Как говорит священная история, праведный Симеон после этого момента жил 270 лет – столько, сколько люди не живут, – ожидая исполнения пророчества. В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм и встречен праведным Симеоном. И он видит в этом Младенце Спасителя мира, берет Его на руки и произносит: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2, 29–32).
Невместимый, непостижимый Творец неба и земли, всего мироздания, всего поразительного и, как кажется, безграничного космоса, вдруг становится не кем-нибудь, а простым, незащищенным, осязаемым, видимым Младенцем. Тот, Кто держит весь мир и весь космос, вдруг сегодня Сам оказывается на руках Симеона Богоприимца.
В Псково-Печерском монастыре Господь сподобил меня услышать от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) один курьез. Рассказан он был с некоторым намеком для тех, кто был на беседе, и для всех, кому эта история будет передана. До революции на одной из ярмарок был аттракцион «Живой Петр I за пять копеек». Заключался он в следующем: посетитель платил деньги, его подводили к большой подзорной трубе, закрытой темным материалом, и предлагали взглянуть. Человек, конечно же, никого не видел; ему советовали повернуть туда-сюда трубу, подкрутить что-то. Результат оставался нулевым, и незадачливый клиент начинал возмущаться. Тогда хозяин аттракциона «раскрывал карты»: «Что ж вы хотели – за пятачок увидеть живого Петра I?!»
Так порой и мы наивно думаем, что за «свои пять копеек» всегда будем, имея духовные силы, пребывать в благодати. Если бы Бог каждое наше прошение, каждую нашу молитву исполнял в нашей с вами жизни, неизвестно, остались бы на свете верующие или нет. Потому что сладкое все готовы принимать от Бога. Никто ведь не просит креста! Никто не просит терпения, тесных обстоятельств. Мы ищем широкой жизни и в этой жизни порой Бога не находим.
Отцы от этой широкой жизни уходили и жили с Богом. Рай был внутри их тесных, сырых, убогих келий, где не было ни телевизора, ни мобильника, ни интернета. Солнца, белого света не было! Вместо света был Бог.
Усвоить бы нам, что Бога искать надо не на широких путях нашей жизни, а на узком пути покаяния, смирения, молитвы, и веры, и преданности Богу, как был предан Богу святой праведный Симеон, пока не встретил Живого Бога и не воскликнул: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. И что не так важно, как мы проживем нашу с вами внешнюю жизнь. Важно, каков будет ее финал, итог. Важно, какой станет последняя встреча с Богом. Всерадостной – или, наоборот, страшной, потому что совесть будет подсказывать, что от суда Божия, от этого любящего взора Христа Спасителя, Которому порой мы были неверны, не устоит никакая плоть. Как сказал святитель Филарет, митрополит Московский: «Знаете, что нужно, чтобы Бог был с нами? Нужно, чтобы мы были с Богом!»