Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 января 2021 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этим богослужением мы открыли двери для вхождения в великий светозарный праздник Рождества Христова. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — слова тропаря открывают нам самый смысл того, что произошло. И возникает вопрос: а разве до пришествия в мир Христа не было человеческого разума? Конечно, каждый, кто хотя бы поверхностно знает историю, не говоря уже о специалистах, скажет: это совсем не так! Величайший человеческий разум оставил замечательные памятники. Даже сейчас мы поражаемся египетским пирамидам, развалинам античных городов, и понимаем, как хорошо были развиты науки, как прекрасно люди знали математику, законы природы, механику, какие поразительные сооружения они строили. Другими словами, разум присутствовал в человеческой жизни не менее, чем после пришествия в мир Спасителя.

Тогда о каком же разуме идет речь, когда мы говорим «воссиял миру свет разума»? Тропарь доносит нам великую Божественную тайну: через пришествие в мир Спасителя роду человеческому дано было увидеть, почувствовать, осознать и всегда иметь Божественный разум. Разум, который принес нам Господь Иисус Христос. Разум, который запечатлен на страницах Евангелий и всех новозаветных писаний. Разум, который содержит в своем Священном Предании Церковь Вселенская.

Чем же вооружил этот разум род человеческий? Он всех нас вооружил самым главным — способностью отличать добро от зла. Не так, как это произошло в раю, когда, вкусив от древа познания добра и зла, люди осознали, что есть добро и зло, и тут же пошли по пути зла. Но во исправление грехов рода человеческого начиная от Адама, нам дана, вместе с ведением о том, что есть Божественный разум, и сила Божественная, Божественная благодать, которая помогает хранить этот разум в своем разуме и, более того, вооружает нас возможностью сопротивляться множеству притягательных предметов, мыслей, идей и всего прочего, что обрушивается на человека, и сохранять доверие Божественному разуму.

А как же иначе объяснить удивительное существование Церкви Христовой — общины Его апостолов, которая умножилась посредством Его других учеников и которой принадлежим и мы с вами в XXI веке благости Божией? Как можно все это объяснить? Это было бы невозможно, если бы не было способности отличать злой разум от доброго знания, если бы все было смешано так, как это было в языческой жизни, в языческом обществе, в языческой философии, и как того пытаются добиться и ныне далекие от Бога философы, да и просто люди могущественные, обладающие доступом к средствам массовой информации, — те, кто, влияя на человеческое сознание, стремятся разрушить границу добра и зла, правды и лжи.

Но и сегодня мы можем преодолеть все искушения, как их преодолевали наши предшественники, начиная с Рождества Христова, потому что с нами — Божественный разум. Этот Божественный разум содержится в Священном Писании, в учении Церкви. Именно Божественный разум часто заставляет нас идти против общего течения. Как часто бывало в истории, те, кто шел против течения, не просто чувствовали на себе силу давления мутной воды, но еще и оставались в меньшинстве. Однако мы имеем возможность, обладая Божественным разумом, который содержится в Слове Божием, в великом Предании Православной Церкви, отличать добро от зла, правду от лжи. И покуда будет так, будет существовать мир, — потому что будут жить праведники, будут жить те, кто хочет жить по Божественной правде, как бы ни склоняли людей жить по лжи.

Сегодня великий день, когда мы вспоминаем явление Бога во плоти, а через него — явление Божественного разума, Божественной силы, Божественной воли. И как же радостно должно быть для всех нас, что в 2021 году по Рождестве Христовом мы прославляем Того Самого новорожденного Младенца, Которого прославляли пастухи у Вифлеемской пещеры, Которому поклонялись древние мудрецы, вера в Которого как в Спасителя мира содержится в Церкви от тех древних дней даже до дня сегодняшнего! И пусть Господь Своей милостью, Своей благодатью сохраняет в нас эту веру — веру святых апостолов, мучеников, исповедников. Да сохраняется сия вера, которая дает нам возможность отличать добро от зла, в наших сердцах, в нашем разуме и, что самое главное, в сердцах следующих поколений, чтобы до скончания века человечество, опираясь на великую милость Божию, явленную через рождение Спасителя мира, могло сохранять надежду на спасение.

Мы сегодня в небольшом, хоть и в достаточном, количестве; я ожидал, что будет меньше. Благодарю вас за то, что вы пришли в этот святой день в Храм Христа Спасителя. Но во многих храмах людей совсем мало, потому что очень опасная болезнь коснулась всего мира и нашего народа, и, мы, конечно, должны соблюдать все предписания медиков — носить маски, стараться сохранять дистанцию друг от друга, не делать многое из того, к чему мы привыкли, потому что наша неосторожность может послужить причиной страшного заболевания. Призываю всех вас, мои дорогие, вести себя в соответствии с требованиями, которые сегодня предъявляет каждому из нас, ко всем роду человеческому современная медицина. Не следует пренебрегать всеми этими требованиями и предписаниями. Знаю, есть люди, которые ни во что не верят, ни в болезнь, ни в опасности, которые пренебрегают медицинскими предписаниями; но мы, верующие, знаем, что в мире есть не только эти глупые люди (а их можно так назвать), но есть еще и множество тех, кто и в Бога не верит. Феномен неверия существует, и он всегда опасен. Очень опасно, когда люди не верят в Бога, смертельно опасно, так же как сегодня опасно, если люди не верят в распространение инфекции и не предохраняют себя от нее.

Господь дал нам свет разума для различения добра и зла. И в данном случае мы должны преломить Божественный разум в своем сознании, в том числе для правильной оценки того, что происходит сегодня со всеми нами. Нужно оберегать себя, своих родных и близких, нужно укреплять свою веру, нужно никогда не забывать о молитве, по возможности причащаться Святых Христовых Таин и вести, может быть, особо напряженный религиозный образ жизни.

Что нам мешает быть по-настоящему верующими людьми? В первую очередь соблазны мира. А сегодня Господь показал нам тщетность всех этих соблазнов, хрупкость всего того, что для многих людей, не признающих Бога, является главной ценностью жизни. Господь показал хрупкость человеческой цивилизации, слабость человеческую и Свое могущество, но мы верим, что силой Божией мир будет спасен. А для того чтобы было так, мы должны укреплять свою веру, укрепляться в молитве и в том религиозном образе жизни, который мы с вами ведем. Нужно чаще посещать храм Божий, соблюдая медицинские предписания, нужно больше времени уделять домашней молитве, нужно больше внимания уделять детям и внукам, с тем чтобы они выросли в вере православной. Сегодня нужно делать очень многое, чтобы укреплялась вера в нашем народе и в нас самих, чтобы мир становился лучше.

Господь явил нам свет разума. Не потеряем этот свет и не откажемся от всего того, что Божественный свет открывает нам для лучшего понимания мира, самих себя, но, самое главное, для того чтобы каждый из нас совершил в своей жизни и наследовал возможность вечно пребывать в Божественном свете. Аминь. С праздником Рождества Христова!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси