Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Казанском соборе на Красной площади города Москвы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

21 июля 2022 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1589), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади города Москвы. В завершение богослужения Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Очень рад был совершить Божественную литургию в этом святом храме — действительно, в сердце Родины. Храме, который был построен в связи с очень важными историческими событиями, и сам факт его физического возрождения из руин свидетельствует о том, что милость Божия, Промысл Божий несомненно присутствует в истории нашего Отечества — как в прошлом, так и в настоящем. И дай Бог, чтобы укреплялась вера людей; дай Бог, чтобы никакие соблазны и искушения мира сего не поколебали глубокие и сильные убеждения нашего народа.

Может быть, потому и восстают на нас, что мы другие? Вера везде исчезает — я имею в виду христианский мир — или деформируется так, что от нее уже ничего не остается. Потому что в приложение к Евангелию люди своевольно включают такую трактовку текстов, такое этически неверное толкование, которое сегодня действительно приводит к упадку нравственной, духовной жизни в странах, которые считались христианскими. Для нас это не повод сказать: «Мы другие, мы лучше», — это было бы совершенно неправильно, это был бы греховный вывод из анализа ситуации. Но для нас это повод сказать: «Мы другие, и дай Бог, чтобы у нас хватило сил оставаться другими». Не с точки зрения какого-то политического противостояния, тем более в военном плане, — речь идет исключительно о нравственном, духовном и религиозном измерении нашей жизни.

Сегодняшний день исполнен очень многих смыслов. Мы празднуем обретение в Казани чудотворного образа, и давайте вспомним, что тогда имело место в жизни нашего народа. Россия вышла за пределы своего исторического, культурного и национального ареала, то есть той территории, где она сформировалась как страна и где сформировался наш русский народ. Русь двинулась на юго-восток — в земли, где Православие не было религией большинства и где русских людей было гораздо меньше, чем тех, кто не исповедовал Православие. Наверное, и государь тогдашний Иван Грозный, и многие другие, кто принимал решения, не сразу отважились на такой, я бы сказал дерзкий, шаг — уйти из своего родного дома, где уютно, спокойно, где все обжито, и пойти в иную землю. И первое, что произошло, — наши люди соприкоснулись лицом к лицу с иной верой, и от того, как это соприкосновение могло бы развиваться, в полной мере зависело будущее России. Но совершенно неслучайно в это время в Казанской земле, где большинство людей не были православными, обретается чудотворный образ. Это был знак от Царицы Небесной: «Это Моя земля. Да, здесь живут люди, которые не принадлежат к Православной Церкви, но они живут на Моей земле, Я их никогда отсюда не изгоняла, Я никогда не делала им зла, это Мой народ, хотя и не православный».

Думаю, это послание так и было воспринято и государем нашим Иваном Грозным, и всеми, кто имел отношение к принятию политических решений, и, конечно, народом. Что же получилось в результате? А в результате получилось то, что не получалось ни у одного тогдашнего европейского народа: православные люди стали жить в мире с мусульманами, уважая их традицию, их веру. А мусульмане стали жить с православными, также уважая их традицию, их веру. Что было бы с Россией, если бы не обрела эта девица в земле Казанской чудотворный образ — как знак того, что это «Моя земля, живите здесь по Божиему закону, не ссорьтесь друг с другом, Я благословляю ваше присутствие на этой земле»? Под этим знамением Казанской иконы Божией Матери и произошло включение в Россию обширных мусульманских регионов.

А в результате ни одной религиозной войны, никогда за всю историю России! Мусульмане как братья вошли в нашу единую семью. Они стали верными защитниками Родины и отличались во всех войнах, которые происходили вплоть до века XX. И эти знаки свыше мы и осознаем сегодня, через чудо явления Божией Матери Казанской, своим религиозным сознанием. Мы понимаем, какой это был великий и важный сигнал и тогдашним русичам, и мусульманам, и всем последующим поколениям.

Дай Бог, чтобы добрые отношения, которые никогда не омрачались кровопролитием на этой земле, и дальше развивались и укреплялись. Потому что Россия, при неоспоримом большинстве православных, имеет очень большое мусульманское население, и мирное сосуществование, а лучше сказать, братские отношения — это залог процветания нашей страны. Казанская икона Божией Матери была явлена всем нам, в первую очередь, конечно, тем, кто тогда жил и управлял страной, как знак Ее присутствия на земле, которая должна была стать для русских людей родной землей — с пониманием того, что здесь жили, живут и будут жить люди иной религии. И по милости Божией до сих пор сохраняется мир в России.

Если посмотреть на карту мира, то большинство конфликтов, особенно в так называемом третьем мире, религиозно окрашены. Религии всегда играют определенную роль в том, что люди разделяются настолько, что вступают в военное противостояние. И мы знаем, какими кровопролитными были религиозные войны в Европе — вся европейская история с ними связана. Но не было ничего подобного на Руси, хотя на Западе бились, например, протестанты с католиками, вроде как христиане. А мы с мусульманами никогда не бились. Откуда это? От нашей мудрости? От мудрости политиков? Частично; но я верю в то, что на это взаимодействие, на это совместное житие был дан сигнал свыше, с небес, и явление Казанской иконы Божией Матери было видимым знаком того, что Господь благословляет жизнь людей, которые по-разному в Него верят, на этой земле в мире и единомыслии. Сейчас это актуально в более широком масштабе, для всей России. И по милости Божией мы можем свидетельствовать, что, наверное, самые добрые отношения с инаковерующими у Русской Православной Церкви складываются с исламским сообществом. Дай Бог, чтобы так и было.

Кроме этих важных знаков, направленных на возрастание нас в способности жить в мире с теми, кто исповедует другую веру, нам сегодня даются также иные знаки, через воспоминаемое дивное событие. Кому была явлена икона? История повторяется: весть о Рождестве — простым-простым людям, которые пасли скот, а весть о сокровенном присутствии образа Божией Матери — простой девочке. Потому что менее всего на стяжание Божией благодати влияет наше положение в обществе, наши знания. Знания могут помогать человеку укрепляться в вере, но могут и мешать. А что же помогает? Помогает чистое сердце, ибо чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8), а чистота сердца — это состояние души, это наша нравственная жизнь. И если в сердце нет мрака, темноты, разного рода пороков и скверны, то сердце способно воспринять Господа и разглядеть Божественное откровение, которое ему дается.

Вот почему Церковь в первую очередь призывает людей заботиться о своей духовной жизни. Что означает призыв раскаяться в своих грехах? Что означает призыв не согрешать? Это означает жить так, чтобы Бог мог пребывать в нас и с нами, а только вместе с Богом — полнота жизни и счастье человеческое. Но как громко нужно сегодня кричать, чтобы современный человек понял: его счастье зависит не столько от зарплаты, образования, места проживания, сколько от состояния души и сердца? Многие это понимают, а многие и сейчас, услышав мои слова, улыбнутся. Но как бы люди ни реагировали на то, что сегодня сказано, — это ведь говорится не от ветра главы и не от человеческой мудрости. Это объяснение великих слов Божиих «чистые сердцем Бога узрят».

И да поможет нам Господь, людям XXI века, отягощенным всей этой очень непростой обстановкой — и политической, и экономической, культурной. Я в данном случае использую слово «культура» не с точки зрения искусства, а с точки зрения того слоя, который формируется в общественной жизни благодаря человеческой жизнедеятельности и в котором может быть и хорошее, и плохое. Так вот, ничто не должно разрушать или ослаблять у нас с вами нашу веру. Когда я говорю «нас с вами», я обращаюсь ко всем, кто меня сегодня слышит, — а через телевидение видят и слышат очень многие. Обращаюсь к нашему народу: давайте хранить веру в Господа, давайте хранить наши сердца в чистоте, не фигурально, а в прямом смысле слова, очищая мысли наши и чувства наши от всякой скверны плоти и духа. И тогда Господь поселится в наших сердцах, а вместе с Ним — мир, радость и человеческое благополучие.

Вот какие выводы можно сделать из сегодняшнего замечательного события, реального исторического события, которое мы вспоминаем. И в заключение я хотел бы еще и еще раз сказать: да хранит Господь землю нашу Русскую, многонациональную. Да хранит в мире народы, которые живут на этой земле. Да ограждает нас от врагов внешних и внутренних, для которых наше благополучие часто страшнее острого ножа. И сегодня, когда внешняя обстановка вокруг России становится действительно неблагоприятной, следует, может быть, вспомнить пословицу «Страшен сон, но милостив Бог». Вот если мы будем помнить о Боге, призывать Его имя, надеяться на Его помощь и жить в соответствии с Божиим законом, то все эти трудности, неурядицы, риски окажутся сном, то есть будут проходить быстро и никак не влиять на нашу личную, общественную и государственную жизнь.

Да хранит Господь Россию, град Москву, в самом центре которого мы сегодня совершили Божественную службу, и всех, с верой и любовью притекающих к Господу и испрашивающих Его милости на себя и на Отечество наше! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси