Первомученик XX в.
К 100-летию со дня мученической кончины митрополита Владимира (Богоявленского) …
Епископ и митрополит
8 февраля 1886 г. отца Василия постригли в мантию с именем Владимир, а на следующий день возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Козловского Троицкого монастыря. Через два года, с 1888 г., начинается долгое 30-летнее служение владыки Владимира на епископской кафедре. Последовательно его назначают викарием Новгородской епархии, затем епископом Самарским, экзархом Грузии, потом митрополитом Московским, затем Санкт-Петербургским и, наконец, Киевским.
Митрополит Владимир при всей его самоотверженности в служении был, по замечанию составителя его жития архимандрита Дамаскина (Орловского), очень застенчивым, и ввиду своего высокого положения и частой смены мест служения не успевал находить близких по духу людей и всю жизнь нес бремя одиночества.
Как вспоминает митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий), «слабый, болезненный телом, с тихим голосом, во время произнесения проповедей он [отец Владимир] преображался, воодушевлялся, голос становился крепким, и силою горячего слова он пленял умы и сердца слушателей». Во всех епархиях, на всех приходах митрополит Владимир неустанно призывал священнослужителей усилить проповедь, чаще читать вместе с верующими акафисты, вести беседы о предметах веры и нравственности. И сам, будучи ревностным проповедником, являлся для всех примером.
За время служения митрополита Владимира по его инициативе открылись сотни храмов, церквей, приходских школ, множество религиозно-просветительских братств, благотворительных организаций по сбору средств для неимущих, голодающих, родственников убитых солдат во время Первой мировой войны.
Священномученик Владимир в сане иеромонаха, первый ряд, третий слева, фото из архива ЦАК
При всем своем неизбывном одиночестве владыка не дистанцировался от паствы, не оставался в стороне от общих бед и проблем, подкреплял и утешал верующих. Так, во время эпидемии холеры в Самаре он устраивал общенародные молебны перед чтимым образом Смоленской Богоматери об избавлении от напасти. Не боясь заразиться, он отпевал умерших от болезни на переполненном холерном кладбище. В итоге эпидемия постепенно прекратилась, что многие приписывали молитвам и деятельности архипастыря.
Особое внимание владыки было сосредоточено на религиозном воспитании и образовании верующих, на распространении православной веры. Он положил начало внебогослужебным чтениям, которые совершались в храмах поочередно и где обязательно присутствовал сам отец Владимир. Такие чтения были доступны всем слоям населения, особенно беднейшим. Для образования детей организовывали церковно-приходские школы, для студентов - религиозно-философские кружки. Также митрополит Владимир посещал духовные семинарии и академии, наблюдал за уровнем образования, заботился о материальном благополучии, строил новые здания и корпуса для учащихся и учителей. Для педагогов семинарий были организованы курсы повышения квалификации. Для женщин владыка открыл женское училище при Скорбященском монастыре. Для простых рабочих владыка создал общеобразовательные курсы, которые пользовались большой популярностью и порой не вмещали всех желающих. Митрополит Владимир старался посещать как можно больше храмов и проповедовать там, часто он ездил в самые отдаленные приходы.
Перевод в Киев
В 1915 г. митрополит Владимир по указу императора был переведен в Киев с сохранением прав первенствующего члена Синода. К этому времени в Русской Православной Церкви остро встал вопрос об отсутствии Патриаршества, и влияние на церковное управление порой оказывалось случайными людьми. В связи с этим митрополит Владимир выезжает в Петроград для участия в заседаниях Святейшего Синода.
В феврале 1917 г., после отречения императора Николая II от престола, временное правительство назначило нового обер-прокурора, желавшего заставить действовать всех членов Синода только по своему усмотрению. Это привело к конфликту и еще сильнее способствовало неустройству в управлении Русской Православной Церковью.
Прибытие митрополита Владимира на закладку Николо-Александровского храма, Санкт-Петербург, 1913 год
В Киеве нарастала гражданская и церковная смута, желание присвоить Украинской церкви статус автокефальной, был самочинно организован Исполнительный комитет духовенства и мирян, который митрополит Владимир отказался поддерживать. Отношения к владыке внутри митрополии становились все более напряженными. Недовольства высказывались и по поводу постоянного нахождения архипастыря в Петрограде. Между митрополитом и киевской паствой назрел конфликт.
Владыка Владимир при этом уже предчувствовал свою скорую мученическую кончину: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось в России православие там, где оно началось».
Крестный путь и мученическая кончина
14 января 1918 г. (по ст. ст.) на территорию Киево-Печерской Лавры залетел первый снаряд - отголосок надвигающихся к Киеву большевистских войск. Обстрел Лавры продолжался до вечера 23 января, пока большевики окончательно не овладели монастырем. Они врывались в храмы, совершали бесчинства, ругались перед святынями и курили, обыскивали, грабили и издевались над монахами.
Митрополит Владимир (Богоявленский) и насельники монастыря много молились, в ночь на 25 января/7 февраля беспрерывно служили и пели акафисты.
На следующий день большевики ворвались к митрополиту в покои и потребовали, чтобы он пошел с ними. После разговора с ними будущий мученик сказал находившимся в покоях епископу Феодору и архимандриту Амвросию, что его хотят расстрелять. Солдаты приказали, чтобы он пошел с ними вниз. И владыка вышел в рясе, с панагией, в белом клобуке. По пути он простился с келейником, «затем вынул из кармана платок и вытер слезу. По словам келейника, внешне митрополит казался спокойным, как будто он шел на служение литургии.
Затем солдаты повели владыку Владимира к Лаврским воротам. Около Великой Лаврской церкви солдаты закурили, а митрополит стал молиться напротив входа в храм. Около ворот он поклонился иконе Святителя Николая. Убийцы посадили его в автомобиль, через километр остановили машину и вывели на небольшую поляну в стороне от дороги. Митрополит Владимир спросил у мучителей: «Что же, вы здесь хотите меня расстрелять?» На что ему ответили: «А что же? Церемониться с тобою?» Тогда владыка попросил дать ему время. Воздев руки кверху, он стал вслух молиться: «Господи! Прости мои согрешения и прими дух мой с миром». Затем он благословил убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Не успел он еще опустить руки, как раздались три выстрела, и митрополит Владимир упал. Убийцы подошли к митрополиту вплотную и сделали еще несколько выстрелов, а затем ударили штыком в живот. Так принял мученическую кончину первый из священнослужителей, расстрелянных в XX в.
Посмертная фотография митрополита Владимира
Утром следующего дня тело мученика было обнаружено и перенесено в Лавру. 29 января (по ст. ст.) в Великой церкви было совершено отпевание, и гроб с телом митрополита обнесли вокруг храма с крестным ходом и погребли в Крестовоздвиженской церкви Лавры.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира: «Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».
Прославление и обретение мощей
74 года мощи митрополита Владимира (Богоявленского) пролежали в склепе Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, пока не были обретены в конце июня 1992 г. О том, как происходило обретение мощей, вспоминает митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: «Мощи извлекали из-под земли. Сняли плиты, потом пробивали потолок. Через отверстие спустились в саркофаг и начали искать гроб на ощупь, при свечах. Заметили какие-то шарики на четырех концах гроба. Сначала подумали, что это для украшения. Потом выяснилось, что гроб перевернут, и то были ножки гроба. Прежде извлекли мощи, а под ними нашли крест, панагию. Когда мощи были извлечены, их промыли. Затем мощи сложили в анатомическом порядке и облачили».
После обретения мощи первомученика перенесли в Дальние пещеры, где они находятся до сих пор. Каждый год, в день обретения мощей, 27 июня, мощи митрополита Владимира выносят из Дальних пещер, обносят крестным ходом и несут в Трапезный храм, где они пребывают до окончания литургии, и затем их уносят обратно в пещеры.
В 1992 г. митрополит Владимир (Богоявленский) Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых. Этот поистине великий митрополит, первый из убиенных иерархов Русской Православной Церкви в XX в. и первый мученически погибший из сонма новомучеников и исповедников Российских, явил не только своей жизнью, но и смертью пример стойкости, крепости духа, пример полного послушания воли Божией, самоотречения, желания послужить вверенной пастве и каждую минуту существования посвятить распространению слова Божия.
Места служения митрополита Владимира (Богоявленского)
13 июня 1888 г. архимандрит Владимир хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, где служил три года. Владыка был председателем Братства Святой Софии Премудрости Божией, которое занималось издательством духовной литературы и просвещением верующих; организовал внебогослужебные беседы в Софийском кафедральном соборе; издал распоряжение для священнослужителей об усилении проповеди и ведении внебогослужебных бесед.
С января 1891 г. по октябрь 1892 г. владыка Владимир - епископ Самарский и Ставропольский. Открыл в епархии 150 церковно-приходских школ; организовал внебогослужебные чтения; основал религиозно-просветительское братство имени святителя Алексия для религиозно-нравственного просвещения народа; учредил комитеты по сбору средств для голодающих и борьбы с эпидемией холеры в губернии; открыл столовые и чайные для нищих; организовал бесплатное питание учащихся. В день Кирилла и Мефодия владыка Владимир устраивал общешкольные епархиальные праздники, чем привлек в храмы детей.
С 18 октября 1892 г. владыка Владимир - архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. Им основан молитвенный дом во имя святителя Феодосия Черниговского, открыты 300 церковно-приходских школ, духовная семинария, построено более 100 новых храмов, восстановлены Мцхетский собор, Сатарский и Семейский монастыри, учреждено Епархиальное миссионерское братство для распространения в обществе истинных понятий о православии.
21 февраля 1898 г. архиепископ Владимир назначен на Московскую кафедру, где прослужил 15 лет. Возведен в сан митрополита. Владыка основал Епархиальный дом, Епархиальное общество борьбы с пьянством, открыл многочисленные народно-миссионерские и женские богословские курсы, положил начало Златоустовскому религиозно-философскому кружку учащихся, в МДА открыл кафедру по истории и обличению сектантства.
23 ноября 1912 г. владыка Владимир становится митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Святейшего Синода. Митрополит Владимир был организатором празднования 300-летия дома Романовых, участвовал в торжествах прославления священномученика Гермогена, активно боролся с пороком пьянства и укреплял в народе дух трезвенности. Во время Первой мировой войны участвовал в благотворительных организациях помощи воинам и родственникам погибших.
23 ноября 1915 г. митрополит Владимир указом императора был переведен в Киев. За время служения на Киевской кафедре участвовал в работе Поместного собора Русской Православной Церкви и в утверждении Патриаршества в России.
Поздним теплым вечером 26 июня 1992 г. несколько монахов Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры стали свидетелями необычного явления: они наблюдали огромное темно-красное облако, образовавшееся над центром Крестовоздвиженского храма и стоявшее там неподвижно некоторое время. Сразу после чудесного знамения, в ночь с 26 на 27 июня 1992 г., были обретены мощи первого святого иерарха из сонма новомучеников и исповедников Российских, с убийства которого 25 января /7 февраля 1918 г. началась череда гонений на Церковь, - митрополита Владимира (Богоявленского).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии