Перевод 187-й проповеди свт. Кесария Арелатского "О Рождестве Господнем". Александр Семанин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святитель Кесарий известен как значимый проповедник своего времени. Согласно данным крупнейшего собирателя письменного наследия святого Кесария Дома Морина до нас дошло 238 проповедей на разные темы, преимущественно нравственного и экзегетического характера. Кроме того известно 11 проповедей к монахам, 2 монашеских устава, в том числе первый на Западе общежительный устав для женского монастыря, а также несколько небольших богословских сочинений. Сочинения монашеской тематики были переведены в рамках дипломных работ студентами МДА, большинство же проповедей святого на русский язык пока не переводилось.

Святой Кесарий Арелатский (470-542) — латинский автор, епископ Арля, впоследствии митрополит. Принял постриг в Леринском монастыре, основанном И.К.Римлянином, из-за пошатнувшегося здоровья переехал в город Арль, где стал помощником епископа Эония (которому приходился родственником), с 499 года настоятель монастыря близ Арля. По смерти епископа Эония занял его кафедру (502 г.), на которой находился до смерти (542 г.). Согласно завещанию похоронен в основанном им женском монастыре. Прославлен в лике святых.

1.Божией милостью, возлюбленные братья, уже близко день, в который мы желаем с радостью отпраздновать рождество Владыки Спасителя; и потому я прошу и умоляю, чтобы нам с Божией помощью по мере своих сил потрудиться, чтобы в этот день с чистой и непорочной совестью, с чистым сердцем, в целомудрии приблизиться к жертвеннику Владыки и достойно принять Его Плоть и Кровь не в суд, но к исцелению наших душ. Ибо наша жизнь заключается во Плоти Христовой, как Сам Господь сказал: «Если вы не будете есть плоти Сына Человеческого, и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).

Итак, пусть изменит жизнь тот, кто желает получить жизнь: ибо если не изменит своей жизни, то причастится Жизни во осуждение и от этого скорее потерпит вред, чем получит исцеление, и скорее умрет, нежели оживет. Ибо так говорит апостол: «Кто ест тело Господне и пьет кровь Его недостойно, тот осуждение себе ест и пьет» (1 Кор. 11:29).

И хотя нам всегда следует быть украшенными и сиять добрыми делами, однако в день Рождества Господня, как Сам Он сказал в Евангелии, дела наши особенно должны светить людям (Мф. 5:16). Обратите внимание, прошу вас, братья, что когда какой-нибудь облеченный властью или знатный человек желает отпраздновать свой день рождения или день рождения своего сына, то заранее весьма внимательно осматривает свой дом и повелевает очистить грязь, убрать все испорченное и ненужное, приобрести все полезное и необходимое. Также дом, если он потемнел, белят, пол подметают, и украшают различными цветами. Также со всяким вниманием готовят все необходимое для удовольствия души и тела. И для чего это все, дорогие братья? Чтобы с радостью отпраздновать дни рождения людей, которые умрут? Если, стало быть, ты так готовишься к своему дню рождения или дню рождения друга, то как тогда нужно готовиться к встрече Рождества Господа твоего? Если ты столько сил тратишь ради смертного, то сколько тогда нужно посвятить Вечному? Итак, как можешь, потрудись, чтобы Бог не нашел в твоей душе того, чего ты не хочешь видеть в своем доме.

3. Несомненно, если царь земной или какой-нибудь глава дома пригласил бы тебя на свой день рождения, то в каких бы одеждах ты пришел? В новых, весьма чистых и нарядных, чтобы ни ветхость, ни дешевизна, ни иное что неприличное не привлекло внимание пригласившего. Итак, со всем усердием, на которое ты способен, с помощью Христа, постарайся, чтобы твоя душа пришла со спокойной совестью на торжество Вечного Царя, то есть на Рождество Господа Спасителя, убранная нарядами различных добродетелей, украшенная цветами благоразумия и жемчугом простоты, блистая целомудрием, сверкая любовью и сияя милосердием. И действительно, если Христос Господь наш узнает, что ты, подготовившись таким образом, празднуешь Его Рождество, то Сам сочтет достойным прийти, чтобы не только посетить твою душу, но также подать ей покой и вечно в ней обитать, как и написано: «И буду жить в них, и среди них буду ходить» (Cр. 2 Кор. 6:16)и еще: «Вот, стою у дверей и стучу. Если кто встанет и отворит Мне, то я войду, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Ср. Откр. 3:20).

Сколь блаженна та душа, которая, таким образом, с Божией помощью, устроит свою жизнь, чтобы удостоиться дать Христу приют и кров! И, напротив, как несчастна и каким потоком слез должна быть оплакана совесть, которая изранила себя плохими делами: помрачила черной жадностью, сожгла огнем ярости, осквернила неуемной разнузданностью, разрушила гордым произволом, так что в ней не Христос почивает, а начинает властвовать дьявол! И действительно, если такая душа не прибегнет быстро к врачевству покаяния, то лишится света и будет окутана тьмой; лишится сладости и наполнится горечью, будет поражена смертью и лишится жизни. Однако кто находится в таком состоянии, пусть не сомневается в милосердии Господа и не предается смертоносному отчаянию, но как можно скорее пусть прибегнет к покаянию. И пока раны грехов его еще свежие и саднят, пусть приложит себе целебные лекарства, потому что наш Врач всемогущ и всегда исцеляет наши раны так, что не остается и следа.

4. И поскольку, возлюбленные братья, как всегда вы должны воздерживаться от прелюбодеяния и гнусного блуда, так всегда при подготовке к Рождеству Господню или другому празднику в течение многих дней воздерживайтесь и от супружеского общения. Помимо всего прочего, избегайте пьянства, боритесь с гневом, как со свирепым зверем; как яд, исторгните из вашего сердца ненависть. И пусть среди вас будет такая любовь, которая обнимает не только друзей, но распространяется и на врагов; чтобы вы могли беспрепятственно сказать в молитве Господней: «Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» (Мф. 6:12). Ведь если кто-либо чувствует ненависть даже к одному человеку, то я не знаю, как ему спокойно приступить к престолу Владыки, поскольку блаженный Евангелист Иоанн грозно восклицает: «Кто брата своего ненавидит, тот убийца» (1 Ин. 3:15). Теперь ваше дело решить, не является ли кто из вас убийцей? И если так, то пусть прежде принесет покаяние, а затем приступает к причащению. Далее святой Иоанн так же прибавляет, говоря: «Кто ненавидит брата своего, тот во тьме пребывает, и во тьме ходит, и не знает куда идет; потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:11); и еще: «Кто брата своего не любит, тот в смерти пребывает» (1 Ин. 3:14); и еще: «Если кто скажет, что Бога любит, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо кто не любит брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин. 4:20) Итак, кто хранит в сердце ненависть и гнев, не боится такого громогласного предупреждения и не пробуждается, тот не спит, но умер.

5. Итак, возлюбленные братья, кто добродетелен, тот, постоянно размышляя об этих вещах, пусть с Божией помощью пребывает в добрых делах, поскольку не положивший начало, но претерпевший до конца, тот спасен будет (Мф. 10:22; 24:13). А равнодушные к милостыне, гневливые, склонные к непозволительной разнузданности да поспешат избавиться от зла с помощью Господа, чтобы совершать добрые дела. Чтобы в День Суда не подвергнуться наказанию с нечестивыми грешниками, но удостоиться с праведными и милосердными вечного воздаяния: по дару Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава во веки веков. Аминь.

Источник латинского текста: 

Caesarius Arelatensis. Sermones / G. Morin (ed.). - Verlag: Turnhout Brepols,1953. - P. 763-766. - (CCSL, tome 104)

http://www.bogoslov.ru/text/4884155.html