Перевод 187-й проповеди свт. Кесария Арелатского "О Рождестве Господнем". Александр Семанин
Святой Кесарий Арелатский (470-542) — латинский автор, епископ Арля, впоследствии митрополит. Принял постриг в Леринском монастыре, основанном И.К.Римлянином, из-за пошатнувшегося здоровья переехал в город Арль, где стал помощником епископа Эония (которому приходился родственником), с 499 года настоятель монастыря близ Арля. По смерти епископа Эония занял его кафедру (502 г.), на которой находился до смерти (542 г.). Согласно завещанию похоронен в основанном им женском монастыре. Прославлен в лике святых.
1.Божией милостью, возлюбленные братья, уже близко день, в который мы желаем с радостью отпраздновать рождество Владыки Спасителя; и потому я прошу и умоляю, чтобы нам с Божией помощью по мере своих сил потрудиться, чтобы в этот день с чистой и непорочной совестью, с чистым сердцем, в целомудрии приблизиться к жертвеннику Владыки и достойно принять Его Плоть и Кровь не в суд, но к исцелению наших душ. Ибо наша жизнь заключается во Плоти Христовой, как Сам Господь сказал: «Если вы не будете есть плоти Сына Человеческого, и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).
Итак, пусть изменит жизнь тот, кто желает получить жизнь: ибо если не изменит своей жизни, то причастится Жизни во осуждение и от этого скорее потерпит вред, чем получит исцеление, и скорее умрет, нежели оживет. Ибо так говорит апостол: «Кто ест тело Господне и пьет кровь Его недостойно, тот осуждение себе ест и пьет» (1 Кор. 11:29).
И хотя нам всегда следует быть украшенными и сиять добрыми делами, однако в день Рождества Господня, как Сам Он сказал в Евангелии, дела наши особенно должны светить людям (Мф. 5:16). Обратите внимание, прошу вас, братья, что когда какой-нибудь облеченный властью или знатный человек желает отпраздновать свой день рождения или день рождения своего сына, то заранее весьма внимательно осматривает свой дом и повелевает очистить грязь, убрать все испорченное и ненужное, приобрести все полезное и необходимое. Также дом, если он потемнел, белят, пол подметают, и украшают различными цветами. Также со всяким вниманием готовят все необходимое для удовольствия души и тела. И для чего это все, дорогие братья? Чтобы с радостью отпраздновать дни рождения людей, которые умрут? Если, стало быть, ты так готовишься к своему дню рождения или дню рождения друга, то как тогда нужно готовиться к встрече Рождества Господа твоего? Если ты столько сил тратишь ради смертного, то сколько тогда нужно посвятить Вечному? Итак, как можешь, потрудись, чтобы Бог не нашел в твоей душе того, чего ты не хочешь видеть в своем доме.
3. Несомненно, если царь земной или какой-нибудь глава дома пригласил бы тебя на свой день рождения, то в каких бы одеждах ты пришел? В новых, весьма чистых и нарядных, чтобы ни ветхость, ни дешевизна, ни иное что неприличное не привлекло внимание пригласившего. Итак, со всем усердием, на которое ты способен, с помощью Христа, постарайся, чтобы твоя душа пришла со спокойной совестью на торжество Вечного Царя, то есть на Рождество Господа Спасителя, убранная нарядами различных добродетелей, украшенная цветами благоразумия и жемчугом простоты, блистая целомудрием, сверкая любовью и сияя милосердием. И действительно, если Христос Господь наш узнает, что ты, подготовившись таким образом, празднуешь Его Рождество, то Сам сочтет достойным прийти, чтобы не только посетить твою душу, но также подать ей покой и вечно в ней обитать, как и написано: «И буду жить в них, и среди них буду ходить» (Cр. 2 Кор. 6:16); и еще: «Вот, стою у дверей и стучу. Если кто встанет и отворит Мне, то я войду, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Ср. Откр. 3:20).
Сколь блаженна та душа, которая, таким образом, с Божией помощью, устроит свою жизнь, чтобы удостоиться дать Христу приют и кров! И, напротив, как несчастна и каким потоком слез должна быть оплакана совесть, которая изранила себя плохими делами: помрачила черной жадностью, сожгла огнем ярости, осквернила неуемной разнузданностью, разрушила гордым произволом, так что в ней не Христос почивает, а начинает властвовать дьявол! И действительно, если такая душа не прибегнет быстро к врачевству покаяния, то лишится света и будет окутана тьмой; лишится сладости и наполнится горечью, будет поражена смертью и лишится жизни. Однако кто находится в таком состоянии, пусть не сомневается в милосердии Господа и не предается смертоносному отчаянию, но как можно скорее пусть прибегнет к покаянию. И пока раны грехов его еще свежие и саднят, пусть приложит себе целебные лекарства, потому что наш Врач всемогущ и всегда исцеляет наши раны так, что не остается и следа.
4. И поскольку, возлюбленные братья, как всегда вы должны воздерживаться от прелюбодеяния и гнусного блуда, так всегда при подготовке к Рождеству Господню или другому празднику в течение многих дней воздерживайтесь и от супружеского общения. Помимо всего прочего, избегайте пьянства, боритесь с гневом, как со свирепым зверем; как яд, исторгните из вашего сердца ненависть. И пусть среди вас будет такая любовь, которая обнимает не только друзей, но распространяется и на врагов; чтобы вы могли беспрепятственно сказать в молитве Господней: «Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» (Мф. 6:12). Ведь если кто-либо чувствует ненависть даже к одному человеку, то я не знаю, как ему спокойно приступить к престолу Владыки, поскольку блаженный Евангелист Иоанн грозно восклицает: «Кто брата своего ненавидит, тот убийца» (1 Ин. 3:15). Теперь ваше дело решить, не является ли кто из вас убийцей? И если так, то пусть прежде принесет покаяние, а затем приступает к причащению. Далее святой Иоанн так же прибавляет, говоря: «Кто ненавидит брата своего, тот во тьме пребывает, и во тьме ходит, и не знает куда идет; потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:11); и еще: «Кто брата своего не любит, тот в смерти пребывает» (1 Ин. 3:14); и еще: «Если кто скажет, что Бога любит, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо кто не любит брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин. 4:20) Итак, кто хранит в сердце ненависть и гнев, не боится такого громогласного предупреждения и не пробуждается, тот не спит, но умер.
5. Итак, возлюбленные братья, кто добродетелен, тот, постоянно размышляя об этих вещах, пусть с Божией помощью пребывает в добрых делах, поскольку не положивший начало, но претерпевший до конца, тот спасен будет (Мф. 10:22; 24:13). А равнодушные к милостыне, гневливые, склонные к непозволительной разнузданности да поспешат избавиться от зла с помощью Господа, чтобы совершать добрые дела. Чтобы в День Суда не подвергнуться наказанию с нечестивыми грешниками, но удостоиться с праведными и милосердными вечного воздаяния: по дару Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава во веки веков. Аминь.
Caesarius Arelatensis. Sermones / G. Morin (ed.). - Verlag: Turnhout Brepols,1953. - P. 763-766. - (CCSL, tome 104)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии