием в 1874 году. По окончании академии возвращается на родину, чтобы посвятить себя просветительской и педагогической деятельности. В Тамбовской духовной семинарии он преподает сразу несколько предметов – гомилетику, литургику, пастырское богословие и немецкий язык. Параллельно в женском епархиальном училище и гимназии читает лекции по географии и литературе.

Через семь лет педагогической работы Василий Богоявленский принимает священный сан. Вскоре после рукоположения его постигает огромное жизненное испытание: от скоротечной чахотки умирает его молодая жена и маленький ребенок. Усматривая в этом непостижимую волю Божью, отец Василий решает всецело посвятить себя служению Церкви и принимает монашеский постриг с именем крестителя Руси равноапостольного князя Владимира.

В юбилейный 1888 год – год 900-летия Крещения Руси – он был хиротонисан во епископа Старорусского, назначен викарием древней Новгородской епархии. Через два с половиной года владыка Владимир возглавляет архиерейскую кафедру в Самаре, где ему пришлось столкнуться с голодом вследствие сильного неурожая и вспыхнувшей затем эпидемии холеры. В этих трудных условиях епископ Владимир проявил исключительный организаторский талант по созданию благотворительных столовых, богаделен, лазаретов для больных и сам бесстрашно принимал участие в захоронениях умерших от эпидемии и поминальных службах на кладбищах. Святительский подвиг епископа Владимира был высоко оценен Святейшим Синодом, и в 1892 году его назначают – с возведением в сан архиепископа – экзархом Грузии, где за пять лет служения его авторитет как иерарха возрос еще больше. И когда возник вопрос о назначении нового управляющего Московской епархией, выбор пал на 50-летнего архиепископа Владимира.

Архиерейское служение митрополита неразрывно связано с его просветительскими, литературно-богословскими трудами, проповеднической деятельностью. Ведя строгую аскетическую жизнь, непрестанно совершая богослужения, управляя епархиями, будучи первенствующим членом Святейшего Синода, он, как Иоанн Златоуст, до последних дней был занят написанием просветительских работ. Из-под его пера вышло множество замечательных нравственно-педагогических трудов. Обладая от рождения скромностью и мягким характером, в вопросах защиты чистоты веры и Церкви владыка Владимир проявлял несокрушимую силу воли, абсолютную бескомпромиссность, до готовности положить душу свою.
Эти качества и послужили источником духовных и нравственных сил, которые помогали перенести огромные испытания в течение 14 лет управления Московской епархией и 3 лет – Петроградской. Маститый архиерей, в годы революции 1905 г. он бесстрашно посещал заводы и фабрики, встречался с рабочими, беседуя с ними о социальных вопросах, о необходимости хранения веры Христовой.

Россия тех лет уже кипела предреволюционными настроениями, шла Первая мировая война – все это сказывалось и на состоянии Церкви. Защищая церковный корабль с многомиллионной паствой от вмешательств и политических интриг, митрополит Владимир сам стал жертвой доносов и клеветнической кампании, в результате чего был переведен якобы на более спокойное место – древнюю Киевскую кафедру.

Голгофа

Революционный Киев. Свержение памятника Столыпину. Фото 1917 г.

Назначение в Киев последовало в ноябре 1915 года. Этот жизненный период был для священномученика последним испытанием его веры и апостольского исповедничества. Будто предвидя мученический крест, митрополит приехал в город святого князя Владимира с тяжелым сердцем. Все эти последние годы он провел сосредоточенно строго. Невзирая на преклонный возраст, принимал самое деятельное участие в жизни Церкви как первенствующий член Синода. В 1917 году он участвует во Всероссийском Поместном Соборе в Москве, на котором было восстановлено патриаршество и решались судьбоносные вопросы жизни Церкви в новых революционных условиях.

Вернувшись в  Киев, владыка столкнулся с движением самосвятов-раскольников, требовавших революционных реформ в церковном устройстве, изменения канонических норм, образования национальной украинской церкви. Митрополит Владимир стал на страже чистоты веры, ее апостольских вселенских законов и, понимая, что болезненный вирус революции не должен охватить церковный организм, решительно отвергал всякие попытки по переустройству Церкви. Враги из числа лжебратии требовали, чтобы он покинул Киев или лицемерно предлагали ему стать «патриархом всея Украины», угрожали, запугивали, подсылали подстрекателей, но старец-митрополит оставался верен своему пастырскому и архиерейскому долгу.

…Когда пятеро вооруженных людей вошли в его покои, потребовали свидания с ним, учинили обыск и допрос, митрополит оставался внешне спокойным. Когда они приказали ему одеться и проследовать с ними, он сказал: «Если вы хотите меня расстрелять, расстреливайте здесь». Но палачи вывели его из покоев. Уходя, митрополит благословил своего келейника Филиппа, вытер слезу со щеки и шагнул в холодную зимнюю темноту. По свидетельству протоиерея Федора Титова, один из монахов видел, как убийцы вели митрополита через лаврское подворье мимо Великой Успенской церкви к Экономическим воротам. У храма матросы закурили, а митрополит подошел к главному входу в храм и стал молиться. У ворот он снова остановился, обратился к надвратной иконе святителя Николая и, перекрестившись, низко поклонился… Через несколько минут двое лаврских монахов, стоявших во дворе, услышали четыре, а затем еще два ружейных выстрела. Кто-то сказал: «Это владыку расстреливают…»

«По словам одного случайного очевидца мученической кончины митрополита Владимира, – пишет Титов, – убийцы привезли последнего к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, архипастырь-мученик попросил у них времени еще помолиться Богу. Один из убийц сказал: “Только поскорее”. Тогда митрополит воздел руки кверху и сказал: “Господи! Прости мои согрешения – вольныя и невольныя, и прими дух мой с миром”. Потом благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: “Господь вас благословляет и прощает”. И после этого, когда митрополит еще не успел опустить рук, послышалось четыре выстрела. Убийцы подошли к упавшему митрополиту и сделали несколько выстрелов в лежащего…»

Крест на месте мученической кончины священномученика Владимира. Фото: istpravda.com.ua

Так была открыта первая страница в огромной книге кровавых гонений ХХ века на Церковь Христову, за которую отдали жизнь многие тысячи исповедников и мучеников. В память об этом трагическом событии Церковь установила в первое воскресение после 25 января (ст. ст.) праздновать Собор новомучеников и исповедников Русских, а также совершать поминовение всех пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Священномученик Владимир был прославлен Церковью в 1992 г., когда на Киевскую кафедру вступил Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан), тезоименитый своему славному предшественнику.

7 февраля (25 января ст. ст.) этого года исполнилось 98 лет со дня мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Мощи святого покоятся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Сергей Герук

«Когда обретали мощи священномученика Владимира, над храмом Лавры, где покоился святитель, образовалось кроваво-красное облако», – архимандрит Поликарп (Линенко)

– Когда митрополит Киевский Филарет ушел в раскол, на душе была страшная тягота: хоть иди в подполье, новые катакомбы. И когда приехал Блаженнейший Митрополит Владимир, то первым делом решили прославить святого священномученика. Об этом поговаривал еще Филарет, но, видно, священномученик Владимир не дал ему – находившемуся на пути в раскол – совершить дело обретения святых мощей.

Обретение мощей решили совершать тайно, чтобы не начались хождения по санэпидемстанциям. Мы уже примерно знали, когда это должно произойти.

В тот вечер я гулял на территории Ближних пещер. Там находились сторожа и еще некоторые из братии. Было, наверное, часов 9-10 вечера. Потом пришли владыки – будущий Блаженнейший Митрополит Онуфрий,  епископы Сергий, Алипий, Иоанникий, наместник Лавры архимандрит Питирим – ныне тоже владыка. (Накануне они принимали участие во встрече Блаженнейшего Владыки, когда тот 20 июня 1992 года приехал в Киев). И вот они зашли в храм и закрыли его. Зная, что в храме архиереи, мы не дерзали туда войти и продолжали гулять по площади перед Крестовоздвиженской церковью.

Уже стемнело, когда вдруг увидели, что над храмом образовалось темно-красное облако. Мы подумали, что это, возможно, зарево от какого-нибудь пожара за Днепром, и поднялись на горку над церковью. Но оказалось, что это большое облако стоит как раз над центром храма. Лишь впоследствии мне пришла в голову мысль, что это, быть может, знамение Господне. Почти такое же, кстати, как было при обретении в 1091 г. мощей преподобного Феодосия Печерского.

Тогда, как свидетельствует «Киево-Печерский патерик», над Лаврой видели три огненных столпа.

Спустя некоторое время нас пустили в храм. Горело центральное паникадило. Склеп уже был вскрыт. Затем мощи подняли на поверхность, аккуратно отделили от всего остального, разложили на специально приготовленном столе, на белой скатерти, промыли и оставили сушиться до утра. Все было закончено около трех часов ночи.

Утром мощи облачили и перенесли в Верхнюю Лавру, где в Трапезном храме совершили Божественную литургию. Потом крестным ходом перенесли мощи в Дальние пещеры.

У братии была такая радость, какая возникает после грозового дождя, пролившегося после невыносимой жары. Ощущалась уверенность, что, несмотря на разразившийся раскол, мы выстоим. Казалось, священномученик встал из гроба и пришел на помощь: ведь он тоже боролся с раскольниками и боролся из-за той же неканонической автокефалии. Более того, он – святой митрополит Киевский Владимир – был канонизирован в тот момент, когда к нам прибыл тезоименитый владыка – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. И в тот день у нас на трапезе читалась книга «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира», написанная сразу после погребения священномученика.

«Церковная газета»