Переходный период затянулся. Диакон Павел Сержантов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Диакон Павел Сержантов

История знает грандиозные переселения народов. На тысячи километров уходит народ, чтобы начать судьбу сызнова, на другом месте. Вот предки венгров вроде бы жили в районе Урала. Верится с трудом, такая даль. Сколько же от края Европы до ее центра добираться? Другое переселение народа, исход из Египта, возглавлял пророк Моисей. Расстояние между Египтом и Палестиной сравнительно небольшое, несколько сот километров. Зато переселялись несколько десятилетий. Почему так долго? Потому что это был исход в землю обетованную, а не бытовая смена одного места жительства на другое.

 

Рукописная Септуагинта (отрывок из книги Чисел, греческий перевод Ветхого Завета по знаменитому древнему Синайскому кодексу)
Рукописная Септуагинта (отрывок из книги Чисел, греческий перевод Ветхого Завета по знаменитому древнему Синайскому кодексу)

Пеший переход от Египта до Палестины можно за месяц осуществить. Однако и месяца мало, и года мало, чтобы вчерашние рабы внутренне подготовились ступить на землю обетованную. Сам пророк Моисей, конечно, был способен сразу же войти в обещанный Богом удел. И не он один. Рядом с ним были люди, устремленные к новой жизни. Но народу в целом было до этого далеко. Книга Чисел описывает переходный период в жизни народа. От момента, когда исход был «закончен», и египетская жизнь уже ушла в прошлое, до момента вступления в Заиорданье. До того благословенного дня, когда жизнь в Палестине стала ближайшим будущим.

Переходный период затянулся. Как всегда бывает, затянувшиеся ожидания заставили народ страдать, терпеливо переносить череду невзгод. Люди вели себя не одинаково. Одни поднимали ропот: «Лучше б мы в Египте оставались!» А другие сдерживались, мужались, пытались увидеть во внешних обстоятельствах высший Промысел. Учились смиряться перед Божией волей. И постепенно они стали понимать, что хотя дело затягивается, но «у Бога все бывает вовремя», – как наши духовные наставники говорят. У Бога все бывает вовремя, хотя бы в ожидании и проходил год за годом. Эти годы не пропащие. Все это долгое время люди получали ценные духовные уроки, упражняли свои души.

В пустыне Моисей учреждает, ни много ни мало, ежегодные дни всеобщего покаяния. Бытовые работы отменяются, все силы надо направить на покаяние: «Озлобите души ваша, и всякого дела служебна да не сотворите» (Чис. 29: 7). «Озлобите души» (греч.: Какосете тас психас имон) – не значит впустить в душу злые мысли и чувства. Это значит другое. Сокрушить сердце, покаяться, обратиться на свою душу с пристрастными обличениями и повергнуть обнаруженные грехи перед Богом – вот настоящий аскетический подвиг. Гораздо проще принять траурный вид и отделаться формальной извиниловкой. Моисей призывает всех к нарочитому покаянию среди пустыни, подумать только! В русском переводе заповедь о ежегодном покаянии звучит мягче, но смысл тот же: «Смиряйте тогда души ваши» (евр.: Веинитем эт-нефештейхем, Чис. 29: 7). Смысл этого призыва аскетический, надо смирить душу, заняться неприятным делом, пересмотреть, где я виноват, где недостойно себя повел.

После знакомства с церковной историей мы хорошо представляем себе маленькие общины монахов-пустынножителей, которые отказались от удобств городской жизни ради покаяния, поста, безмолвия. В книге Чисел рассказывается о народе-пустынножителе. О многих искушениях, бывших с народом на пути из дома рабства в дом свободы. Увы, не все искушения переносились достойно, победительно. Однако при всех искушениях святой Моисей обозначает их духовный смысл. Сейчас бы сказали: смысл искушений в борьбе со страстями.

Какие приключались искушения? Посреди пустыни Господь обеспечил народ необходимым пропитанием, манной. Никто с голода не умер. Манна была приятна на вкус, ежедневно выпадала чудесным образом. Вернее, каждый день за исключением субботы. На субботу манну заготавливали заранее. Так Господь через желудок наставлял людей: шесть дней для житейских нужд, а седьмой день надо освободить под духовные дела. Поначалу все радовались манне. Со временем накатило искушение: «Сегодня манна, завтра манна, через месяц манна. Надоела “постнятина”, мяса давай! В Египте, помнится, с мясом кушали». Не выдерживал человек долгого «поста». Чревоугодие боролось с воздержанием.

Тщеславие тоже не дремало. Родственница и сподвижница пророка Моисея вдруг дошла до мысли, что она ничем не хуже великого пророка. Тяжкая болезнь помогла ей одуматься. Моисей молился о ней, и Господь ее исцелил (Чис. 12). Другой случай: Корей, Дафан и Авирон устали довольствоваться левитским служением и выдвинули претензию быть священниками. Захотели взойти на более высокую иерархическую ступень. Этот тщеславный помысел свел их живыми в могилу, буквально. Ужасная смерть. Мало того. Гнев Божий не остановился на них и постиг народ, который поддержал смуту в духовенстве. Только Моисей и Аарон, против которых и выступали самосвяты, умолили Господа остановить карающую десницу (Чис. 16-17).

В землю обетованную можно было попасть сильно раньше, да уныние помешало. Был момент, Господь благословил выслать разведчиков, осмотреть страну. Они вернулись с двумя новостями. Первая: в этой стране изобильная жизнь, что хорошо. Вторая: ее населяют многочисленные воинственные племена. После сообщения разведки дух уныния напал на людей: «Мы не сможем поселиться в Палестине! У нас не хватит сил». Разразились ожесточенные споры. На первом этапе споров народ вопреки воле Божьей решил: «В Палестину не двинемся». Тогда через Моисея Господь открыл, что земля обетованная все-таки будет унаследована. Обетование исполнится, но не скоро. Прежде поколение, выросшее в рабстве, должно отойти от дел. Не все захотели принять это откровение от Господа. На втором этапе споров часть народа решила немедленно идти в Палестину. А ведь Божией воли на то уже не было. Собрали вооруженные отряды, выступили боевым порядком и потерпели убедительное поражение. Да, лишь своими собственными силами Божье дело не совершить. Если взялся за него, нужно исполнять волю Божию. Теперь она в том, что переходный период затягивается, и ускорить сроки не получится.

Книга Чисел отводит много места вопросу о том, как сочетать волю Божию и волю человеческую, волю народную. Седая древность и каждый из ныне живущих спрашивает: «Как сочетать? И в чем для меня воля Божия? В чем Господь мне поможет, а в чем нет? А чем Бог не только не поможет, но еще и гнев Божий обрушится на меня?»

Главные проблемы нашей жизни мы не способны решить своими силенками. Никто не способен из людей. А с помощью Божией все возможно. Но как же нам делать свое дело, не ослабевать, и при этом принимать помощь от Бога? Трудно это дается. Всю жизнь человек учится сочетать свои усилия и действия Промысла. На Бога надеяться и самому не плошать. То естьне становиться плохим, бездельником, который провозглашает: «Пусть Господь творит Свою волю! (А я пока полежу, отдохну)». Слова, взятые в скобки, бездельник, понятно, не произносит. Он маскирует свою унылую лень под благочестивое предание себя в волю Божию. В этой ли маскировке воля Божия состоит? Воля Божия в том, чтобы мы были деятельны и действовали с оглядкой на Бога, спрашивали себя: «Мои планы угодны Богу или нет?» Воля Божия в том, чтобы Бог и человек действовали заодно.

* * *

Книга Чисел получила свое название за многократные подсчеты (см. Чис. 26). Что за подсчеты ведутся в этой книге? Подсчитываются ресурсы, которыми располагает народ Божий. Начиная от численности самого народа, всех людей, годных для военных действий. Между прочим, подобная статистика в другие времена вызывала праведный гнев Божий. Конечно, расчет своих сил дело обычное, в нем обнаруживается простой здравый смысл. Но когда человек рассчитывает только на себя, готов обойтись без Бога, то это плохой расчет. И из таких расчетов ничего здравого не получится. Если же самому не плошать и на Бога надеяться, на помощь Его «рассчитывать», тогда все устраивается неожиданно хорошо. Многократно проверено.

Разная бывает статистика. Когда статистика служит страсти уныния или тщеславия, она мешает человеку. Статистические подсчеты в книге Чисел ведутся по повелению Господа. Они воодушевляют тех, кто пал духом, кто плачется: «Мы не в силах! Мы не будем и пытаться!» Подсчеты помогают народу выяснить его реальные возможности и не забыть о безграничных возможностях Господа. В четвертой книге Моисеевой много чисел. Перелистываешь ветхозаветные главы, и вспоминается Евангелие: у людей Божиих каждый волос на голове посчитан, ни один их них не упадет без воли Создателя. Бог заботится о людях, знает их нужды, видит их сильные и слабые стороны. Бог ведет людей к лучшей жизни, помогает им на пути, даже если он долгий. Через испытания ведет, через победы и поражения. Посреди стана в народе Своем стоит, охраняет от гибели, наказует и милует. У Него все посчитано, только любовь Его к людям не знает меры.

http://www.pravoslavie.ru/put/55555.htm<!--noindex-->