Патриаршая проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии в Свято-Троицком соборе г. Сургута

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриаршая проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии в Свято-Троицком соборе г. Сургута

28 мая 2023 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе г. Сургута. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Как все просто! И мы, христиане, наследники двухтысячелетней традиции апостольского служения, апостольской проповеди, воспринимаем эти слова как очевидную вещь, как сердцевину нашей веры: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Но какими же новаторскими, какими удивительно новыми и даже малопонятными были эти слова для тех, кому они были тогда обращены!

В Ветхом Завете Бог присутствовал в некоторых видениях, например, в горящей купине; Он присутствовал в сердцах людей. Но Бога, по слову Библии, не видел никто и никогда (Ин. 1:18). И то, что произошло в Новом Завете, полностью меняет всю систему религиозных убеждений, саму природу веры. Бог явился нам во Христе, Господе и Спасителе. Читая Евангелие, мы представляем себе Его образ, мы знаем Его дела, мы знаем Его мысли. Нам легко верить в Господа и Спасителя. Но как трудно было верить тем, кто до Христа верил в Бога, Которого никто никогда не видел! Явление Бога во Иисусе Христе — это великая милость для рода человеческого. И мы принадлежим именно к семье христианских народов, мы принадлежим к Церкви Христовой, в центре которой — исповедание того, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий. И мы через Него поклоняемся Богу, Который для нас уже не является неведомым, но ведомым во Христе Иисусе, Господе нашем.

Вера в Господа призвана менять человеческую жизнь к лучшему. Если человек крестился, если он себя связывает с Православной Церковью, он не может не наблюдать за своим внутренним духовным состоянием. Если же такой человек занимается чем угодно — политикой, бизнесом, общественной работой и даже семьей, — но почти никогда не вспоминает о Боге, то и Бог не будет его помнить. Ведь отношения человека и Бога — это движение двустороннее. Господь дает нам Свою милость, Свою благодать, Свою помощь в ответ на нашу веру, а вера должна выражаться в молитве и споспешествоваться добрыми делами. Потому что если есть вера, а добрых дел нет, то мы, по слову Божию, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, и наша вера ни во что не реализуется.

Эти истины помогают каждому человеку правильно выстроить свои отношения с Богом, верить в Него, признавать Его бытие, исполнять Его предначертания, Его заповеди, Его закон и одновременно через участие в жизни Церкви, через причастие Святых Христовых Таин входить в мистическое, таинственное, непонятное для человеческого разума, но реальное соприкосновение с Богом.

И мы знаем, как это соприкосновение нередко меняет человеческую жизнь. Существует множество повествований о том, как люди меняли свою жизнь — от самой никчемной к вершинам святости — через прикосновение к Господу. Вспомнить хотя бы Марию Египетскую, блудницу александрийскую, падшую женщину, которая была презираема за свой образ жизни, но через глубинное покаяние разорвала узы порока и стала не просто верующей, но великой Божией угодницей. Осознав глубину своего падения, она удалилась в палестинскую пустыню, перешла через реку Иордан и жила там без запасов воды, питаясь тем, что давала пустыня. А ведь этот пример, о котором нам напоминают богослужения Великого поста, имеет большое значение для исправления нашей жизни. Если даже такая женщина, как Мария Египетская, могла из бездны падения обратиться ко Христу, значит, этот путь открыт для каждого, даже для самого большого грешника, даже для того, кто махнул на себя рукой: «Да что с меня взять? Не знаю даже, верю в Бога или не верю. А сколько всего дурного, ненужного сделал, сколько слов плохих сказал — не счесть!»

Все, чему учит Церковь, — это и есть помощь человеку в движении вверх во всех смыслах слова. В духовном — навстречу Богу; в интеллектуальном — познавая все больше и больше и укрепляя свой разум. И даже когда человек умножает свои материальные средства, но обращает их не только на себя, а в первую очередь творит добрые дела, то и этот материальный успех благословляется Богом. Но горе тому, кто созидает богатство только ради себя и своей семьи! Кому дано больше, с того больше и спросится, и потому имеющий то, чего не имеют другие, Богом призывается совершать добрые дела. И я неслучайно говорю об этом именно здесь. Здесь много людей состоятельных, которые играют очень большую роль в развитии экономики нашей страны. Доброго здоровья и успеха в их трудах! Но, находясь на вершине материального благополучия, всегда нужно помнить о тех, кто нуждается в помощи. И знаю, как много доброго состоятельные люди этой земли делают для тех, кому нужна их поддержка.

Обрести направление в жизни — это очень сложное дело. Нужна помощь родителей и учителей, либо человек достигает интеллектуальных высот посредством образования, но даже там, на этих высотах, легко заблудиться. А подлинный путь жизни, который несет спасение человеку и благо окружающим, лежит через веру, через стремление жить по Божиему закону, по Божиим заповедям. Вот тогда и материальные блага содействуют человеческому спасению, обретению Царства Небесного. А если ничего подобного не делается, то богатство обращается в осуждение.

Дай Бог, чтобы было именно так, как Господь велит. Чтобы богатство не только одного или другого человека, а богатства всей нашей страны обращались на то, чтобы страна сохраняла свой суверенитет, свою свободу, чтобы имела силу отразить вражеские нападения, чтобы развивались образование и культура, чтобы укреплялась духовная жизнь и чтобы каждый человек, сознавая себя сыном или дочерью Церкви и чадом Отечества нашего, мог служить и Богу, и народу, и стране нашей, и, конечно, своим близким и родным.

Да поможет нам Господь именно так прожить жизнь. Не сокрушаться о своих жизненных неудачах, махнув на все рукой, или, напротив, упиваться своим материальным благополучием, став духовно слепым, — и то, и другое опасно. Но путь, который Господь указывает через Свое Евангелие, таков, что человек обретает способность быть с Богом, а значит, обрести самое главное — спасение во Христе Иисусе, Господе нашем.

Дай Бог, чтобы народ наш шел по этому пути, а ведь большинство и идет по этому пути, хотя, конечно, далеко не все. Но этот путь становится непонятным для тех, кто взирает на нас через западные границы, потому что там нет такого целеполагания. А потому напряжение, которое сегодня возникло между Россией и Западом, — это не просто политическое недоразумение. Сталкиваются разные системы ценностей, разные системы целеполагания. У нас разное отношение к вере в Бога. Мы верим, что мы на правильной стороне, на светлой стороне истории, и дай Бог, чтобы эта сторона освещалась светом Божественной истины. Да поможет нам Господь сохранять любовь к Отечеству, к Церкви и друг к другу, разделять друг с другом свои ресурсы, будь то большие или малые, помогая друг другу и поддерживая друг друга. И да поможет нам Господь с особой заботой, вниманием и любовью относиться к подрастающему поколению. Да помогает всем нам Господь бережно относиться к заветам тех, кто передал нам свою веру, и осуществлять эти заветы во славу Божию, во славу Церкви и Отечества и в наше спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси