Патриаршее слово после великого повечерия в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в четверг первой седмицы Великого поста (о необходимости исполнять волю Божию)
Вечером 18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Пороки, которые разрушают человеческую личность и омрачают человеческие отношения, являются проявлением греха. Грех же есть отказ от Бога, от определенного Им правила жизни, отказ от исполнения Его воли. Каждый человек, который стремится избавиться от пороков, должен преодолеть грех, то есть совершить обратное тому, что сделали первые люди в раю. Такой человек должен поверить в Господа и взять на себя обязательство исполнять Его волю. Без веры и послушания Богу нет спасения. И совершенно не случайно, что именно вера и послушание стали условием и основой того завета или союза, который Бог заключил с Авраамом. Почему Авраам именуется отцом всех верующих? Потому что тот, кто вслед за Авраамом вступает в этот завет с Богом, кто принимает на себя обязательство хранить веру и слушаться Бога, тот и именуется верующим. Собственно, весь мир и делится на людей, которые принимают Бога или Его не принимают; которые готовы слушать Бога и исполнять Его волю, или для которых воли Божией не существует. Но для того чтобы исполнять волю Божию, нужно слышать Божий голос, подобно тому, как слышали этот голос древние пророки, как слышали его святые мужи и жены.
Как же нам услышать этот голос и посредством чего этот голос прозвучит для нас? Господь позаботился о том, чтобы каждый мог слышать Его голос и воспринимать Его волю вне зависимости от образования или начитанности, в том числе, в священных книгах ― вообще, вне зависимости от любых человеческих преимуществ или недостатков. Сам Господь Свой голос вложил в наше сердце. Голос совести ― это и есть голос Божий в нашей душе. Вот почему нужно внимательно слушать этот голос, никогда не пытаться оправдывать себя, если этот голос нас в чем-то укоряет. А мы с легкостью находим оправдание своим плохим поступкам и не любим слышать укоряющий нас голос совести. Мы многое делаем для того, чтобы этот голос либо звучал совсем слабо, либо вообще не звучал, когда разрушаем свою собственную нравственную природу. Именно для того, чтобы люди, даже заглушившие этот Божественный голос в своей душе, имели надежду на спасение, Бог передает Свое слово, Свою волю через Божественное Откровение, которое запечатлено в Священном Писании.
Но и здесь человеческая греховность нередко направлялась на то, чтобы превратным толкованием исказить смысл Слова Божия и тем самым оторвать людей от Бога. И вся история Церкви Христовой — это история борьбы за чистоту Божественного Слова. Почему же именно Церковь боролась и борется за чистоту этого Слова? А потому, что ей вручено это Слово. Божие Слово — это Слово, предназначенное для того, чтобы его хранила Церковь — община верующих во Святую Троицу людей, община, признающая Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем. Когда мы говорим о том, что без Церкви нет спасения, мы имеем в виду то, что вне Церкви нет и Божественного Слова, а если оно и есть, то оно очень хрупко и может быть искажено или даже разрушено злой человеческой волей.
Но в Церкви мы имеем еще нечто значительное, что помогает нам откликаться на Божие Слово — мы имеем реальную Божественную помощь. Слабые и грешные люди имеют возможность опираться на благодатную силу церковных Таинств, через которые каждому из нас сообщается частица Божественной жизни, дается великая Божественная сила, которая помогает и слышать Слово Божие, и исполнять его.
У нас, последователей Господа и Спасителя, есть все для спасения. Мы знаем, что означает спасение. Мы знаем, какими путями нужно идти, чтобы овладеть Божиим Царством, вернуться в рай, из которого были изгнаны первые люди. Господь сообщает нам и силу на этом пути. Остается лишь одно ― преодолеть свою собственную слабость, воспитать свой ум, волю и чувства. Каждый знает, что это непросто. Но без такого воспитания достичь чего-то будет невозможно, потому что Бог не спасает нас вопреки нашей воле и нашему желанию. Для того и даются нам спасительные дни Святой Четыредесятницы, Великого поста, чтобы, размышляя о тайне спасения, которую Бог во Христе открыл нам, размышляя о спасении, наследниками которого каждый из нас может стать, мы пытались, опираясь на помощь Божию, превозмогать своими немощными, но реальными силами тяготение греха, преодолевая порок и восстанавливая ту связь с Богом, через которую только и можем обрести спасение. Пусть Господь каждому из нас помогает достойно пройти поприще Великого и спасительного поста. Аминь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/1094738.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии