Патриаршее слово в канун Крестопоклонной недели после утрени в Никольском Морском соборе Петербурга

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл (*)

.

6 марта 2010 года, накануне недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином выноса Честнаго и Животворящего Креста Господня в Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к молящимся с Первосвятительским словом.

Дорогие отцы, братья и сестры!

С большим духовным трепетом я взошел под своды Свято-Никольского собора, который долгие десятилетия был кафедральным собором сего града на Неве. Мне вспомнились мои отроческие и юношеские годы, когда очень часто вместе с мамой, а потом и один, я приходил сюда, молился перед чудотворным образом святителя Николая, слушал замечательный, в то время самый лучший хор в городе, назидался умными, захватывавшими душу проповедями настоятеля — отца Александра Медведского. Все эти картины во мгновение прошли пред моим взором сегодня, во время совершения первой Патриаршей службы в Никольском соборе.

Это служение совпало с Крестопоклонным воскресеньем. Мы износим Крест Христов в середине Великого поста для того, чтобы напомнить самим себе о страданиях Господа. Обычно к середине поста многие люди начинают утомляться от воздержания, от постной пищи, от посещения богослужений; наступает некая духовная слабость. Для того чтобы преодолеть эту слабость, не дрогнуть, продолжить великопостное поприще, мы и взираем на Крест Господень, чтобы видеть Его страдания, чтобы еще и еще раз представить, что означала Голгофская Жертва.

Помимо глубочайшего спасительного смысла Голгофская Жертва явила нам образ страдания — страдания незаслуженного, страдания несправедливого. Каждый человек в жизни своей сталкивается с незаслуженными обидами, с оскорблениями, интригами, коварством. И как больно мы уязвляемся, когда нас незаслуженно обижают! Даже когда по заслугам обижают, и то уязвляемся. А если незаслуженно — какая глубина переживаний у каждого из нас! И ведь нередко, если эти переживания связаны еще и с жизненными потрясениями — лишением работы, срывом карьеры и многими другими болезненными для человека обстоятельствами, то как часто мы, теряя терпение, даже ропот на Бога возводим: «Господи, ну где же Ты? Почему же Ты не видишь, как меня обижают? Почему Ты не видишь, как я страдаю? Ну где же справедливость?» Как часто приходится слышать такие слова, особенно нам, священникам, на исповеди, когда люди приходят не столько чтобы покаяться, а чтобы излить свою боль, и часто даже пред крестом и Евангелием ропщут на свою жизнь, на свою судьбу, а значит на Бога.

Износится Крест Христов на середину храма, чтобы каждый из нас, подойдя к этому Кресту, осознал, что на нем изображен невинно пострадавший. Христос прошел всю бездну и достиг глубины человеческих страданий. С Его страданием мало какое страдание человеческое может сравниться. Поэтому никогда и ни при каких обстоятельствах мы не можем роптать на Бога, ибо Жертвой Сына Своего Он закрывает всякие ропщущие уста. Для нас Бог — это не громовержец, как для древних язычников, это не всемогущий царь, как для многих. Для нас Бог — это Человек, пострадавший от человеческой неправды, и искупивший всю бездну человеческих страданий. Дай Бог, чтобы поприще Великого поста помогло нам осознать смысл Креста Христова и укрепиться в доверии к Богу. И если приходиться нам страдать, то мы должны помнить, что нет человеческой жизни без креста. <…>

Взирая на Крест Христов, мы должны помнить, что каждому человеку дан крест. Это только на глянцевых обложках журналов нет никаких страданий. В человеческой жизни страдания так органично включены в само бытие, что вырвать это страдание из жизни невозможно. И Крест Христов помогает нам нести наш собственный крест, а молитва пред Крестом и должна, в первую очередь, сводиться к тому, чтобы Господь дал нам силы, мужество, терпение, чтобы укрепил нашу веру, чтобы несение Креста Христова (а каждое страдание есть Крест Господень) было для нас таким же спасительным, каким спасительным был Крест Господа Голгофский.

Замечательно, что мы вспоминаем Крест в день Воскресения, и Евангелие читают воскресное. Нет ни одного упоминания в Евангелии о Кресте — только о Воскресении. И это не случайно: через это совмещение прославления Воскресшего Спасителя и распятого Господа мы еще и еще раз свидетельствуем самим себе о том, что за Христом — Воскресение. Будучи послушным Отцу даже до смерти крестной, Господь воскрес в третий день и победил тех, кто Его пригвоздил ко Кресту. А вместе с этим Он победил диавола и всякое зло, и всякую неправду, и всякий грех. Так и мы, если с терпением несем крест, не теряя веры, но укрепляя ее в этом крестоношении, то и в нашей жизни Господь дарует воскресение — не только как то, что откроет перед нами двери вечности, но и воскресение как победу над страданием, как победу над теми испытаниями, через которые Господь нас проводит. <…>

В память о сегодняшнем богослужении я бы хотел преподнести в дар Никольскому собору образ Христа Спасителя с памятной надписью и попросить, чтобы все прихожане, которые будут прикладываться к этому образу, вспоминали и меня в своих молитвах, ибо я особым образом нуждаюсь в духовной поддержке со стороны каждого из вас. Чем сильнее молитва за Патриарха, тем больше по этой молитве Господь может даровать — не только Патриарху, что было бы, наверное, не так важно, но и всей Церкви. Именно в этом и заключается соучастие каждого верующего человека в несении Патриаршего креста. Храни вас всех Господь! Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает с этим собором, прославленным своей историей и своей сегодняшней духовной жизнью.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1108280.html