ПЕРЕПЛАВИТЬ СЕРЕБРО В ЗОЛОТО
Беседа на апостольское чтение 24-й Недели по Пятидесятнице.
В апостольском зачале 24-й Недели по Пятидесятнице апостол Павел говорит нам о Христе: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2:14).
Что значит «соделавший из обоих одно»? Павел имеет в виду иудеев и язычников, вошедших в христианскую Церковь. Святитель Иоанн Златоуст для толкования этого места предлагает следующий образ: Господь взял две статуи, золотую и серебряную, и переплавил их в одну – золотую. Народ иудейский есть золото, язычники – серебро. Новое золото, получившееся от переплавки, – новый Израиль, христиане.
Действительно, до прихода Христа в мире существовали, по сути, две религии, истинная и ложная – иудейство и разнообразное язычество. В Церкви и те и другие переплавляются огнем Святого Духа в христиан и духовно соединяются друг с другом. Отныне между ними нет никаких средостений! Уничтоженная преграда, о которой далее говорит апостол, может пониматься как обрядовый закон Моисея, некогда разделявший евреев и язычников, а теперь упраздненный Церковью. Также под преградой подразумевается общее отчуждение людей от Бога, бывшее до прихода Христа.
Но вернемся к фразе «соделавший из обоих одно». В ней есть еще некий важный смысл. Дело в том, что от иудеев и язычников христианство взяло лучшее, что они имели. Церковь удивительным образом переработала в своих недрах древнее богатство Иерусалима, Рима и Афин.
Например, у иудеев мы взяли Священное Писание Ветхого Завета и некоторые принципы толкования библейского текста. В нашу литургическую практику вошли многие элементы еврейского храмового и синагогального богослужения: священные облачения, каждение, чтение Писания и проповедь, возжжение светильников, умывание рук священников, отсчет богослужебного дня с вечера и прочее.
Что же Церковь восприняла от Римской империи? К приходу христианства греко-римский мир имел древнюю философскую школу, прекрасно разработанное право, развитую литературу, великие исторические труды, замечательное искусство. Все эти открытия впоследствии послужили Церкви. Например, Священное Писание Нового Завета ложится на бумагу именно на греческом языке. В эллинском эпистолярном жанре пишет свои Послания апостол Павел, а Книгу Деяний апостол Лука разрабатывает как классический исторический труд, в стиле Плутарха и других древних историков. В терминах греческой философии святые отцы выражают церковные догматы, римское право полагается в основу христианской государственности.
Иконопись заимствует технику письма из египетского фаюмского портрета (Египет в то время также был частью Римской империи), в наши храмы переходит дохристианское искусство фрески и мозаики. Первая и самая распространенная форма новозаветного храма – базилика – родом из римской архитектуры; купола византийских соборов – тоже архитектурная преемственность от римских терм. Античное пение и древнюю семитскую певческую традицию Церковь переплавляет в систему гласов. Христианское искусство воспринимает формы старого мира, наполняя их новым содержанием.
Так высшие достижения дохристианских времен были воцерковлены и послужили Евангелию. Исполнилось пророчество псалмопевца: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71:10–11). Предсказание сбылось: Христос «соделал из обоих одно» – Церковь, в которой встречаются в служении Богу бывшие иудеи и язычники и приносят Господу разные дары.
Отметим замечательную идею, важную для нас. История воцерковления интеллектуального и творческого богатства древнего мира как бы так говорит нам: все свои навыки и умения, которые только способны принести пользу людям, нужно положить к ногам Христа. Любую негреховную светскую работу можно использовать для служения Богу.
Обратите внимание, что сегодня в Церкви становятся востребованными многие светские профессии. Преподаватель, журналист, разработчик сайтов, экскурсовод, специалист по акустике помещений, радио- и телеведущий, юрист… Можно долго перечислять мирские должности, которые в наше должны стать и уже становятся церковными служениями в том смысле, что и Церковь нуждается в них, и христианин таким образом способен послужить Господу. Светскую работу мы можем сделать церковным послушанием! Это как раз то серебро, которое можно переплавить в золото христианства.
Например, ты программист? Разработай приходской сайт. Ты плотничаешь? Сделай киот для храмовой иконы. Водитель? Вози на воскресную службу пенсионерку из твоего района. Спортсмен? Организуй спортивный кружок для молодежи прихода. Успешный бизнесмен? Помоги общине в ее нуждах. Ты хорошо шьешь, сестра? Научись чинить священнические облачения или вышей Плащаницу к Страстной седмице. Так наши нецерковные умения могут претвориться в церковные служения, прославляющие Отца Небесного.
Уверовав во Христа, положить к Его ногам все свои способности. Освятить мирскую работу посвящением ее Богу, вернуть Творцу умноженные таланты. Осознать свою профессию как дар Божий, которым мы призваны прославить Всевышнего. Такие возможности открываются нам сегодня, и Господь ожидает нашего отклика.
Сергей Комаров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии